А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Фомина Светлана Владимировна

Данный урок проводится в 5 классе по программе Г.С.Меркина. Ведущая идея урока: "Нужно быть добрым на весь свой долгий век. Нужно трудиться". На уроке использована основная идея технологии развития критического мышления, в ходе которой создаётся атмосфера, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают. Методические приёмы, использованные на уроке: "Побуждение", "Привлекательная цель", "Учимся сообща", "Рядом с художником" и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomina_s.v._konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Учитель Фомина С.В.

Тема.  А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

        Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с  иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

воспитывать стремление к внутренней глубине личности, трудолюбию и доброте

Оборудование: тексты рассказа, раздаточный материал, презентация по теме, интерактивная доска, учебник.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, стремление проложить невидимую нить единой устремлённости к познанию в сотрудничестве

Приём  "Побуждение" Учитель приветствует учащихся.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладошках и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».

Сформулируйте мораль данной притчи.

Вы правы. Вера в себя- это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным. Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Введение в тему урока ( определяем основной вопрос урока).

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Звучит музыка   Людвига Ван Бетховена « К Элизе»

III. Постановка учебной задачи

Цель: формулирование темы урока.

Приём "Привлекательная цель". Сообщение темы урока, постановка целей и задач.  

Одиночество… Знакомо ли вам это состояние?
Ваши ассоциации после прочтения рассказа А. П. Платонова «Никита».

Беседа по первичному восприятию рассказа.

  • Каким вы представляете себе Никиту?
  • Составьте устный портрет героя рассказа.

Возраст:

Возраст: 5 лет

Место проживания:

Место проживания: деревня

Семья:

Семья: отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.

Обязанности:

Обязанности: хранить дом, очаг.

Внутренний мир героя:

Внутренний мир героя: любит фантазировать, мечтать

Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, чего другие не замечают.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель:познакомить с содержанием рассказа.

Приём " Расшифруй". Учитель предлагает набор слов: Никита, баня, паучок, лопухи, петух, колодец, пень, бочка.

  • Мир Никиты ограничен данными предметами?
  • Дополните схему, опираясь на текст.
  • О чём говорит такое многообразие?

V. Первичное закрепление

Цель: закрепить знания по тексту, опираясь на лексическое значение слов.

Приём "Работа над понятием ". Лексическая работа.

  • Объясните значения слов и словосочетаний «трудодень», «просо», «щербатый», «ощериться», «буду век вековать» ( составление словаря для характеристики предметов и явлений)

Ощериться- осклабиться, оскалить зубы, улыбнуться, усмехнуться, ухмыльнуться, оскалиться, ощерить зубы. Словарь русских синонимов.

Про́со- (лат. Panicum) — род однолетних травянистых растений семейства злаки.

Трудодень - единицаучетатрудаколхозников, предусматривающаякакнормудневнойвыработки, такикачествоработы.

           Щербатый - конопатый, рябой, щедровитый, щербатенький, выщербленный Словарь русских синонимов.щербатый см. рябой Словарь синонимов русского языка.

Горница – чистая половина крестьянской избыСени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

  • Какие события происходят в рассказе?

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить умения работать с текстом, давать характеристику образу-персонажу, самоконтроль усвоения знаний.

Приём "Учимся сообща" .  Учитель предлагает учащимся объединиться в группы. Обеспечивает группы раздаточным материалом. Организует работу групп.
Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

  • Как воспринимает Никита окружающий мир?

Составление кластера "Обязанности Никиты"

Один хозяин  Ел молоко

                         Не сжёг двор

                         Собрал яйца

                         Чужой петух не приходил

Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

  • Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?  
  • Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

  • Обращение к учебнику.
  • Чтение  статьи «Поразмышляем о прочитанном».

( использование приёма «Инсерт») (приложение 1)

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему изученного материала.

  • Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
  • Вспомните определение фантастики. Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?

Фантастика- разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.

Как вы думаете, есть ли сходство в способе объяснения явлений окружающей действительности героя рассказа А.П.Платонова и древнего человека, создававшего мифы?

Сообщение учащегося о Земле и Солнце в представлениях древних славян

 ( приложение 2 )

 Вывод: Это состояние Никиты- проявление мифологического сознания, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.

Приём "Рядом с художником".  ( приложение 3)

Учащимся предлагается "озвучить" картины художников словами из рассказа А. Платонова "Никита".

Работа с текстом.

  • Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

  • Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
  • «Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце».

Как вы понимаете концовку рассказа?

К нам отец пришёл. Он век с нами будет вековать.

ВЕКОВА́ТЬ, -кую, -куешь; несов.: век ~ (устар.) проводить всю жизнь каким-н. образом или где-н. (обычно однообразно, скучно). Век ~ в девках. Век ~ в глуши.

Т.е долго жить

VIII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Приём "Синквейн".   ( приложение 4)

Никита

  • Ответственный любознательный
  • Наблюдает общается трудится
  • Доброта всех  сделает  живыми
  • Человек
  • В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказаА. Платонова?

«Давайте все трудом работать, и все живые будут».

Значение имени Никита – победитель (греч.).

  • Какую победу одержал Никита в рассказе А. Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

«Приобретаем опыт»

1.Нужно быть добрым на весь свой долгий век.

2.Нужно трудиться.

Никита- это мальчик, у которого богатое  воображение, восприимчивый, добрый, ответственный, умеющий видеть мир вокруг живым, проявляющий заботу о близких ему людях, понимающий важность труда.

IX. Содержание домашнего задания

Дифференцированное задание.

1.Написать эссе (по методике свободного письма) «Что значит быть добрым человеком?»

2.Выполнить тест по рассказу А.П.Платонова «Никита» ( приложение 4)

Задание для всего класса:

1.Прочитать сказ П.П.Бажова «Каменный цветок», с.85-107, ч.2.

Индивидуальные задания:
1.Подготовить сообщение «Годы учения П.П.Бажова»;
2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из очерка Е.Пермяка «Долговекий мастер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы по теме «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»

План-конспект урока литературы по теме  «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»...

Мир глазами ребенка (по рассказу А. П. Платонова «Никита»)

урок литературы в 5 классе, построенный в соответствии с ФГОС ООО...

Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире)....

Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»

Тип урока – комбинированный.Цель: показать, как раскрывается мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита».Задачи образовательные: раскрыть особенность мира ребёнка на основе ...

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Конспект урока по литературе в 5 классе.Тема: А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита»....

Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"

Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...