Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: "А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты."
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Подорванова Лилия Николаевна

Конспект урока по программе Меркина Г. С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.»

Цель:

 1. Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита».

2. Развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

3. Воспитывать нравственные качества.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

-В каком году родился Платонов?

-Какая настоящая фамилия писателя?

-В какой семье родился писатель?

-Расскажите об учительнице, которую очень любил Платонов?

-Сколько лет было писателю, когда он начал писать стихи?

-Как называется первая книга стихов?

  1. Выразительное чтение рассказа учителем.

  1. Анализ рассказа.

1.-Какие чувства у вас вызвал рассказ?

-Оставались ли вы сами дома?

-Почему рассказ называется  «Никита»?

-Кто является главным героем рассказа?

-Сколько лет было Никите?

2. Запишите значения слов и словосочетаний?

Буду век вековать- жить всю жизнь

Ощериться- проявлять раздражение, злость

Просо- хлебный злак, из которого получают пшено

Трудодень- единица учёта труда колхозников

Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах) Передник- одежда, защищающая перед платья от загрязнения

Горница- чистая половина крестьянской избы

  1. Давайте составим  цитатный план рассказа «Никита»

1Мама уходит на работу.

-Какие чувства здесь испытывает Никита?

2.Никита »живёт один»

План 2-й части.

1)Кто живёт в бочке?

2) «Доброе солнце».

3) Колодезные жители.

4) «Тайные жители» двора: змеи. пень, старая баня.

5) Жёлтый цветок.

-Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (Богатое воображение).

-Почему мир стал агрессивным?  (Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой).

-Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью? (Страх, к матери).

-О чём говорят слова Никиты: «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие  пришли и живут. Прогони их».( Он понимает, что трудодень- это спасение для них, ведь нет отца, но он согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми.)

3. Возвращение отца.

1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

- Почему Никита с отцом не испытывает чувство страха? ( С папой он ничего не боится).

  1. Исследовательская работа с текстом. Заполните правую часть таблицы с описанием предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант

Пустая бочка

Колодец

Две земляные норы

Старый пень

Стол

Банька

2 ВАРИАНТ

«Везде есть люди, только кажутся они не людьми»

Чужой петух

Жёлтый цветок

Колья из плетня

Доброе солнце

Земля

  1. Вопросы для работы по частям текста:
  1. Почему Никита оставался один?
  2. Чему научила мальчика мама?
  3. Почему мальчик пошёл во двор?
  4. Как мальчик воспринимал старую бочку?
  5. Почему он представлял себе существо, живущее в бочке злым?
  6. Как вспоминал Никита о дедушке?
  7. Почему его напугал колодец?
  8. Что ещё придумал Никита, общаясь с внешним миром?
  9. Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?
  10. Почему все силы вокруг него представлялись Никите враждебными?
  11. Почему Никита решил идти к маме?
  12.  Какие слова произнёс отец при встрече с сыном?
  13.  Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса?
  14.  Как изменилось отношение Никиты к миру?
  15.  Понял ли отец фантазии маличика?

7 Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?

-Что нового Вы узнали на уроке?

1. Для человека очень важна семья.

2. Самое страшное для человека-одиночество.

3. Никита-победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита. Есть вера в светлое будущее.

4. Ребёнок много фантазирует, потому что многое он ещё не знает в жизни. А всё неизведанное является странным, загадочным и даже страшным,

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок- иллюстрацию понравившегося эпизода и уметь объяснить устно или письменно свой выбор.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 10 класс. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Тема: Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”. (10 класс)Цель: Воспитание нравственных качеств  учащихся1.Развить и углубить знания об исторической обстановке России во время обороны Севастополя.2...

Конспект урока по литературе. 6 класс "И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика".

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева. И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён ...