«Я пришел, как суровый мастер…» (Изучение творчества Сергея Есенина как средство воспитания патриотизма)
статья по литературе по теме

Денисова Татьяна Анатольевна

В статье рассказывается о роли школьного музея С. А. Есенина в образовательном процессе, о формах работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_denisovoy_t._a.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Я  ПРИШЕЛ,  КАК  СУРОВЫЙ    МАСТЕР…»

(Изучение  творчества  Сергея  Есенина  как  средство  воспитания  патриотизма)

                                                                     

Музей Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта, в школе №1238 с углубленным изучением английского языка создан в 2000 г. Мы поставили перед собой задачи воспитания патриотизма, гордости и уважения к прошлому своего народа, приобщения детей к национальной духовной культуре.

        В русской культуре творчество Сергея Александровича Есенина занимает особое место. «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин… Вместе с тем, Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовскою стихией», - так писал о поэте Борис Пастернак. Именно поэтому Есенин – популярнейший у русского народа поэт.

        В своей работе мы используем традиционные формы, такие, как экскурсии, литературные вечера, конкурсы.

        Но для нашего музея особыми праздниками являются те, когда к нам в гости приходит директор Есенинского центра в Москве, народный артист РФ Сергей Петрович Никоненко. Впервые в наш музей он пришел в 2000 году и оставил в книге отзывов запись, порадовавшую нас: «Давайте дружить музеями». Наша дружба продолжилась. Было еще несколько встреч-концертов. Например, в октябре 2010 года, когда все любители поэзии отмечали 115-летие со дня рождения С.Есенина. Ученики старших классов исполнили композицию по творчеству поэта, звучали стихи, песни, были инсценированы фрагменты из поэмы «Анна Снегина». А после них этот замечательный артист подарил слушателям многие минуты счастья от соприкосновения с прекрасным. Все – учителя, ученики, родители – благодарны С.П.Никоненко за его любовь к поэту, умение так передать тайну русской печали, русского счастья и русского торжества, что эти встречи с ним становятся незабываемыми для всех.

        Но что бы мы ни организовывали в школе, все равно самые сильные и яркие эмоции испытывают учащиеся, когда они посещают родное село С.Есенина – Константиново. Некоторые ученики ездят туда по несколько раз. И каждый раз – это незабываемые впечатления. Дети оказываются в русском селе начала XX века. Сейчас это заповедник, охраняемый государством. Место историческое, отмеченное божественным талантом гения. Александр Солженицын писал: «Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой, честолюбием перед соседями, - и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и еще сегодня он обжигает мне щеки здесь…  Какой слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского удачливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты…».

        Когда в Константиново наблюдаешь за детьми, удивляешься, как чутки они к красоте, восторгаются Окой, лугами, лесом на другой стороне реки, голубым бездонным небом. Начинают понимать строки:

        Гой ты, Русь моя родная,

        Хаты – в ризах образа…

        Не видать конца и края –

        Только синь сосет глаза.

        1914 г.

        О Русь, малиновое поле

        И синь, упавшая в реку, -

        Люблю до радости и боли

        Твою озерную тоску.

        

        1916 г.

        Пять музеев: «Домик матери Татьяны Федоровны Есениной», «Литературно-художественный музей», «Земская школа», «Музей «Анна Снегина»  и  «Дом  священника  И. Я. Смирнова» - дают так много информации, что ребята уезжают домой с чувством глубокой благодарности к тем, кто работает в этом заповеднике, выполняя высокую миссию – хранить память о великом поэте Земли Русской.

        Знаменательным событием в школе являются литературные конференции, посвященные творчеству С.Есенина. Например, мы провели конференцию «Пламенное сердце России». В ней участвовали учащиеся 8-х -11-х классов. В своих докладах ученики отметили пронзительную искренность поэзии С. Есенина, ее исповедальность.

        Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,

        В синее пламя ветер глаза раздул.

        Ради Бога, научите меня, и я что угодно сделаю,

        Сделаю что угодно, чтобы звенеть

        В человечьем саду.

                ( Поэма «Пугачев», 1921 г. )

        Учащиеся заметили: о чем бы ни писал поэт, все его стихи, по сути, об одном – о дорогой его сердцу Руси. И конечно же, о себе, о том, что больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви.

        Я люблю родину.

        Я очень люблю родину!

        Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь…

                ( «Исповедь хулигана», 1920 ).

        Привлекает  школьников  своей  необычностью  цикл «Персидские мотивы». Эти стихи – стилизация под Восток, поэзию которого Есенин внимательно изучал. Поэт создает прекрасный мир, полный гармонии и любви. Но и здесь, в этой сказке, герой-путешественник не забывает о родной земле, о дорогих людях:

        

        Потому, что я с севера, что ли,

        Что луна там огромней в сто раз,

        Как бы ни был красив Шираз,

        Он не лучше рязанских раздолий.

        Потому, что я с севера, что ли.

        О «рязанских раздольях» с их трудной исторической судьбой размышляет Есенин в поэме «Анна Снегина» ( 1925 г. ) Это произведение   тоже    не  могло не  заинтересовать  старшеклассников: эпическая тема ( крестьянская вражда, мировая война, революция, война гражданская ) тесно связана здесь с темой лирической, нежной «сиреневой» темой первой любви, юности, цветения.

Готовясь  к  конференции  и  выступая  на ней, учащиеся   учатся анализировать, делиться своими мыслями с теми, кому интересна поэзия. Поэтому  эту форму работы музея мы считаем удачной.

        Музей принимал  участие в Международных Рождественских чтениях. Мы выступили с композицией «Чую радуницу Божью». Феномен С. Есенина состоит еще и в том, что благодаря православному мировоззрению, которое в 20-е годы XX в. еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению писателя-эмигранта Г.Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего…». Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, которая «есть Бог в святых мечтах земли» ( В.А. Жуковский, 19 в. ).          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения «Легенда сурового края» по роману Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана»

Урок внеклассного чтения«Легенда сурового края»по роману Юрия Рытхэу«Сон в начале тумана»...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Классный час в музее на тему "Шумел сурово Брянский лес"

Разработка классного часа  "Шумел сурово Брянский лес" для учащихся 11 класса. Место  проведения: краеведческий музей.Цель: - расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, е...

Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".

Интегрированный урок по географии и биологии.                Слайд 1:  Тема: «Живые организмы в суровых условиях...

В краю далёком и суровом...

Сегодня слово «подвиг» может показаться преувеличением, рождённым возвышенным поэтическим воображением. Но, отдавая дань уважения декабристам, сегодня мы всё же обратимся к подвигу их жён. Светс...

Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина

Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина            ...