Методическая разработка урока «И. А. Крылов «Волк на псарне»
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме

Технологическая карта урока литературы «И. А. Крылов «Волк на псарне»  в 5 классе с презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«И. А. Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне.                                                   Патриотическая позиция автора

Предмет: литература.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г.

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.  

Материалы к уроку:  презентация.

Тема урока:  «И. А. Крылов. Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

Цели урока:

Знакомство с историей жизни  И.А. Крылова, жанровыми признаками

произведения.

Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.

Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: совершенствовать речь  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи:  русский язык ,скульптура, архитектура, живопись.

               

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Будем отвечать активно,                Хорошо себя вести,                                     Чтобы на урок всем нам                  Захотелось вновь прийти.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

 2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:  формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

А теперь мы совершим небольшую экскурсию в Летний сад. Прогулявшись по его аллеям, подойдем к памятнику.

Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его.

Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника?

Это басня И.А.Крылова.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Словарная работа.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Кому поставлен памятник? А есть ли эти животные на барельефе памятника?

Что такое барельеф?

Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Крылове.

 Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Отвечает ученик, которому было дано домашнее задание создать толковый словарь для работы на уроке. Барельеф, невежда, невежа, мораль, басня, аллегория

Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1. Проверка домашнего задания

Словесный, познавательны, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

Проверка заполнения таблицы

(Учащиеся дома составляли таблицу по статье учебника

Беседа по статье.

-Где родился Крылов?

-Где он получил образование?

        

-Расскажите о начале его трудовой деятельности.

–Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой?

-Какие события в его жизни  предшествовали этому?

-Каким был первый литературный опыт Крылова?

-Что такое басня?  (Тема прошлого урока)

Чтение таблицы, составленной  по статье учебника «Биография И.А. Крылова.»

Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

«Что известно об Иване Андреевиче Крылове?» (заполняли дома).

Отвечают на вопросы.

Предполагаемый ответ:

Басня — это краткий стихотворный или

прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл.

  2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

 Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

Составление кластера( направляющий вектор)

Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее)

Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни.

(Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер.

Предполагаемая запись:

Басня-небольшой рассказ – диалог

Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение), сатирическое изображение; герои – чаще всего животные; особый басенный стих (строчки разной длины); разговорная речь, олицетворение.

3.Мини-исследование в группе.

- А что такое аллегория?

Задание. Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться… Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: осел – глупый человек, заяц – трусливый.

-А какие известные  басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон?

Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория — иносказательное изображение

предмета, явления для того, чтобы наглядно

показать его главные черты.

Отвечает один из членов команды.

  1.     Физ. минутка

(артикулляционная пауза)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Вспомним строки басен, ставшие пословицами и поговорками. Проговорите хором продолжение: А ларчик  (просто открывался),                                       Кукушка хвалит петуха за то, что (хвалит он кукушку),                                 у сильного всегда (бессильный виноват).Конкурс на лучшего актера пантомимы.

Дети выбирают басню, не видя названия, с помощью жестов изображают написанное, все узнают басню.

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

Работа с текстом басни.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Сегодня мы познакомимся с басней  Крылова «Волк на псарне». Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? Кто такой ловчий?

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

Подготовленный ученик читает басню.

1. Слушание выразительного чтения учеников.

Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?

- Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни?

 –Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление?

- Можно ли его описать аллегорически?
Многие басни служат уроком. Словарная работа.

Дети слушают, дают свои оценки.

 Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания)   Дети читают историю басни (стр. 58)

    2.Выразительное чтение учащимися.

Инсценирование. Формирование артистических способностей через творческое задание; оценка выступлений. Выполняет роль консультанта.

- Какой группе удалось точнее изобразить происходящее?

Чтение басни по ролям (3-4 группы)

Дети дают обоснованный ответ.

3. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

4. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

 Наглядный, частично-поисковый

Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему?

 Отвечают на вопрос.

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

Мораль. Что это такое?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

  Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

1 группа.

1.Над какими пороками человека смеется автор. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением?

2 группа.

Какие слова басни звучат как крылатые выражения, пословицы?

Этап 6. Подведение итогов урока

    1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

Ответы детей на вопрос?

 2.Самооценка

   Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

 3.Домашнее задание

 Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Инсценировка басни (чтение наизусть).

2.Нарисовать иллюстрацию к басне.

 Запись задания в дневники.

     4.Рефлексия

                     Метод контроля,

 познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Карту успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

Методическая разработка урока по сказкотерапии в 3 классе. Тема:"Лисичка-сестричка и волк"

Урок начинается с организации начала урока "Ритуал "входа" в сказку". На уроке дети загадывают загадки о лисе. Дети слушают содержание сказки "Лисичка-сестричка и волк", смотрят иллюстрации к сказке. ...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе по теме: " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк".

Цель этого урока: продолжить знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки.              ...

Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».

Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».Тип урока: комбинированный, обобщающий.Цель урока: создать условия для обобщения и систематизирования знаний обучающихся о басне как литературном жанре н...

презентация 5 класс, литература "И.А.Крылов "Волк на псарне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басни И.Крылова "Волк на псарне"....

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"...