Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Манянина Нина Алексеевна

Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизирования знаний обучающихся о басне как литературном жанре на примере басни «Волк на псарне».

Заачи урока:

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx389.27 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка, 5 класс (ФГОС)

Тема: И.А. Крылов «Волк на псарне».

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизирования знаний обучающихся о басне как литературном жанре на примере басни «Волк на псарне».

Задачи урока:

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в парах.

Ход урока

    1.Эмоциональный настрой.

Учитель:

Все расселись по местам,

никому не тесно.

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Ребята, вы готовы потрудиться? Тогда начнём наш урок.

2. Актуализация опорных знаний

Посмотрите внимательно на слайд презентации. На нём перечислены признаки того литературного жанра, о котором пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке. Кто догадался, что это за литературный жанр?

(слайд 1)

Признаки басни:

    Текст должен быть выполнен в стихотворном размере.

    Сатирическая направленность, этот жанр имеет нравоучительный характер, он чему-то должен научить читателя, но при этом использовать некий доступный для восприятия пример.

    Часто героями становятся не люди, а животные.

    Должен иметься вывод или какая-то мораль, отражающая главную мысль автора.

Ответы детей.

Учитель: Молодцы, мы действительно будем говорить о баснях. А кто знает, как зовут самого известного русского автора басен?

Ответы детей.

3. Этап целеполагания.

Учитель: Так как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Тема нашего урока «И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне» (слайд №2).

Как вы думаете, почему у басни такое название? О чём в ней может идти речь?

( обсуждение с детьми, запись в тетрадь темы и цели урока)

4. Этап овладения новыми знаниями.

В ходе чтения басни вы увидите устаревшие слова. Знаете ли вы их лексическое значение? (слайд №3, обсуждение).

Слайд №3.

Овчарня, псарня, забияка, хлев, псари, ахти, сват, кум, ловчий, иначи, мировая

Учитель: Я предлагаю вам послушать тест басни «Волк на псарне» (прослушивание аудиокниги).

Я хочу узнать, какие мысли и чувства у вас возникли в ходе прослушивания басни? Сколько смысловых частей можно выделить в басне? (общее обсуждение)

С чего начинается басня? Что происходит в начале басни? Какие слова использует автор? (работа с текстом, дети выписывают ключевые слова в тетрадь)

Как повёл себя Волк, когда его обнаружили на псарне, что он говорит? Какие чувства вы испытываете к Волку? Как Волк объясняет свое появление на псарне? (обсуждение сначала в парах, затем общее обсуждение).

Учитель: Какими чертами характера обладает волк? По каким словам в басне это можно понять?

Почему Ловчий прерывает речь Волка? Что говорит Ловчий Волку? Какими качествами характера наделяет автор Ловчего? (снова обсуждение в парах, запись в тетради).

В каких строчках заключена мораль басни? Как вы ее понимаете? (обсуждение в парах, затем общее обсуждение).

Учитель: Мы с вами уже говорили сегодня о том, что за образами животных в баснях прячутся характеры людей. Давайте ещё раз, вместе с вами, перечислим черты характера Волка и Ловчего, и выпишем их на доске (черты характера обоих персонажей записываются на доске).

Учитель:

(слайд №4)

Эта басня посвящена конкретному историческому событию – Отечественной войне 1812 года (Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласию между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне»).

Учитель: Вы, наверное, уже сами догадались, кто же «спрятался» в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» за образами Ловчего и Волка?

Ответы детей.

Учитель: Правильно ребята. Вот и в то время, когда басня вышла в свет, все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

(Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.)

Как вы думаете, мораль этой басни можно применить только к этому историческому событию или нет? (общее обсуждение)

Учитель: Эта басня учит, как поступать со всеми захватчиками, которые посягнули на независимость нашей родины. А. Невский, великий герой России, справедливо сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Учитель: А теперь, давайте ещё раз прочитаем текст басни. Но прежде чем это сделать, вспомните, пожалуйста, какие правила нужно соблюдать при прочтении литературных текстов? Как называются эти правила?

Ответы детей (слайд №5, правила выразительного чтения)

Слайд №5. Правила выразительного чтения:

    Читайте внимательно.

    Соблюдайте интонации и паузы, предписанные знаками препинания.

    Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои собственные чувства и отношение к произведению.

Чтение по желанию басни несколькими учениками.

5. Рефлексия.

Учитель: А теперь давайте попробуем вместе продолжить фразы (запишите в тетрадь):

- Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» - это размышление о….

- Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» заставила меня задуматься о….

(запись в тетради)

Какие цели были сформулированы нами в начале урока, проанализируйте, все ли ответы на вопросы мы получили в течение нашего разговора?

Ответы детей.

Какое настроение у вас после нашего урока, покажите, пожалуйста (дети показывают смайликами своё настроение).

Домашнее задание:

Ребята, я должна вам сегодня задать на дом выучить эту басню наизусть. С другой стороны, мы её хорошо разобрали на сегодняшнем уроке. Что же делать?

Ответы детей (учитель в ходе беседы постепенно подводит ребят к мысли о том, что можно выучить по желанию любую басню И.А. Крылова. Таким образом, на следующем уроке можно получить «литературный вечер» по басням И.А. Крылова. При этом необходимо оговорить заранее не брать для заучивания басню «Ворона и лисица», так как её учили в начальной школе и, скорее всего, именно её захотят выбрать большинство детей).

При разработке урока использованы материалы урока с сайта: https://infourok.ru/material.html?mid=31587

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1189/000827d8-9d0f013c/1/img22.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

И. А Крылов "Волк и Ягненок", "Волк на псарне".

Урок по литературе в 5 классе не первый в серии уроков по творчеству Крылова. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством великого баснописца. Узнали, что такое басня, мораль, аллегория....

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Методическая разработка урока «И. А. Крылов «Волк на псарне»

Технологическая карта урока литературы «И. А. Крылов «Волк на псарне»  в 5 классе с презентацией....

презентация 5 класс, литература "И.А.Крылов "Волк на псарне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басни И.Крылова "Волк на псарне"....

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"...