Внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Эрмитаж"
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Монгуш Ольга Алексеевна

Мероприятие представляет собой заочную игровую экскурсию в один из самых знаменитых музеев мира - в Эрмитаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnaya_ekskursiya_v_ermitazh.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 с.

 Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

Внеклассное мероприятие:

«Заочная экскурсия в Эрмитаж»

Разработала и провела:

Учитель русского языка

 и литературы

Монгуш Ольга Алексеевна

Сарыг-Сеп

Заочная экскурсия в Эрмитаж

        Форма проведения: заочная игровая экскурсия с элементами инсценировки.

        Цели: Познакомить учащихся с одним из известных музеев мира, с Эрмитажем, расширить кругозор учащихся, воспитать внимание к прекрасному, научить видеть красоту, созданную руками человека.

        Оформление: Плакат «Эрмитаж», репродукции картин, скульптур, детских картин, оформленных в виде имитации выставки, ПК с  большим экраном, на котором  проецируются произведения известных художников, скульпторов.

        Участники: учащиеся выступают в роли экскурсоводов, двое юношей  выступают в роли посетителей музея, один ученик играет роль  М.Б.Кенин-Лопсана.

        Ход экскурсии:

1. Вступительное слово учителя. Мы с вами не первый раз обращаемся к искусству. Но в прошлом году мы познакомились с одним шедевром. Кто напомнит классу, что это было за произведение и кто автор картины? Да, правильно, это картина Рафаэлло «Сикстинская Мадонна». А то на этот раз мы совершим с вами экскурсию в один из самых знаменитых музеев мира – в Эрмитаж.  Эрмитаж в переводе с фр. означает – загородный дом, парковый павильон. Давайте послушаем  рассказ об Эрмитаже. (Экскурс об Эрмитаже на электронном учебнике) – 6 минут.

2. Инсценировка экскурсии по Эрмитажу. Ребята собираются на экскурсию в Эрмитаж. На полу опавшие листья.

1-ый:

 Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо прозрачно и чисто.

Сегодня мы вместе идем в Эрмитаж!

Ложатся нам под ноги листья.

2-ой:

мы слышали столько про этот музей

от наших знакомых, родных и друзей!

И стало неловко нам даже,

Что не были мы в Эрмитаже.

3-ий:

и вот мы в музей знаменитый спешим,

опавшей листвою мы дружно шумим…

4-ый:

и вот мы под аркой проходим,

и вот мы на площадь выходим.

1-ый:

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зеленый фигурный ларец!

2-ой:

а если такой он снаружи

То, что же внутри обнаружим?

3-ый:

налево, направо и прямо потом…

4-ой:

идем, и античностью веет

На нас все сильней и сильнее.

1-ий:

Такое у нас было чувство

Что мы – в океане искусства!

2-ый:

древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну до чего знаменитый народ!

3-ый:

храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

4-ой:

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийские игры они

Тоже придумали в давние дни!

1-ый:

строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь каково

Было скульптурное их мастерство!

2-ой:

Ну а всех поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли изъясняться!

3-ий:

«Физика», «космос», «медуза», «стратег» -

понял бы мигом слова эти грек.

4-ый:

Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» -

Скажешь ты это по-гречески прямо!

1-ый:

«Библиотека», «театр», «берилл» -

Так, между прочем, и грек говорил!

2-ой:

А вот полюбуйтесь:

Стоит у стены

Виновник кошмарной Троянской войны.

3-ый:

Вот этот красавчик мужчина –

Троянских несчастий причина.

4-ой:

…С беспечным нахальством

И наглым коварством

Жену он похитил в чужом государстве,

Вернувшись с Прекрасной Еленой

В родные троянские стены.

1-ий:

Поскольку у греков украл он жену,

То греки ему объявили войну,

И сотнями гибли герои,

Сражаясь под стенами Трои.

2-ый:

Париса в сраженье убила стрела,

А славная Троя сгорела дотла…

3-ый:

каким же он был дурачиной,

Вот этот красавец мужчина!

4-ой:

Лишь только глянуть стоит

И моментально поймешь ты,

Что перед тобою –

Богиня красоты.

Пускай она разбита,

Но даже и без рук

Богиня Афродита

Прекрасней всех вокруг!

1-ый:

А вот Артемида – богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то,

2-ой:

А вот Одиссей, подающий советы,

3-ий:

А это – кентавры…

4-ый:

А это…

1-ый:

А это…

2-ой:

Но описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

(2 группа экскурсоводов познакомит с залом, посвященным Древнему Риму)

5-ый:

Но вот мы приблизились к Древнему Риму,

Границы Эллады и Рима незримы.

Поскольку искусство античное

Не знало границ, безграничное.

6-ой:

От Греции Рим позаимствовал много,

Поскольку моложе он Греции был.

И даже вот этого грозного бога

Воинственный Рим на Олимпе добыл.

По-гречески – Зевс, а по-римски – Юпитер.

В плаще золотом восседая на троне,

Разящую молнию держит, как пику,

И держит он в мраморной  правой ладони

Богиню победы – крылатую Нику.

7-ий:

Благородный титан Прометей

Ничего не жалел для людей.

Он спасал их от горя и слез,

И огонь он с Олимпа принес.

И огонь этот людям вручил,

Он жалел их, лечил и учил.

8-ый:

Ну а боги разгневались яро.

И придумал владыка врагов

Прометею ужасную кару.

Приковали титана к скале,

Ожидая мольбы о пощаде…

Только многие тысячи лет

Так зазря и прождали в досаде.

5-ый:

Ну а этот противный орел

На скалу прилетал неустанно

И терзал, кровожаден и зол,

Благородное тело титана.

6-ой:

А вот еще удивительный зал.

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

7-ый:

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки…

Все знакомое почти,

А попробуй-ка прочти!

8-ой:

Вот в квадрате лев скучает

- Что же это означает?

Цапля гордая стоит –

Что она в себе таит?

Буква это или сразу

Вся египетская фраза?

5-ий:

Может кончилась строка

Возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной!

Чтоб другой никто не мог

Разгадать секретных строк.

6-ый:

В иероглифах без риска

Я б тебе писал записку:

Рыба, взятая в кружок,

Цапля с клюшкой и конек.

7-ый:

Ну а я бы понял сразу

Зашифрованную фразу,

Пообедал бы скорей

И пошел играть в хоккей!

(Следующая группа экскурсоводов познакомит с галереей героев 1812 года).

9-ый:

Имена, эпохи, стили…

Сколько мы всего вместили!

Сколько мы сего узнали…

А теперь мы в новом зале.

10-ый:

Вы тут не увидите статуй и ваз,

Не встретите тут украшений.

Глазами суровыми смотрят на нас

Герои из дыма сражений

11-ый:

Здесь честью заслужены все ордена.

Навеки прославлены их имена

За то, что себя не щадили

И в грохоте пушечном Бородина

Россию они защитили.

12-ый:

«Был к славы и гибели каждый готов,

дожил до победы не каждый…»

Ты видишь на мраморе золото слов?

Так Пушкин писал об отважных.

9-ый:

Их доблесть запомнили наши враги.

Их помнит Отечество свято.

И память отныне и ты Берегите себя,

Об этих суровых солдатах.

10-ый:

Конечно Кутузова знает любой:

Кутузов – великий народный герой!

Едва прозвучит это имя – «Кутузов»,

Как вспомнится сразу изгнанье французов.

11-ый:

Там, где стоял Багратион,

Не мог пройти Наполеон.

Он в Бородинском пал бою,

В победу веря свято,

И речь последнюю свою

Он обращал солдатам:

12-ый:

«Назад ни шагу - молвил он, -

Отечество за нами»!

Погиб герой Багратион,

Осталось имя-знамя.

(О малахитовом зале Эрмитажа произнесет монолог одна ученица)

Кто побывал в малахитовом зале,

Тот этот зал забудет едва ли.

Лично меня этот сказочный зал

Прямо у входа сразил наповал!

Молча хожу я, буквально сраженная,

Молча смотрю я на эти колонны,

Полна какой-то неясной мечты

От созерцанья такой красоты.

Вижу зеленое спящее море,

Волны застыли в зеленом узоре…

Что ни волна – то иная волна,

И зелена под водой глубина.

Я вспоминаю уральские сказы,

Глядя на эти камни и вазы…

Если б могла сочинила б поэму

Я на такую прекрасную тему:

Мы на планете живем неспроста,

А для того, чтоб цвела красота!

Учитель:  В потоке многочисленных экскурсантов оказался и «охотник с верховьев реки Енисей». Это был тувинский писатель Монгуш Борахоевич Кенин-Лопсан. Вот, что он рассказал о своих впечатлениях, написав стихотворение «Ленинградскому Эрмитажу».

Айдыс:

Охотник с верховьев реки Енисей,

Иду с этажа на этаж –

Осматриваю знаменитый музей,

Зовется музей Эрмитаж.

Спасибо тебе, величавый дворец!

Такое поведал ты мне,

Чего и мой дед – фантазер и мудрец –

Не видывал даже во сне.

А все-таки здесь, в Эрмитаже, не раз,

Я вспомнил родные места.

«А все-таки в детстве, - подумал, -и нас

Воспитывала красота!»

Какие там радуги я наблюдал

Над острыми гранями скал!

Я там ледниковую розу видал –

Редчайший и дивный кристалл!

Но ту красоту, что я видел вокруг,

Творила природа сама,

А здесь предо мною – создания рук,

Людского таланта, ума.

И я потрясен, восхищен от души,

Готов здесь бродить допоздна:

Скульптуры, картины – все так хороши,

Но лучше всех прочих – одна.

Там юную женщину изобразил

Художник, бессмертный в веках.

И смотрит осмысленно, полное сил

Дитя у нее на руках.

Стоят посетители полукольцом,

Дыханье в груди затая…

И – пусть на нее не похожа лицом –

Мне вспомнилась мама моя.

И мне показалось, что стал я мудрей

И старше на несколько лет.

О нет, Эрмитаж, ты не просто музей.

Ты -  мир, ты – университет!

Для нас ты богатство былого хранишь,

Ты правнукам их передашь.

И я посвящаю сердечный алгыш

Тебе, великан Эрмитаж!

Давайте побеседуем о том,

  • Как нашему земляку удалось выразить свои чувства при посещении знаменитого музея?
  • Какое впечатление произвел на него Эрмитаж?
  • Почему экспонаты музея напомнили посетителю родные места?
  • Какую красоту видел он на родине?
  • Как создавалась красота, выразившаяся в произведениях изобразительного искусства?

Чтобы получше некоторые строчки, послушайте стихотворение А.С.Пушкина  «Мадонна» (учитель читает стихотворение наизусть).

Итоги экскурсии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в лес"

Задача мероприятия ввести учащихся образно, эмоционально в мир леса, дать первоначальные представления о лесе,содействовать формированию коммуникативных качеств личности через  имитационные игры,...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ КАК  СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЦЕЛОСТНОЙ  ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  КАРТИНЫ  МИРА.ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ«ЭКСКУРСИЯ...

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в мир физики"

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в мир физики" предназначено для учащихся 6 класса. Проводить рекомендую с помощью учеников 11 класса в конце учебного года. Шестому классу предстоит изучение нового ...

Внеклассное мероприятие «Экскурсия в нашу историю» (6 - 8 класс)

В ходе классного часа ученики совершают экскурсию в историю России (1941-1945г.) на поезде Памяти, посещая следующие станции: Знаменательная, Почтовая, Ленинградская, Памятная. Цель классного часа: пр...

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в Музей русского языка"

Разработка позволяет подготовить мероприятие, которое может стать ярким событием в рамках предметной недели.  Рекомендую использовать в качестве  подготовительной работы  -   ...

Заочная экскурсия в Эрмитаж

Цель: познакомиться с Эрмитажем.Планируемые результаты:- знать определение понятия «Эрмитаж», его назначение, основателя;- уметь различать коллекции картин Эрмитажа от экспонатов других музеев;- разви...