Мир глазами ребенка (по рассказу А. П. Платонова «Никита»)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Федорченко Светлана Викторовна

урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_glazami_rebenka_po_rasskazu_a.p.platonova_nikita.doc45 КБ
Файл nikita.pptx490.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мир глазами ребенка

(по рассказу А. П. Платонова «Никита»)

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 30 имени Н. Н. Колокольцова» Федорченко С. В.

Цель:

  • знакомство с рассказом А.П.Платонова  «Никита», как образцом  художественного мира автора;  
  • выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с  иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления главной идеи рассказа.

Задачи урока:

1. образовательная: раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»

2. развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;

3. воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.

Оборудование

  1. Литература 5 класс: Учебник –хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В  2 ч/Авт.-сост. Г.С Меркин.- 6-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.
  2. Бумага (листы А4);
  3. Ромашки
  4. Толковый словарь к рассказу А. Платонова «Никита»;
  5. Таблицы для групповой работы с текстом
  6. Листы самооценки

Оформление доски

Записано предложение: «Детство - … пора».

Ход урока

Работа со словом «детство»

  1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово  «Детство»?
  2. Запишите в тетрадь слово «детство», воспользовавшись цветными карандашами.
  3. В течение минуты из букв, входящих в состав слова «детство», составьте как можно больше слов - имен существительных, запишите их на лепестки ромашки, лежащей в каждой группе. Какие слова у вас получились?: вес, тест, тесто, сев, тост, свет.
  1. А теперь посмотрите, на доске у нас только одна фраза, одно незавершенное предложение. Попробуйте вставить подходящее по смыслу определение в это  предложение: «Детство - … пора».
  2. Допишите это предложение на лепестке ромашки и составьте ещё 1-2 предложения о детстве, употребив в них некоторые из придуманных вами ранее слов (время на работу 2 минуты).
  3.  прочитайте полученные предложения в группе, выберите из них наиболее интересное для прочтения в классе и прикрепите свою ромашку на доску.

Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке литературы?  А как мы назовем наш урок? (формулируют тему и записывают ее в тетрадь).

Прежде чем мы начнем знакомиться с произведениемА.П.Платонова «Никита», я хочу спрсить у вас: легко ли быть маленьким? Какие открытия можно сделать в детстве? Какие трудности или страхи испытывает маленький человек, особенно, когда остается один? (индивидуально отвечают, рассуждают)

Запишите -ка этот вопрос: «Легко ли быть маленьким?» Мы сегодня постараемся найти на него ответ.

Работа по рассказу А. Платонова «Никита»

Комментированное чтение рассказа учителем.

По ходу чтения объясняются значения слов и выражений, которые употреблены в рассказе (словарики лежат на каждой парте):  изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.

Беседа после прочтения:

- Какие чувства у вас вызвал рассказ?

- Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

- Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа? Запишите ее в свою тетрадь.

- Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

- Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое?

  • С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём?
  • У вас в группах есть таблицы, давайте запролним пустые строчки, выписав из текста необходимые строки. (исследовательская работа с текстом в группах по заполнению таблиц) Проверка.

- Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?

- Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?

- Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?

- Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?

- Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

- Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?

- Какую работу отец поручил Никите?

- Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»?

- Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?  И  какова же основная мысль рассказа. Правильно ли вы определили ее в начале занятия?

- Ребята, так легко ли быть маленьким?

Слово учителя: Нелегко сказать, как живется маленькому человеку. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.

  • В чем заключается эта истина жизни? Ответ аргументируйте текстом.

«-Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый…Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

Слайд        Человек (и взрослый и ребёнок) преображает мир своими добрыми делами – вот истина жизни, которую понял главный герой рассказа А. Платонова. (Записать в тетрадь)

А я хочу сказать вам еще вот о чем: о художественной детали. Ведь в произведении настоящего мастера ни одно слово не используется просто так. А Андрей Платонов не просто мастер художественного слова, а Мастер!!! Он назвал свой рассказ «Никита». А вы знаете, что означает это имя?

Слайд с изображением богини Ники

Никита – в переводе с греческого – победитель – кого или что победил Никита из рассказа? Страх!!!

А давайте – ка и мы побудем победителями! Я предлагаю вам нарисовать свой страх, любой, самое-самое страшное, что может быть в вашей жизни. Рисуем на листах бумаги, которые лежат на ваших столах (2-3 мин)

А теперь порвите эти листочки, сомните их, уничтожьте!!! Бросайте все свои страхи в нашу золотую урну! И вовсе они не страшные… Просто все в этой жизни в чьих руках?

Проект: Создание обложки к книге А. Платонова «Никита»

Представьте, что перед вами книга, в которой напечатан рассказ А. Платонова «Никита».

Какую бы вы иллюстрацию нарисовали на обложке этой книжки, чтобы в ней отразилась та проблема, о которой мы говорили сегодня на уроке?

В течение двух минут обсудите в группе и опишите иллюстрацию. Можете набросать эскиз на листе бумаги. Бумагу возьмите у меня на столе.

Обсуждение иллюстраций. (что, почему, как?)

Рефлексия

Как вы чувствовали себя на сегодняшнем занятии?

Какая работа была вам интересна, что вызвало затруднение, какие моменты  особенно запомнились? Вынесли ли вы что-нибудь полезного для себя?

Самооценка

А теперь обсудите в группах работу каждого участника и оцените ее в тех листах, что есть на столах.

Домашнее задание (по группам)Творческая работа по развитию речи.  Сочинение от лица главного героя произведения – пятилетнего Никиты, -своему отцу в форме монолога, с рассказом,  как легко или трудно быть маленьким.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детство

Слайд 2

Детство - …… пора.

Слайд 3

Легко ли быть маленьким? Какие открытия можно сделать в детстве? Какие трудности или страхи испытывает маленький человек, когда остается один? Легко ли быть маленьким?

Слайд 4

А. П. Платонов. «Никита » Надо много «испытать и пережить действительности, чтобы …народилось точное, истинное слово.»

Слайд 5

Одиночество. Знакомо ли вам это состояние?

Слайд 6

Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита. 1 и 3 группы 2 и 4 группы Пустая бочка Чужой петух Колодец Жёлтый цветок Две земляные норы Колья из плетня Старый пень Доброе солнце Стол Земля Банька

Слайд 8

Давайте все трудом работать, и все живые будут

Слайд 9

Человек преображает мир своими добрыми делами

Слайд 10

Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т.п., несущая повышенную смысловую нагрузку .

Слайд 11

Проект: создание обложки к книге А. Платонова «Никита»

Слайд 12

Как вы чувствовали себя на сегодняшнем занятии? Какая работа была вам интересна, что вызвало затруднение, какие моменты особенно запомнились ? Вынесли ли вы что-нибудь полезного для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»

План-конспект урока литературы по теме  «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»...

Презентация по рассказу А.П. Платонова "Никита" 5 класс.

Презентация представляет собой разработку урока по рассказу "Никита" А. Платонова,  развивает у учащихся навык анализа эпического произведения....

Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире)....

Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»

Тип урока – комбинированный.Цель: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».Задачи образовательные: раскрыть особенность мира ребёнка на основе ...

Урок литературы в 5 классе "Мир глазами ребенка" по рассказу Андрея Платонова "Никита"

Учащиеся учатся  анализировать художественное произведение, выявлять тему и идею рассказа; на уроке ребята самостоятельно работают с текстом,  учебником и иллюстрациями...