«Красота любви в стихотворении С. Кирсанова «Я бел, любимая ».
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему

Поэзии не свойственно понятие времени, она есть, пока жив человек, пока страдает и бьется его сердце.

           Такой живой можно назвать лирику мало известного современному читателю поэта Семена Кирсанова. Познакомьтесь с творческой работой учащейся, которая провела анализ творчества поэта на основе стихотворения "Я бел, любимая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_lyubvi_v_stihotvorenii_s.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

          «Красота любви в стихотворении С. Кирсанова «Я бел, любимая ».

             

              «Когда поэзия есть, ее не замечаешь, но без нее люди задыхаются,» - говорил поэт  Е. Винокур.  Поэтому необходимость поэзии очевидна, правда жизни и правда прекрасного взаимосвязаны. Истинные стихи притягивают к себе. Хочется возвращаться к ним еще и еще, чтобы открылся их глубинный смысл, неизменная красота. Поэзии не свойственно понятие времени, она есть, пока жив человек, пока страдает и бьется его сердце.

           Такой живой можно назвать лирику мало известного современному читателю поэта Семена Кирсанова. Пишу «мало известного» и тут же одергиваю себя: ведь его стихи многократно были положены на музыку, стали романсами  в творчестве таких известных исполнителей, как :  А. Пугачева  «Эти летние дожди», Л. Утесов «У Черного моря», А. Градский «Жил-был я», М. Кристалинская «У тебя такие глаза», группа «Самоцветы» «Горлица». Что же мы знаем о нем?

              Семен Исаакович Кортчик - поэт 20 века, создатель рифмованной прозы, ученик В.В. Маяковского, один из последних футуристов. Сам себе выдумал псевдоним (Корсемов), который позже, немного переделанный, стал его фамилией. Маяковский любил выступать с Кирсановым, это сыграло немаловажную роль в литературной биографии юного поэта. Как писал он в воспоминаниях: «Живу плохо, голодаю…Приезжает из Америки Маяковский. Дела улучшаются…».  Но несмотря на то, что Семен Исаакович «советизировал» себя по-маяковски, все ж в душе «оставался лириком, эстетом, выросшим из Серебряного века», как писал о нем М. Розовский.

Любовная лирика – это вершина, присущая великим поэтам. Именно здесь, наедине с собой, своими чувствами, раскрывается настоящий талант. Смерть первой жены стала мотивом к созданию любовных стихов поэта. Особенно выделяются «Четыре сонета». Эти трагические строки будто разрывают душу. Но это только боль, горечь.  Настоящие, волшебные, полные страсти, волнения и очарования стихи возникнут значительно позже. После разрыва со второй женой Кирсанов, уже немолодой человек , с большим жизненным грузом за плечами, поедет на Международную встречу поэтов в Бельгию. Там он познакомится  с художницей, поэтессой Изабель Баэс, которой посвятит цикл стихов, а точнее поэму «Следы на песке». Ее имя нигде не будет названо, но в одном из стихотворений он зашифровал : «И за белой скатертью…»

             «Я бел, любимая…» - одно из стихотворений, вошедших в эту поэму. Футуристам было присуще стремление к форме, так вот стихи Кирсанова имеют форму, неслучайно он мастер фигурных стихов. Стихотворение «Я бел, любимая…» имеет ромбовидный орнамент. Ромб – это оберег, символ земледельцев, плодородия и счастливого потомства. Для женщины – это оберег дома, семьи, любви, женского начала. Для мужчины- щит, оберегающий также любовь, семью . Это своеобразный символ гармонии отношений. На мой взгляд, ромбовидная форма выражает , с одной стороны, гармонию любви, с другой- четкое разделение позиций обоих в одном союзе. Потому один из приемов, использованных автором, является анафора, необходимая для усиления любви и борьбы противоположностей: я и ты.

              Кирсанова часто обвиняли в формализме, дескать, не по-советски, можно было бы попроще. Но, видимо, поэт считал, что слова в поэзии должны быть необычны, потому как предназначены для выражения необычных состояний. А ведь состояние героя действительно необычно. Он стар, она юна, он живет в СССР, она – в стране капитализма. Что может быть между ними общего? Язык искусства и любви. Ведь любовь- это красота, а ее можно передать красками души.

              Композиция стихотворения проста - это внутренний монолог лирического героя с любимой. Она молодая, жизнерадостная, у нее еще все впереди[a], она – начало жизни. Не случайно автор как бы нанизывает синонимичные метафоры по нарастающей: «ты небо первых гроз», «ты радуга, первая из призм». Она очень красива его любимая: «ты водопад из золота волос». Ее жизнь пока ничем не омрачена, потому глаза широко открыты миру. И ее увлечение немолодым поэтом – всего лишь познание Вселенной, самой себя и своих чувств.

                В силу того, что стихотворение автобиографично, лирический герой сам автор, отсюда личное местоимение начинает и заканчивает исповедь поэта. Очень образно позиционирует он себя- «я мел», «моя ладонь, и та лишь оттиск допотопного листа». Такое сравнение с древним морем имеет философское значение.  Он начало конца, а она конца начало. Любовь как точка соприкосновения этих форм, потому она так кратковременна. Размышления героя одновременно пронзительно грустны и реалистичны. Такие особенности присущи элегии.

                 Противостояние зрелости и юности, опыта и творчества, любви и страсти переданы автором через антитезу, лежащую в основе композиции стиха.  Но это противостояние не «лед и пламень, стихи и проза», нет, это скорее выстраданная правда, любовь и невозможность любви. «Любимая, - говорит поэт, - на белом мне прочти: любил тебя». Очень красиво, сложно и грустно. Ведь у поэта меньше возможности жить в силу возраста, но он верит, что их любовь преодолеет и годы, и расстояния. Одним из приемов, использованных автором, является анафора, необходимая для усиления противопоставления: Я и ТЫ. Любовная лирика С.И. Кирсанова — это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

 О кирсановской рифме слагались легенды, писались эпиграммы, по воспоминаниям современников, он «перелетал с трапеции на трапецию головокружительных рифм». Семен Исаакович писал: «Я искал слова быстрого и точного». И стихотворении «Рифма» он сравнивает рифму с бедным дитя, которому разрешает играть, чем хочется. Вот и играет он в стихотворении, где рифма сложная: неравносложная, усеченная, но звучная – верлибр. А ямб, используемый поэтом, необыкновенно хорош для выражения сложных душевных переживаний простым доступным языком. Кольцевая композиция замыкает историю любви на чувствах поэта. Это его любовь переживет века, будет вечной. «Любил тебя» звучит как молитва, как купринское «Да святится имя твое».

Всю жизнь С.И.  Кирсанов неутомимо искал  новое в смысле слова, в звуке, в речи, в технике стиха; его новаторство обладает энергетикой, особым настроением. Он воскликнул однажды: «Жил-был я. Стоит ли об этом?»  Стоит ли, правда? Кому-нибудь это надо, интересно? Ведь в советской литературе много было лжи. Да и в стихах Кирсанова, кстати, тоже немало патетики. Но есть и другие,  например:

                                            Я бел, любимая…

                                            Я мел,

                                            Который морем был…,

И становится грустно, приятно, томно. Хочется, чтобы юбилеи таких поэтов отмечали, помнили, и на вскрик: «Стоит ли об этом?», не задумываясь, ответили: «Стоит. Обязательно»

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"

Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Тема любви в стихотворении И.Бунина "Ранний, чуть видный рассвет..."

Природа и любовь в стихотворении И.Бунина как бы слиты воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование жизни....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...

Разработка урока. "Тема любви в стихотворении И.С.Тургенева "В дороге"

Особую сложность для преподавателей и обучающихся  представляют уроки по лирике того или иного автора. Большинство обучающихся знакомы с И.С.Тургеневым как с писателем, и мало кто знает его как п...

Природа-мир истина и красоты.Анализ лирического стихотворения А.А.Фета"Учись у них-у дуба,у берёзы"

Сегодня мы  совершим путешествие в  поэтический мир лирического произведения  А.А.Фета , а начинается оно  со слов  Учись у них...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...