Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ход урока27.94 КБ
Файл презентация1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире».

Цели:

-знакомство с некоторыми фактами биографии А.П.Платонова, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения писателя;

-воспитание интереса к жизни и творчеству А.П. Платонова;

-выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;

-формирование навыка исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями учебника, умения выделять главное в прослушанном сообщении.

Ход урока

1.Приветствие.

2.Актуализации темы

Чтение высказываний, записанных на доске.

Если душу человека лишить красоты (внешней, и особенно внутренней: мыслей и мечтаний), то жизнь человека станет безрадостной и несчастной.

Умение мечтать красиво, увлеченно, ярко, всем сердцем – высокое творчество ума и сердца.

Умеющий увлеченно мечтать и воображать умеет летать душой.

Слово учителя.

Все, новое, необычное и интересное придумывают те люди, которые любят мечтать и имеют хорошее воображение. Умение мечтать и воображать помогает человеку в делах и устремляет к действиям. Умеете ли вы мечтать?

Сила мечтаний и воображения разные. Если вы полюбите мечтать, то воображение усиливается, картинки в голове становятся как настоящие, тогда в голове рисуется волшебная страна, в которой исполняется любое ваше желани

Вот и писатель Андрей Платонович Платонов тоже умел мечтать и творить. Слайд 1

Давайте познакомимся с писателем.

Инсценирование. Интервью с писателем : один учащийся играет роль

А.П.Платонова, другой выступает в роли журналиста.

Журналист:

-Андрей Платонович, скажите, пожалуйста, где вы родились?

Писатель:

- Моя настоящая фамилия – Климентов. Слайд 2. Родился в слободе Ямской при самом Воронеже., в семье железнодорожных мастерских. Уже 10 лет тому назад Ямская чуть отличалась от деревни. Деревню же я любил до слез, не видя ее до 12 лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри…. Не дома, а хаты, куры, сапожники…

Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я –старший сын-один работник, кроме отца. Отец же, слесарь,не мог кормить такую орду.

Кроме поля, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится.

Журналист:

- Где вы учились?

Писатель:

-Учился я в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В 15 лет начал работать, сменил несколько прфессий -  был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем, мелиоратором, помощником машиниста, участвовал в злектрофикации Воронежской губернии.

Журналист:

-Андрей Платонович, когда вы стали заниматься литературным творчеством?

Писатель:

Будучи подростком я писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах.

Третья ученица поднимает руку:

- Я немного знакома с вашим творчеством. В 4 классе мы читали ваши пароизведения.Также я знаю одно ваше стихотворение. Можно я прочту стихотворение?

Писатель:

-Конечно.

 Ветхая Русь 

Клонится к нивам поющим

С кроткой усталостью день,

Тени по рытвинам, кручам

К травам прильнули тесней.

 

Там, за умолкшей опушкой,

Звонят к вечерне в селе.

Странник с иконкой и кружкой

Бродит по стихшей земле.

 

Добрые сонные деды

Еле плетутся на звон,

Кличут в окошко соседа –

Долго копается он.

 

Над облаками синеет

Птица пугливая – тьма,

Ветер на листьях немеет,

Спит пастушонок Кузьма.

Писатель:

-Как приятно, что вы знаете мое стихотворение!

Журналист:

-Вы жили в то время, когда шла Великая Отечественная война.

Писатель:

-Да. Я участвовал в Великой отечественной войне: с сентября 1942 года до конца войны в качестве корреспондента газеты «Красная звезда» находился на фронтах.  Слайд3

-Огромное спасибо ,Андрей Платонович, за интервью! Сегодня на уроке мы будем вести речь о вашем рассказе «Никита».

Слово учителя

-Учитель. Из интервью вы узнали, что писатель  почему-то любил слушать колокольный звон. Давайте мы тоже послушаем. И попробуйте определить, какие чувства у вас появляются после прослушивания колокольного звона.  Звучит произведение С. Рахманинов «Благовест». 1мин 20 сек.

Слово учителя

-Учитель. Почему люди любят слушать кол звон? Какие чувства у вас вызывает звон? Какие картины вы представили? Можете отвечать, используя одно, два слова. Теплые слова. (Ответы учащихся)

Слово учителя

- Вот и вы стали немного фантазировать, как А. Платонов и герой рассказа Никита.

Прослушав кол звон, мы с вами духовно очистились, звон очищает человека, его душу от плохих мыслей. Кол звон приносит радость, умиротворение. Мы настроились с вами на созидание прекрасного!!!

Дома вы прочитали рассказ «Никита». Раздумывая над следующими вопросами, мы должны определить тему урока.

-Кто главный герой рассказа?

-Сколько ему лет?

-Что вы можете сказать о герое?

- Как он представляет окружающий мир?  Какие чувства он испытывает?

-Эпиграфы к уроку вам помогут ответить на вопрос.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

(Ответы учащихся)

 Тема урока:   «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире». Слайд 4

 Цель нашего урока:понять овновную мысль рассказа.

3.Анализ рассказа

Составление плана рассказа.

—Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?Поможем детям выделить три основные части:

1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)

2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» —до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)

3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» —до конца рассказа.)

-Остановимся с вами на 2 части нашего плана.

-Что происходит в рассказе?

-Какие предметы Никита оживляет? Отгадаем кроссворд (на партах лежат распечатанные кроссворды).

1

2

3

4

1

5

2

3

По горизонтали.

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

…. глядело на него в ответ тёплым лицом. … похоже на умершего дедушку.

Дедушка-… показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле.

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно         сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

По вертикали.

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке.

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

У … были глаза, нос, и … молча улыбался Никите.

Омшелая-заросшая мхом, старая, заброшенная.

Щербатое-щербина-неровность в идее мфленького углубления; маленькое углубление на коже.

-Как начинается день? Чтение 1,2 абзацев, стр 81.

- Какие глаголы автор использует? (глаголы несоверш вида, которые показывают на повторяемость действий и очерчивают своеобразный круг одиночества).

-Почему он один дома остается? (Отец на войне, на главной работе, мать трудодень зарабатывает)

Стр .86 трудодень

Чтение 3-го абзаца.

- Здесь много глаголов. Почему?

-Никита познает окружающий мир. Он не столько представляет фантастических существа, сколько придумывает про них истории.

- Расскажите о человеке, живущем в бочке; о водяных людях.

4.Рефлексия (нарисовать смайликов).Пока дети рисуют, раздаем индивидуальные  индивидуальные вопросы.         ( Какие предметы внушали страх?

 К кому обращается Никита за помощью, когда ему было особенно страшно?                            

Какие эти фантастические существа в представлении Никиты? Меняются ли они?


-Еще какие предметы оживляет Никита? (Землю стр 86, избу стр85 Чтение.)

Проверка индивидуальных заданий.  

5.Физкультминутка.  Встаньте. Я буду называть с/с из рассказа, а вы должны будете определить, какое художественное средство использует автор?

Если олицетворение, то поворачиваетесь вправо, если эпитет, то – влево:

«черным, страшным голосом»;  «изба смотрела на него»,«доброе солнце»; «лопухи покачивали своими большими головами», «теплым лицом»; «пень молча улыбался Никите»; «скучная избушка»; «морщинистая кора». «кол собирался вылезти из плетня».

Скажите, в рассказе какое художественное средство преобладает? (Олицетворение.)

-Почему? (Живое воображение одухотворяет все, что его окружает.Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику «тайными людьми». Эти «тайные люди» умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью.

Мир, созданный воображение Никиты, фантастичен.

-Как это характеризует мальчика? Смотрим на высказывания, записанные на доске.. (Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

-Почему он боится? (Он один дома. Маленький. Не чувствует себя защищенным. Ребенок все время ищет заступничество у взрослого близкого человека ,сначала у солнца-дедушки, потом у «далекой» матери.

Мать не слышит сына. Страх и  одиночество заставляют Никиту бежать от таинственного и опасного мира к матери.)

6.Промежуточный вывод.

-Какой вывод можем сделать? Почему Никита окружающий мир представлялся таким фантастичным? (Во-первых, живое воображение, во-вторых, таким образом он себя защищал от одиночества, чувства страха).

7.Индивидуальное сообщение учащегося о Земле и Солнце в представлениях древних славян.

Чтение .стр 93, зад 12   (Страхи не случайны. Они живут в нем как тысячелетняя память. Это состояние Никиты-мифологическое сознание, которое руководит мальчиком с богатой фантазией) . Слайд 5,6,7

8.Рефлексия . Дети рисуют свое солнце.

 Все ли дети понимают на уроке? Интересно ли им?

 -Когда  Н.  начинает иначе воспринимать окруж мир? С чем это связано? Отец вернулся. Закончилась война). чтение стр 89. «Никита так же,как….»

9. Демонстрация отрывка из  фильма «Никита» режиссера  Марата Никитина

-Почему отец рушит старый пень?

 Старый пень  - образ страха)  Слайд 8

-Найдём ключевые слова для 3 части  нашего  плана  (по рядам)

Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.

Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.

Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

-Как вы понимаете век вековать? (Навсегда). Давай все трудом работать и все живы будут? 

(Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век)”.

-Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? Зачитайте. (стр.89, 90)

-Теперь Никите нечего бояться, родные рядом. Они его любят.

Просмотр отрывка из фильма Марата Никитина «Никита» с 12 минуты.

Слово учителя.

-Теперь мальчик будет находится под защитой. Ничто и никто не будет его пугать. Рядом будут близкие люди.Слайд 9

10.Итоги урока.

-Мы в начале урока поставили цель:понять основную мысль рассказа.

-Скажите , какое же идейное содержание рассказа?

 (Наделенный богатым воображениеми стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа совершает великое открытие:человек только тогда будет вечно живым, когда сам себя создаст, станет причиной самого себя, все в себе рожденное заменит на трудовое, творческое. Это открытие-победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

-На листиках у вас напечатаны предложения, которые вам надо продолжить.

Продолжите предложение.

Основная мысль рассказа………

На уроке я узнал……

-Каким эпиграфом мы закончим урок? (Или можно подобрать эпиграф о нежных и теплых отношениях с родными.) Ведь, если рядом с тобой любящий и любимый человек, то все будет в жизни чудесно и прекрасно!

Афоризмы о семье. Слайд 10

11. Домашнее задание. Читать А.П. Платонов «Цветок на земле», ответить на вопросы стр. 99

Ответы к кроссворду.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле.

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

Изба

Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Платонов Андрей Платонович

Слайд 2

Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) Настоящая фамилия - Климентов

Слайд 3

Платонов – фронтовой корреспондент Великая Отечественная война сделала Платонова фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда «. В это время вышли четыре его книги – «Одухотворенные люди», «Рассказы о Родине», «Броня». Цензура не пропустила его книги «О живых и мертвых», «Вся жизнь».

Слайд 4

Мир глазами ребенка в рассказе«Никита » (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире ) .

Слайд 9

Семья - это царство отца, мир матери и рай ребенка.

Слайд 10

Дом задание. По рядам : выписать из рассказа слова, значения которых вы не знаете. Объяснить их. 1р- выписывает слова из первой части плана рассказа ; 2р- ……… из 2-ой части; 3р- ……… .из 3-ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»

Класс: 5 Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», ...

Мир глазами ребенка (по рассказу А. П. Платонова «Никита»)

урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО...

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Данный урок проводится в 5 классе по программе Г.С.Меркина. Ведущая идея урока: "Нужно быть добрым на весь свой долгий век. Нужно трудиться". На уроке использована основная идея технологии р...

Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»

Тип урока – комбинированный.Цель: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».Задачи образовательные: раскрыть особенность мира ребёнка на основе ...

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Конспект урока по литературе в 5 классе.Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита»....

Урок литературы в 5 классе "Мир глазами ребенка" по рассказу Андрея Платонова "Никита"

Учащиеся учатся  анализировать художественное произведение, выявлять тему и идею рассказа; на уроке ребята самостоятельно работают с текстом,  учебником и иллюстрациями...

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....