Литературная игра. Повести Белкина
презентация к уроку по литературе на тему

Семёнова Ольга Вячеславовна

Презентация-игра для 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная игра По циклу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (для учащихся 6 – 7 классов)

Слайд 2

«Повести Белкина» - это драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества. А.С. Пушкин

Слайд 3

Литературная игра проводится по типу телевизионной передачи Правила игры: Играют 2 или 3 команды. Игру начинает команда, которая расскажет историю создания цикла «Повести Белкина». Используя табло, игроки выбирают тему вопроса и его стоимость. Правильный ответ появляется по щелчку на слайде с вопросом. В случае верного ответа команде засчитывается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и она делает следующий выбор. Если дан неверный ответ, то сумма снимается со счета команды, а право ответа на этот вопрос переходит другой команде.

Слайд 4

Секторы игры - аукцион Стоимость вопроса может быть увеличена. Соперники могут выкупить право ответа на вопрос, поставив на кон большее количество баллов Вопрос должен быть передан другой команде Возврат на табло

Слайд 5

«Барышня- крестьянка» «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» 100 100 400 300 200 500 400 300 200 100 500 400 300 200 500 400 300 200 100 500 «Станционный смотритель» 300 200 100 500 400 выход

Слайд 6

«Станционный смотритель» Узнайте героя: «...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика» 100 ОТВЕТ: Самсон Вырин

Слайд 7

«Станционный смотритель» Вспомните описание «картинок, украшавших смиренную, но опрятную обитель смотрителя». 200 ОТВЕТ: Они изображали историю блудного сына. На первой старик отпускает беспокойного юношу с благословением и деньгами, на другой изображено развратное поведение молодого человека, далее представлено его раскаяние и возвращение к отцу.

Слайд 8

«Станционный смотритель» Как смотритель нашел проезжего гусара? 300 ОТВЕТ: Из подорожной знал он, что ротмистр Минский ехал из Смоленска в Петербург и начал свои поиски. Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире.

Слайд 9

«Станционный смотритель» Чем была занята Дуня в тот момент, когда гусар Минский вошёл в комнату, требуя немедленно подать лошадей? ОТВЕТ: Старый смотритель разлиновывал новую книгу, а Дуня за перегородкой шила себе платье. 400

Слайд 10

«Станционный смотритель» Чему научил старый смотритель мальчика Ваню? 500 ОТВЕТ: Дудочки вырезывать.

Слайд 11

«Барышня-крестьянка» Назовите эпиграф к повести « Барышня- крестьянка » ОТВЕТ: Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. Богданович 100

Слайд 12

«Барышня-крестьянка» Узнайте героиню: « Ей было 17 лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя» ОТВЕТ: Лиза Муромская 200

Слайд 13

«Барышня-крестьянка» Как называлось имение Берестовых и как – имение Муромских? ОТВЕТ: Берестовы жили в Тугилове , 300 а Муромские – в Прилучине

Слайд 14

«Барышня-крестьянка» Каким образом организована была переписка между Алексеем и Лизой-Акулиной? 400 ОТВЕТ: Почтовая контора была в дупле старого дуба. Настя втайне исполняла должность почтальона. Туда приносил Алексей крупным почерком написанные письма и там же находил на синей простой бумаге ответ.

Слайд 15

«Барышня-крестьянка» 500 Перед вами записаны цитаты из текста. Расположите их в том порядке, в каком они идут в повести. «Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед». «Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается». «Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо». «Сын Берестова приехал к нему в деревню». «...А покамест намерен я тебя женить!» «Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне». «Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели...» «Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу». «Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом». «Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе». ОТВЕТ:

Слайд 16

«Барышня-крестьянка» 500 «Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед». 4. «Сын Берестова приехал к нему в деревню». 9. «Как бы мне хотелось его видеть! — сказала Лиза со вздохом». 2.«Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается». 10. «Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе». 6. «Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне». 8. «Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу». 5. «...А покамест намерен я тебя женить!» 7. «Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели...» 3. «Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо».

Слайд 17

«Метель» Назовите автора эпиграфа к повести «Метель» Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий… Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран , свистя крылом, Вьется над санями; Вещий сон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в тёмну даль, Воздымая гривы… 100 ОТВЕТ: Василий Андреевич Жуковский

Слайд 18

«Метель» В каком историческом событии участвовал Владимир и был тяжело ранен? ОТВЕТ: В Бородинском сражении 200 - аукцион

Слайд 19

«Метель» Узнайте героиню: Она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне». ОТВЕТ: Марья Гавриловна 300

Слайд 20

«Метель» Прослушайте вальс к повести А.С.Пушкина «Метель» и назовите фамилию композитора, написавшего его. ОТВЕТ: Георгий Свиридов 400

Слайд 21

«Метель» В повести “Метель” А.С. Пушкин пишет: “Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание”. Какие из ниже перечисленных пословиц упоминаются в повести, по какому поводу они были сказаны: “Терпенье и труд всё перетрут”, “Суженого конём не объедешь”, “Бедность не порок”, “Жить не с богатством, а с человеком”, “Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом”. ОТВЕТ: Марья Гавриловна, болея две недели, в бреду выдала свою тайну. Из всего сказанного мать поняла только, что любовь была причиной болезни. Она посоветовалась с мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком. 500

Слайд 22

«Выстрел» Узнайте героя: «Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились» 100 ОТВЕТ: Граф Б., соперник Сильвио

Слайд 23

«Выстрел» Произведение предваряется двойным эпиграфом, назовите его. - аукцион 200 ОТВЕТ: 1. Стрелялись мы. Баратынский 2. Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел). «Вечер на бивуаке»

Слайд 24

«Выстрел» Что произошло с Сильвио в конце произведения? ОТВЕТ: « Сказывают, что Сильвио , во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами ». 300

Слайд 25

«Выстрел» Анна Ахматова писала: “Пушкин считал смерть только тогда страшной, когда есть счастье”. Дождался ли Сильвио подходящего момента для отмщения графу? 400 ОТВЕТ: Да, он решил сделать свой выстрел в тот момент, когда граф женился и очень дорожил своим счастьем.

Слайд 26

«Выстрел» Перед вами записаны цитаты из текста. Расположите их в том порядке, в каком они идут в повести. 1. “Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио ”. 2. “Я не имею права подвергать себя смерти”. 3. “ Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме” 4. “Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился”. 5. “ Сильвио ... был убит в сражении под Скулянами ”. 6. “Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни”. 7. “Ныне час мой настал”. 8. “Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести”. 9. “Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую”. 10. “Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты”. ОТВЕТ: 500

Слайд 27

«Выстрел» 500 1. “Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио ”. 3. “ Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме”. 4. “Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился”. 2. “Я не имею права подвергать себя смерти”. 6. “Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни”. 7. “Ныне час мой настал”. 9. “Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую”. 10. “Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты”. 8. “Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести”. 5. “ Сильвио ... был убит в сражении под Скулянами ”.

Слайд 28

«Гробовщик» Кто пригласил Адриана Прохорова на торжество и по какому поводу? 100 ОТВЕТ: Готлиб Шульц, сапожник, который жил в доме напротив, пригласил Адриана и его дочек на серебряную свадьбу.

Слайд 29

«Гробовщик» Как звали дочерей Адриана Прохорова? 200 ОТВЕТ: Дочерей Адриана Прохорова звали Акулина и Дарья - аукцион

Слайд 30

«Гробовщик» Кого решил пригласить Адриан Прохоров к себе на новоселье и почему? 300 ОТВЕТ: Во время торжества у соседа гробовщик обиделся на одного неудачно пошутившего гостя. Он пришел домой пьян и сердит. «Что ж это, в самом деле,- рассуждал он вслух, - чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный? Хотелось было мне позвать их на новоселье, задать им пир горой: ин не бывать же тому! А созову я тех, на которых работаю: мертвецов православных».

Слайд 31

«Гробовщик» Названия каких улиц упоминаются в повести? ОТВЕТ: В повести упоминаются Басманная , Никитская и Разгуляй. 400 «…тощая пара в четвёртый раз потащилась с Басманной на Никитскую , куда гробовщик переселялся всем своим домом». «Но Трюхина умирала на Разгуляе …»

Слайд 32

«Гробовщик» Как выглядела вывеска над воротами дома гробовщика? 500 ОТВЕТ: «Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат и починяются старые». (Амур с опрокинутым факелом – это символ смерти)

Слайд 33

Следы исчезнут поколений, Но жив поэт, бессмертен гений… Ф.Глинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- игра "Повести Белкина"

Урок построен по принципу "Своя игра", что позволяет в ходе игры проверить, насколько хорошо учащиеся знают содержание произведения....

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Урок-игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина

Урок организован в форме игры, состоящей из нескольких раундов. Урок проводится как заключительный в системе уроков, посвященных теме "Повести Белкина" в 6 классе...

Игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина

В заключении чтения "Повестей Белкина" А.С.Пушкина можно провести игру по произведению. Предложенный формат можно трансформитровать по желанию учителя....

Игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина

В заключении чтения "Повестей Белкина" А.С.Пушкина можно провести игру по произведению. Предложенный формат можно трансформитровать по желанию учителя....

Проект Читательская конференция "Повести Белкина" А.С. Пушкина (по повести "Барышня-крестьянка")

Открытый урок проводился  в форме читательской конференции с учащимися и их родителями. Родители тоже заранее прочитали повесть и активно участвовали на занятии. Судя по их отзывам, занятие прошл...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...