Визитная карточка урока литературы в 5 классе по сказке Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Иванова Светлана Олеговна

Визитная карточка урока литературы в 5 классе по сказке Андерсена "Снежная королева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pomoshchniki_gerdy.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка урока литературы

Автор разработки

Иванова Светлана Олеговна,

учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 39 г. Дзержинска Нижегородской области

Предмет

Литература

Класс

5

Раздел программы, тема

Сказка  «Снежная королева». Помощники Герды.

Тип урока

урок анализа литературного произведения

Реализуемая программа

Рабочая программа по русскому языку, разработанная на основе программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных организаций Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю.  «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2015».

Цель урока

анализ сказки Андерсена «Снежная королева»; развитие навыков пересказа, устного словесного рисования; формирование устойчивых нравственных ориентиров школьников (понятие о дружбе, помощи,добре и зле).

Формируемые УУД

Предметные:

определять жанровые признаки произведения; работа с текстом произведения (умение находить ответ на вопрос); учиться анализировать поступки героев; пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности;

Метапредметные:

- регулятивные:

формировать умение формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

формировать умение оценивать качество выполнения учебной задачи, степень сформированности навыка;

- коммуникативные:

развивать навыки пересказа, устного словесного рисования;

развивать умение работать с информацией, связно излагать мысли, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

развивать умение слышать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга;

извлекать нужную информацию из текста;

- познавательные:

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

Личностные:

формировать нравственных ориентиров, воспитывать  ценностное отношение к слову;

создавать  условия для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Методы обучения

Проблемно-диалогический, словесно-наглядный

Оборудование

ПК; мультимедийный проектор;

Структура урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний. Проверка д/з.
  3. Постановка цели урока.
  4. Работа с текстом.
  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.


Ход урока

Коммуникативные УУД

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (чтение сказки до конца, найти в словаре определение слова «самопожертвование»).

На прошлом уроке мы с вами говорили о сказке Андерсена.

.Давайте вспомним, какая же это сказка(это авторская сказка). Какие еще бывают сказки? (Народные). В чем отличия между авторской и народной сказкой?

Пара учеников выполняют задание: соотнесение признаков авторской и народной сказок (совместная проверка).

С какими героями этой сказки мы успели познакомиться? (Кай и Герда).

Дома вы читали сказку до конца.Выполним небольшое задание на знание сюжет сказки (выстроим в правильной последовательности события).

Задание в группах по 4 человека: выстроить последовательность событий.

Событие

« - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»

 

Событие

« И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.»

Событие

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событие

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»

Проверка задания.

Сказка вами прочитана до конца, все отлично справились с задание.

Сейчас мы проведем своеобразную разминку (смотрим на экран: даны кадры из мультфильма «Снежная королева», нужно угадать, кто спрятан за синим квадратом).

Что объединяет всех этих персонажей, которых мы увидели? (перед нами новые герой. Это помощники Герды.)

  1. Постановка цели урока.

Раз мы заговорили о помощниках, как вы думаете, какова же цель нашего урока? (выявить всех помощников Герды, выяснить, чем каждый помог и почему? Какова роль каждого персонажа в жизни маленькой Герды?)

Как вы думаете, что нам предстоит сделать сегодня на уроке?  Сформулируйте цель урока.

Запишите в тетради тему: Помощники Герды.

Дома вы выписали значение слова «самопожертвование» в тетрадь. Как вы думаете, зачем мы его выписали и как это слово связано со сказкой?

О чем же еще будем говорить на уроке?

Тема самопожертвования.

Какие еще темы есть в этой сказке? (дружба, добро и зло и другие)

  1. Работа с текстом.

4.1 Анализ рассказа четвёртого «Принц и Принцесса»

1.Почему ворон взялся помочь Герде?

2. Что в истории принца и принцессы вызывает улыбку? Почему они помогли девочке?

3. В сказке четвёртой несколько раз употребляется слово «умница», «умный» по отношению к героям. Так ли это?

4. Расскажите о королевской свите. Какие выводы можно сделать о придворной жизни во дворце?

5. Чем одарили Герду принц и принцесса?

Словесное рисование «Каким я представляю себе замок принца и принцессы».

Класс прослушивает примерные описания.

4.2 Анализ рассказа пятого «Маленькая разбойница»

  1. Куда дальше отправляется Герда?
  2. Что происходит с ней за пределами замка? Какой новый помощник встречается беззащитной девочке?
  3. Расскажите о судьбе маленькой разбойницы.  На что обращает внимание автор, рисуя её портрет?
  4. Почему маленькая разбойница завела у себя лесных зверюшек?
  5. Как восприняла она рассказ Герды? Почему маленькая разбойница помогла ей?

Словесное рисование «Каким я представляю себе зверинец маленькой разбойницы/логово разбойников»

Класс прослушивает примерные описания.

Герда и северный олень. Можно ли это благородное животное считать помощником и почему?

4.3 Анализ рассказа шестого «Лапландка и Финнка»

Что эти женщины делают для Герды, чего нового узнаем о девочке?

  1. Какая лампа была у лапландки?
  2. На чём написала она письмо финке?
  3. Почему олень рассказал финке сначала свою историю, потом историю Герды?
  4. Для чего олень просит финку сделать Герду всесильной?
  5. Как вы понимаете слова финки: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать»?

В начале урока мы говорили о самопожертвовании. Как это слово соотносится с приключениями Герды? Ради чего или кого она совершает все свои мытарства? (ради Кая)

5. Подведение итогов урока.

  • Что узнали о помощниках Герды?
  • Почему все помогали ей?
  • Что такое добро?
  • С добра или зла начинается сказка?
  • Чем заканчивается «Снежная королева»?
  • Что нового нам удалось узнать на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?
  • Что полезного дал вам урок?
  1. Домашнее задание. Прочитать рассказ седьмой.
    Составить сравнительную таблицу «Мир Герды и мир Снежной королевы», сделать вывод.

ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

МИР СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ

МИР ГЕРДЫ

1.  ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ГЕРОЯ (ЦИТАТЫ)

2. ОПИСАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

3.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ МИР ГЕРОЯ

Построение связного ответа на вопрос

Составление плана, структурирование текста

Выразительное чтение, чтение по образцу

Построение связного ответа на вопрос

Формулирование учебной задачи

Устное монологическое высказывание, создание текста-описания

Анализ устных высказываний одноклассников, оценка, коррекция

Извлечение информации из текста в соответствии с учебной задачей

Устное монологическое высказывание, пересказ текста, совместные действия

Учебный диалог, контроль и коррекция результатов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе по сказке "Снежная королева" Х.К.Андерсена

Цель урока: научиться воспитывать в себе чувства дружбы и стойкости анализируя эпизоды произведения....

Визитная карточка урока по физике в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело"

Тема урока: Действие жидкости и газа на погружённое в них телоТип урока: изучение нового материалаВид урока: урок-исследование «Эврика!»...

Визитная карточка урока по физике в 7 классе "Равнодействующая сил"

Визитная карточка урока по физике в 7 классе по теме "Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил"...

Визитная карточка урока по физике в 7 классе "Решение задач по темам: "Механическое движение. Масса. Плотность вещества"

Визитная карточка урока по физике в 7 классе по теме "Решение задач по темам: "Механическое движение. Масса. Плотность вещества"...