Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Белова Екатерина Трофимовна

Конспект открытого урока по литературе с учащимся, занимающимся в условиях надомного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature_10_klass.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе 10 класс

Класс 10              предмет  литература         дата 16 января 2017 г

Тип урока:  Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого  «Бедные люди»

Цели:  продолжить формирование понятия  «милосердие», побуждать ребенка поступать милосердно по отношению к близким и чужим людям,  к животным и природе. Продолжить работу по развитию умения работать с  учебником. Работать над развитием основных мыслительных операций, умением делать выводы и обобщения.

Оборудование: учебник литературы  9 класс; Толковый словарь русского языка. Авт. Баханьков А.Е.-Мн.; Нар.асвета,1985 г.

  1. Организация начала урока  Слово учителя – вот и закончились  новогодние каникулы. Мы снова встретились с тобой, чтобы продолжить нашу работу. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей 19 века, которые нам рассказывают о жизни русского народа в те далекие времена. И сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (Целеполагание и мотивация)

         учитель

 Предположительный ответ ученика                    

Попробуй вспомнить, какие произведения этого писателя мы уже изучали?

 «После бала», «Кавказский пленник»)

А сегодня мы познакомимся с новым рассказам этого  писателя, который называется «Бедные люди».

Исходя из названия рассказа,  как ты думаешь о чем мы узнаем, читая его?                     

Думаю о жизни бедных людей.

                                         

А зачем нам это, зачем мы изучаем жизнь людей в 19 веке?

Наверное, чтобы знать и понимать историю нашей Родины.

                                           

Правильно, молодец! Нельзя быть гражданином России, не зная прошлого, ведь так трудно разобраться в современной  жизни нашего общества.

Ты согласен со мной?

Согласен.

Умница!

Давай откроем стр.100 нашего учебника и прочтем о том, что пишут о Л.Н.Толстом другие известные писатели.

О чем этими строками нам говорит писательница?

Читает высказывание М.Шагинян.

Что Л.Н.Толстой хорошо знал быт и труд крестьян и правдиво описывает это в своих произведениях.

Прочти слова писателя А.М.Горького.

А что пишет о Л.Н.Толстом  А.М.Горький?

Читает слова А.М.Горького.

О правдивости его произведений и о значении их для всех нас.  

                                                 

  1. Изучение нового материала .Проблемное задание (вопрос 6 на с.103ч.1)

Чтение рассказа.

  1. Осознание и осмысление прочитанного учеником.

Ну а теперь давай начнем читать рассказ.

Словарная работа  «полог». Тебе понятно это слово? Давай откроем наш толковый словарь на стр.203. Читай объяснение.

Читает рассказ 1 абзац.

Нет. Читает: полог – занавеска ,закрывающая кровать.

                                             

Что мы узнаем из 2 абзаца. О ком мы сейчас прочитали? Что мы узнали о семье Жанны? (Большая семья или маленькая?  Чем занимается муж Жанны?  Как они живут бедно или богато?

Найди в тексте фразы, подтверждающие это? Зачитай.

Жанна жена рыбака, семья большая 7человек. Живут бедно, еле-еле кормятся. Едят ржаной хлеб. У детей нет обуви. Стр.101                                

Читаем дальше. Словарная работа «Маяк» стр.101 и выражение « вдовье дело» (разъясняет учитель). Зачитай из прочитанного описание погоды.  Обрати внимание на стр.100.

Зачитывает ребенок со стр.1ОО и заканчивая  словами (…на море буря) и на стр. 101                        

Куда отправилась Жанны, выйдя на улицу? Зачем?

  К соседке, проведать.      

                                                   

Физкультминутка, гимнастика для глаз

Смотрим вдаль и в книгу,трет подушки ладошек и прикладывает их к глазным яблокам.

Что же увидела она, войдя в избушку соседки?

А рядом с ней спящих двоих мертвую соседку на кровати, а недалеко от неё, в колыбели, спящих двоих маленьких детей                      

 Что она предприняла?                                                      

Прочти это на стр.102                        

Прочитай дальше, почему Жанна переживает так поступив?

Стр.102

Продолжаем читать. «Дверь скрипнула…»

Читает до конца текст.

Когда пришел муж Жанны о чем у них был разговор? Давай их разговор прочитаем по ролям, ты читаешь слова мужа, а я слова Жанны. Слова автора будем опускать. Хорошо?

Ребенок соглашается идет чтение по ролям.

Чем же закончился рассказ? Прочти.

Стр.103  «Вот они…»

Прочти 6 вопрос на стр.103 и попробуй ответить на него?

Люди сами живут бедно, но они очень добрые, отзывчивые …

Ты прав, умница. Это милосердные люди. Давай откроем с.144 толкового словаря и найдем слово милосердие и прочтем его смысл.

Читает, что такое милосердие

Стр.144

                                               

Значит быть милосердным - это готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ты понимаешь это?

Да понимаю.

                                                 

 Чему учит нас этот рассказ?

Люди бедны, но  богаты душой, милосердны. Надо быть милосердными всем.

Не все люди милосердны, к сожалению. Есть жестокие, которые совершают злые поступки. Ты наверное можешь привести примеры, но мы не будем сейчас о них говорить. Лучше  приведи из своей жизни милосердный поступок, который совершил ты, а может твои родители

Ребенок пытается вспомнить что-то из своей жизни и жизни своих родителей и наконец рассказывает, как он и его мама приютили маленького котенка, брошенного кем-то поздней осенью.

  1. Рефлексия. Я очень рада Саша, что ты все понял, ты большой молодец, я довольна твоей работой и я ставлю тебе четыре за неё, ты  не всегда был четок и точен в своих ответах. Ты согласен со мною (Да)Скажи, тебе понравился рассказ и как ты сам работал со мной. (Да)  Думаю ты тоже будешь расти милосердным человеком, готовым прийти на помощь человеку, если он в ней нуждается.  А теперь я дам тебе домашнее задание.
  2.  Домашнее задание.  

Дома подумать, поговорить с мамой, бабушкой, папой и на следующем уроке приведи примеры милосердного поступка из жизни своей семьи или людей. Хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Технологическая карта и материалы к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"

Материал содержит технологическую карту и материалы к уроку литературы в 6 классе еа тему: "Проблематика рассказа Л.Н.Толстого "Бедные люди"....

Разработка открытого урока в рамках конкурса профессионального мастерства. Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

«Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связ...

Презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Чем люди живы"

Презентацция к открытому уроку по творчеству Л.Н. Толстого с опрой на произведение "Чем люди Живы"...