рабочая программа по литературе для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Якунина Елена Владленовна

рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_lit_5_kl.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(базовый уровень)

5 класс

на 2016-2017 учебный год

Составитель: Якунина Елена Владленовна,

         учитель русского языка и литературы.

2016 г

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе  для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего

образования по литературе и Программы по литературе к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов В.Я.Коровиной,В.П.Журавева.  и др. (М.: Просвещение, 2016)

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

-обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Цели обучения:

         воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного  образовательного стандарта второго поколения в содержании  календарно- тематического планирования  предполагается реализовать актуальные  в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный  подходы, которые  определяют задачи обучения:

  • приобретение  знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного пересказа подробному, выборочному, сжатому,  от другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  • способами свободного владения письменной речью;
  • -освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Общая характеристика программы.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение литературе в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным

материалом. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной

деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включена работа по сопоставлению  произведений разных эпох,   подготовка сообщенийо жизни пистателейи поэтов,  нахождение ответов на проблемные вопросы

Материал в учебнике расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение литературы в жизни человека. Программа

предусматривает прочное усвоение материала, для чего в начале и конце года выделяются специальные часы.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития

исследовательского интереса, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения и т.д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и конце четверти, текущий –

в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, тестов. Предусмотрены уроки по развитию речи учащихся : сочинения, выразительное  чтение стихотворений наизусть, составление сравнительных характеристик  героев и произведений, развернутые ответы на вопросы.

Место предмета:

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов в год.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Содержание

Кол-во часов

Количество  контрольных работ

Развитие речи

Введение

1

Устное народное творчество

10

1

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы    18 века

2

Из русской литературы 19 века

42

2

7

Из русской литературы 20 века

29

1

4

Писатели улыбаются

3

Из зарубежной литературы

14

1

2

Подведение итогов за год

2

2

ИТОГО

105

4

16

                             ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты  должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

                         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.

                             

   МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
  5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
  6. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
  7. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  9. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
  10. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  11. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.

Электронные пособия:

  • Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
  • Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
  • Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;
  • Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;
  • 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;
  • Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru

Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru

Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям - http://www.encyclopedia.ru

http://www.krugosvet.ru

http://www.Lib.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru

Электронная библиотека современных литературных журналов России - http://www.russianplanet.ru

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре - http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm 

Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/ 

Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/                                 

                                                                                                                                         

                                                               

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс литература

№ п/п

Тема урока

Кол-во

Ча

сов

Дата

план

факт

Введение (1ч.)

1.

 Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

(10 ч.)

2.

Фольклор- коллективное  устное народное творчество

1

3.

Малые жанры фольклора

1

4.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка как волшебнаясказка»

1

5.

«Царевна-лягушка» . Василиса Премудрая  и Иван-царевич

1

6.

«Царевна-лягушка».Поэтика  

волшебной сказки.

Народная мораль в сказке.

1

7.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

8.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

1

9.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных.Герои-животные.Народные представления о справедливости,добре и зле в сказках о животных

1

10

Бытовые сказки.

«Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок.Народные представления о справедливости,добре и зле в  бытовыхсказках

1

11.

Р.Р.(1)Письменный ответ на     проблемный вопрос по теме «Русские народные сказки».

1

Из древнерусской литературы (2 ч.)

12.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало    письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.

Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей.

1

13.

«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».  Отзвуки фольклора в летописи. Герои  летописного сказания и их подвиги.

1

Из литературы 18 века (2 ч.)

14-15.

М.В.Ломоносов- ученый, поэт,художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Случились вместе два Астронома в пиру…»-научные истины в поэтической форме.

2

Из литературы 19 века (41 ч.)

16.

 Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра

1

17.

И.А.Крылов. краткий  рассказ о баснописце.

«Ворона и Лисица», «Волк и ягненок» «Свинья под дубом»(на выбор) осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости ит.д.)

1

18.

«Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне

1

19.

Р.Р.(2)Обобщение изученного  о баснях. Конкурс инсценированной басни. «Мои любимые басни Крылова»                                                                                                                                                        

1

20.

В.А.Жуковский Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета.

 

1

21

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость

1

22.

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения) Стихотворение «Няне».- поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны

 

1

23.

«У лукоморья…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

24.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». События сказки. Главные и второстепенные герои.

1

25.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -сравнительная

характеристика героев. Система образов сказки. Противостояниедобрых и злых сил.

1

26.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:истоки сюжета, поэтика  сказки

1

27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Поэтичность и

Музыкальность пушкинской сказки.

1

28.

Р.Р.(3)Выразительное  чтение стихотворений Пушкина наизусть

1

29.

Контрольная  работа(1) по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

1

30

А.С.Пушкин.Сказки. (урок внеклассного чтения) Художественный мир пушкинских сказок.

1

Русская литературная сказка 19 века

31.

Антоний Погорельский.

Краткий  рассказ о писателе и прототипе  главного  героя сказки.

«Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

1

32

«Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

1

33.

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало творческой деятельности) Стихотворение «Бородино» как  отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения

1

34.

«Бородино» :проблематика и поэтика.Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен

1

35

Р.Р.(4)Выразительное  чтение стихотворения «Бородино» наизусть

1

36.

Н.В.Гоголь.

Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения. Начао литературной деятельности

«Заколдованное место»- повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

37.

«Заколдованное место»-реальность и  фантастика  в повести

1

38.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская Ночь,или Утопленница» . «Страшная месть (урок внеклассного чтения)

Поэтизация народной жизни, народных преданий.Сочетание светлого и мрачного, комического и мрачного,

реального и фантастического

1

39.

Н.А.Некрасов Краткий рассказ о поэте

.Мороз, Красный нос»     («Есть женщины в русских селеньях…» ). Поэтический образ русской женщины.

1

40.

Стихотворение

«Крестьянские дети». Картины      вольной жизни крестьянских детей. Мир детства-короткая пора в жизни крестьянина. Язык стихотворения

1

41

Р.Р.(5)Сочинение по картине-иллюстрации к стихотворениям Некрасова

1

42.

И.С.Тургенев.

Краткий рассказ о писателе.

Реальная основа повести «Муму» повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1

43.

Протест героя против отношений барства и рабства.

1

44.

«Муму»:система  образов

1

45.

Р.Р.(6)Сочинение.по рассказу Тургенева «Муму». «Чему меня научил главный герой рассказа»

1

46.

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Лирика.»Весенний дождь» и др.

1

47.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник». Бессмысленность  и жестокость национальной вражды.

1

48.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1

49.

Жилин Дина Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов

1

50.

Р.Р.(7)Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

51.

А.П.Чехов.

Краткий рассказ о писателе

«Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

1

52.

Рассказы Чехова (урок внекассного чтения)Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

1

53-54

Контрольная работа(2) по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некасова, И.С.Тргенева, Л.Н.Тостого, А.П.Чехова

2

Русские поэты о родине и родной природе (обзор)

55.

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первонаальной», «Как весел грохот летнихбурь»

А.Н.Плещеев. «Весна»

1

56.

И.С.Никитин»Зимняя ноь в деревне», А.Н.Майков «Ласточки»

И.З.Суриков «Зима»

1

57.

Р.Р.(8)Сочинение «Роль описания природы в создании настроения автора»

1

Из литературы 20 века (29 ч.)

58.

И.А.Бунин: Краткий рассказ о писателе.«Косцы» Восприятие прекрасного. Эстетическое и этиеское в рассказе. «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

1

59

И.А.Бунин. «Подснежник» (урок  внеклассного чтения) Тема исторического прошлого России

1

60.

В.Г.Короленко.

Краткий рассказ о писателе.

 «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.

1

61.

Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

1

62.

 Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.  Т.л. Портрет. Композиция литературного произведения

1

63.

Р.Р.(9)Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

64.

С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимы дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»- поэтизация картин родной природы.

1

65.

П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе.«Медной горы Хозяйка».Сказ как жанр литературы  

1

66.

Образы Степана и  Хозяйки Медной горы.  Реальность и фантастика

1

67.

К.Г.Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Герои сказки   и их поступки.

1

68.

«Теплый хлеб». Язык  сказки. Реальное и фантастическое.

1

69.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

1

70.

С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки Маршака

1

71.

«Двенадцать месяцев»- пьеса-сказка.

Положительные и отрицательные герои

1

72.

Художественные особенности пьесы-сказки. Т.л.Драма как род литературы.

73.

Контрольное тестирование (3)по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

1

74.

А.П.Платонов.

Краткий рассказ о писателе

«Никита».  Главный герой рассказа, единство героя с природой

1

75.

«Никита»: быль и фантастика

1

76.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро» : юный герой в экстремальной ситуации

1

77.

 «Васюткино озеро». Становление характера главного героя.  Автобиографичность рассказа.

1

78.

Р.Р.(10)Сочинение

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

«Ради жизни на Земле…»

79.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворные  произведения о войне.

1

80.

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети – трагическая и героиеская тема произведений о Великой Отечественной войне

1

81

Р.Р.(11)Выразительное чтение стихотворений наизусть о ВОв

1

Русские поэты 20 века о родине и родной природе (3ч.)

82.

И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо «Города и годы»  

1

83.

А.А.Прокофьева «Аленушка».

Д.Б.Кедрин «Аленушка»,  Н.Рубцов «Родная деревня».Образ родины в стихах о природе

1

84.

Р.Р.(12)Выразительное чтение стихотворений 20  века  о родине и роднойприроде

Писатели улыбаются (3 ч.)

85

86.

Саша Черный. Краткий рассказ о писателе

«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор и егороль в рассказах

2

87

Ю.Ч. Ким. Краткий обзор биографии и творчества

«Рыба-кит» как юмористическое произведение

1

Из зарубежной литературы   (14 ч.)

88.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед» Подвиг героя во имя сохранения традиций предков

1

89-91

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе

«Робинзон Крузо»:  необычайные приключения героя.

 Характер героя. Гимн неисчерпаемым  возможностям еловека

3

92

. Х.К.Андерсен Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Реальное

и фантастическое в сказке . Символический характер фантастических образов

1

93.

. Х.К.Андерсен

«Снежная королева»:сказка  о великой  силе любви. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды.

94.

Снежная королева и Герда –противопоставление красоты внутренней ивнешней.Победа добра, любви и дружбы над злом

1

95.

Х.К.Андерсен. Сказки (урок  внеклассного чтения)

1

96.

Р.Р.(13)Развернутый ответ  на один из проблемных  вопросов

1

97-98

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Мир детства в романе. Черты характера  Тома.

Том и Гек.Дружба мальчиков. Внутренний мир героев

2

99.

Р.Р.(14)Развернутый ответ  на один из проблемных  вопросов

1

100

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.«Сказание о Кише»-сказание о взрослении подростка,вынужденогодобывать пищу, заботиться о старших. Характер мальчика

1

101

Джек Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

1

102-03

Итоговая контрольная работа (4)

2

104-105

Р.Р.(15-16)Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

2

        Рассмотрено на заседании МО

Протокол №     от «     » сентября 2016г

Председатель МО____________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________/_________________

«         »  сентября   2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...