Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося
статья по литературе на тему

Смольникова Валентина Ивановна

Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося

Смольникова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ»ИЦО»

                                                                 Каждое художественное слово тем и

отличается от нехудожественного, что

        вызывает бесчисленное множество

мыслей, представлений и объяснений.

                                                                                                                                    Л.Н.Толстой

1.«Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, – говорится в Пояснительной записке к программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной – … цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего»

Главная задача учителя литературы вообще, а в наше время особенно, – донести авторское слово до своих учеников. Ничего более важного на уроке литературы нет, так как в литературе все: идеи и чувства, идеалы и верования, этика и эстетика, социология и психология, – все, говоря словами Б. Пастернака, « образ мира, в слове явленный».

Вопросы анализа произведений на уроках – это проблемы приобщения школьников к великому наследию русской литературы, быть или не быть живой сегодня русской классике. «Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа»

Принципиальным отличием преподавания литературы является развитие личности обучающихся, формирование у них в процессе обучения универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего – личностных УУД, направленных на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяющих сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего. От степени их развития зависит успешность жизни человека в социуме, их коммуникативность.

Важность литературы в решении этой задачи неоспорима. Она призвана «научить ребенка … сопереживать, сорадоваться, сострадать» (К.И.Чуковский), предупредить появление нравственной глухоты, помочь овладеть способностями эмоционального интеллекта и развивать его.

Литература – едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. На этом уроке они не только знакомятся с жизнью, они ее переживают вместе с героями, обогащая свой эмоциональный багаж. Правда, в последнее время наметилась тенденция преподавания литературы в школе как точной науки, что проявляется, в первую очередь, в проведении на этих уроках всевозможных тестов на проверку знания фактов, места действия, развития сюжета, на знание литературоведческих терминов…Не отрицая важности вышеперечисленного, все же разделяю точку зрения Л.Г.Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Так что уроки литературы – важнейшее средство развития эмоционального интеллекта, своеобразная профилактика проявления агрессивности, окаменелости совести, дефицита любви и милосердия.

В условиях раздутых учебных программ, угасающего интереса к чтению когда-то одной из самых читающих наций (никакие электронные книги – увы!- не могут реанимировать этот интерес!) и дефицита учебного времени от учителя-словесника сейчас требуется особое мастерство. Он должен так организовать работу с художественным текстом, чтобы быть действительно посредником между художником и учеником-читателем, суметь так организовать процесс чтения-переживания, чтобы вызвать у ученика желание (и умение!) «вчитаться» в текст, «вчувствоваться», эмоционально пережить его и осмыслить. И все во имя того, чтобы диалог с текстом как способ отношений перешел от стадии ученик – художественное произведение к стадиям ученик – внутреннее «я», ученик – культурные и социально значимые ценности. Ведь психологическое значение художественного произведения и выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определенным образом структурировать внутренний мир субъекта чтения. «Человек должен постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь актуализировать


заложенные в него потенциальные возможности. В свете этого строится модель совершенствующейся социально успешной личности» [6, с.4]. Именно поэтому образовательный процесс направлен на то, чтобы в результате обучения и воспитания получить активного субъекта, способного занять должное место в обществе, принимать решения и нести за них ответственность.

Затруднения

- недостаточное количество учебных часов для глубинного изучения произведений словесного искусства;

- скрупулезное планирование работы в целом и каждого урока в отдельности, подбора дидактического материала приводит к затрате большего количества времени учителем;

- пересмотр накопленного опыта и выбор наиболее оптимальных методов и приемов организации учебного процесса в сельской малочисленной школе.

Противоречия

- между доступностью и разнообразием существующей литературы и нежеланием большинства учащихся ее читать;

- между постижением словесного искусства в соответствии с интересами и вкусами учащихся и регламентацией круга чтения;

- между тем, что читают или говорят на уроках, и тем, что делают и как поступают в жизни;

- между относительным материальным благополучием и духовной и нравственной деградацией молодежи;

- между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности.

2.Сущность  работы:

Творческое переосмысление традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально – творческих возможностей и мотивов учащихся, в комбинации элементов инновационных методик при работе с текстом художественного произведения, в разработке приемов, обеспечивающих постижение учащимися идейно – художественного своеобразия произведения и развития эмоционального интеллекта.

Цель: создание на уроках литературы условий для развития эмоционального интеллекта учащихся в процессе постижения идейно-художественного своеобразия произведений классической литературы, повышение качества знаний на основе применения отбора эффективных методов обучения, которые обеспечивают применение теории в жизни.

Задачи:

- формирование положительной мотивации школьников к изучению литературы, к самому процессу чтения, потребности читать;

- расширение художественной впечатлительности и развитие речевой грамотности у учащихся;


- формирование эмоционального самосознания, то есть способности осознавать свой внутренний мир под влиянием прочитанного;

- расширение опыта учащихся в устном общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание;

- совершенствование знаний образной конкретизации и образного общения как основы интерпретации текста;

- воспитание мыслящего читателя;

- развитие творческих способностей учащихся;

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей.

Принципы построения педагогического процесса:

- гуманно – личностного подхода к ученику, реализуемого в формуле: любить, понимать, принимать, сотрудничать;

- принцип целостности, т.е. взаимодействие с учащимся как с целостным человеком, учет всего многообразия его проявлений в этом мире;

- принцип субъективности, т.е. опора на опыт учащихся, создание личной мотивации;

- принцип связи искусства с жизнью;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- принцип педагогики экспрессии: педагогика учителя литературы – это педагогика актера (слово + чувство).

Научность:

Теоретическая база опыта основана на положениях теории познания, теории деятельности, теории развития личности в обучении (Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, Д.Б.Эльконин др.); на технологииях с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, яркой гуманистической направленности содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностные технологии Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как человекоформирующего предмета Е.Н.Ильина).

Л.С.Выгодский писал: «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике»

Художественная литература – это учебник человеческих эмоций и эмоциональной жизни языковой личности. В ней приводятся термины эмоций, показан набор эмоциональных ситуаций. Этот учебник учит, как узнавать те или иные эмоции, как их называть и выражать  

3.Приемы эмоционального погружения учащихся в

пространство художественного произведения.

Этап: эмоциональная подача материала 

Место эмоциональной подачи материала в теме и в уроке может быть и в начале, и в середине знакомства с художественным произведением. Эта подача может быть направлена на первичное знакомство с автором, произведением, а может быть дана для предварительной подготовки к восприятию конкретного абзаца, главы или для общего фона восприятия, и даже в конце изучения темы как заключительный аккорд.

В связи с распространившейся в последнее время тенденцией - нежела-ние школьника читать, и возрастание объема материала (особенно в 10-11 классах) встала проблема: как повернуть детей к книге. Е. Н. Ильин, известный учитель-новатор, сформулировал педагогический закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Этот закон применяется в данном опыте. Не ждать, пока основная масса ребят прочитает книгу и начнет ее разбор, а самим разбором вызвать массовое чтение. Анализом создать условия для анализа, чтобы начатой страницей поманила вся книга.

Цель приемов – развитие эмоционально-эстетического мотива путем создания сильного эмоционального восприятия информации.

Эмоциональную ситуацию удается создать посредством приема художественного чтения (учителем, подготовленными учащимися, мастерами слова в записи). Магия чтения может "заразить" произведением, "влюбить" в писателя. Ведь одно и то же произведение, по-разному прочитанное, - это иногда разные произведения!

Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя может быть текст произведения, фрагменты биографии писателя (если они важны для понимания творчества), поэтические произведения, взятые эпиграфом к уроку и иногда сопровождающие его рефреном в течение урока или целой темы, например при изучении  рассказа  А.И.Солженицына »Один день Ивана Денисовича» очень важно акцентировать внимание обучающихся на судьбе самого писателя, поручить ребятам подготовить материал  о годах заключения писателя,  о самобытности и пронзительной правде жизни эпохи сталинизма,  о массовых репрессиях в стране. Подготовить историческую справку о массовых репрессиях советских граждан в период правления Сталина. Это и будет эмоциональной подачей материала.

Эмоциональной подаче материала способствуют и специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку (мажорной, лирической, трагической), фоном для чтения текста или выполнения творческих работ с целью создания настроения. Эти приемы способствуют образному осмыслению информации, концентрируют внимание.

Афоризмы, стихи, притчи, презентация книги – приемы, которые с первой минуты общения возбуждают любопытство, вырабатывают у слушателей интерес и внимание и способствуют поддержанию этого внимания на протяжении всего общения.


 4. Приемы эмоционального погружения учащихся в

пространство художественного произведения.

Этап: глубокое погружение в текст 

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Эффективным приемом работы на этапе погружения в текст является прием работы над художественной деталью, заимствованный у Е.Н.Ильина. «Деталь – «жемчужина текста». Как сказано у В.Маяковского: «Но бывает, жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду».

Технология работы над деталью: через деталь обратить учащихся к пониманию идейно - художественного содержания произведения, через постижение глубинного смысла - к книге, через книгу - к жизни, от жизни - снова к книге.

Объектом внимания для исследования могут стать и мотив, и мелодика, и пространство, и время, и даже отдельное слово из изучаемого произведения (Приложение № 4).

Рефлексивное чтение, основанное на эмпатии и сопереживании, – один из самых действенных способов эмоционального восприятия текста, который помогает учащимся не только понимать душевное состояние персонажей текста, авторское обоснование происходящего, но и подтекстовую информацию. В этой связи очень эффективно обсуждение названия, данного автором произведению; имен и фамилий героев. Рефлексивное чтение помогает осознать, что в произведении ничего не бывает случайного (Приложение № 5).

Погружению в текст способствует просмотр экранизации художественного произведения, которое увеличивает в сотни раз способность учащихся понять авторский замысел, тему и идею произведения.

Первый зритель спектакля, конечно, учитель, потому что только известный материал предлагается ученикам, чтобы поставить перед ними задачу: на что обратить внимание в постановке, какой сценический образ или режиссерское решение должны стать объектом особого внимания.

Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, скульптура и др.) (Приложение № 6). Этот прием усиливает, дополняет ассоциативный способ мышления, обостряет у учащихся эстетическую восприимчивость. Так, при изучении «Записок охотника» И.С.Тургенева, ребятам предлагается рассмотреть портреты крестьян, созданные И.Репиным, В.Васнецовым, И.Крамским и другими художниками XIX века. Можно предложить дать им имена, придумать биографию и т.д. А затем на экран вывести объявление, взятое из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Обучащиеся


по данному образцу пишут объявление о продаже одного из крестьян, изображенных на картинах. Это неизменно вызывает у ребят возмущение: как можно, ведь они люди!.. После такого эмоционального погружения изучение произведения вызывает в учениках огромный интерес и горячий отклик.

Метод интроспективного анализа занимает особенное место в развитии личности учащегося, поскольку практически всегда субстратом произведения является ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, при знакомстве с которыми это напряжение может захватить других. Любые тексты могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор - интеллектуальный, нравственный, волевой. Задача учителя – поставить перед детьми проблему так, чтобы они узнали в ней собственную проблему (Приложение № 7).

 5. Приемы эмоционального погружения учащихся в

пространство художественного произведения.

Этап: подключение воображения и ассоциативного мышления 

Мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается, сделать полученную информацию переживаемой лично можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика (создание ассоциаций, составление ассоциативного круга, ассоциативной гирлянды). От слова к чувству. Такие приемы нравятся учащимся, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Можно, наоборот, представить что-то в виде определенного образа (Приложение № 8). Идет опора на внутренние мотивы учащихся, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов.

Цель приемов - изучение своего внутреннего состояния в данный момент относительно темы урока и работы с текстом произведения.

И хотя работа воображения и ассоциативного мышления помечена в данном опыте третьим этапом, резкого перехода от одного этапа к другому на уроках, конечно, нет. Все исходит одно из другого и переходит в конце концов в творческую мысль.

Приемом «Раскрась свои чувства» предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства испытывает ученик к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д. Выполнять можно и устно, и письменно. Через цвет можно воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление (легкость, тяжесть и т.д.). Цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта. Поэтому цвет используется как фон для записи ключевых слов темы, текста, для создания контраста.


Прием «Создание коллажа», «Создание афиши» близок абстрактному искусству, т.к. он построен на ассоциативных умозаключениях. Например, на обобщающем уроке по поэме А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» обучающимся предлагается создать коллаж на тему «Счастье для меня – это…». Технический совет: составленные коллажи снова могут становиться материалом для новых работ. Составление коллажей может быть как индивидуальной, так и групповой работой.

ИПМ – 6. Приемы эмоционального погружения учащихся в

пространство художественного произведения. Этап: творческая работа на основе полученных знаний и впечатлений

Творческим воплощением мысли учащихся через погружение в текст являются эссе, письма, этюды, стихотворения собственного сочинения, составление сценария (Приложение № 9, 10). После знакомства с законами определенного жанра даются соответствующие тексты для изложения, потом уже - самостоятельная работа. Первые работы обязательно устно рецензируются в классе, указываются плюсы и минусы получившихся сочинений. Сначала ребята пишут на свободные темы, а потом тему подсказывает художественное произведение. Увлечь учащихся удается демонстрацией работ «предшественников», а иногда ребята начинают тянуться за своими одноклассниками, увидев уже их работы.

Кино и спектакли становятся также объектом для написания рецензии в старших классах (Приложение № 11).

Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун

Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда».
При этом между всеми «гроздьями»  должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере»  есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Нашей отправной точкой являются герои романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев романа. Последующие «гроздья» содержат характеристики героев с учетом их сюжетных взаимосвязей. Данный приём  помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
На завершающей стадии  урока можно применить след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).

Пример 1:
1. Онегин.
2. Скучающий, «лишний».
3. Отвергает, убивает, влюбляется.
4. Онегин отвергает любовь Татьяны.
5. Пессимист.

Пример 2:
1. Татьяна.
2. Скромная, влюблённая.
3. Любит, страдает, мечтает.
4. Выходит замуж за нелюбимого человека.
5. Идеал (поэта).
 

Стратегия  «фишбоун»  позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.
«Фишбоун» - «скелет рыбы».

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

Аргумент 1: «Скука».
Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания».
Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».
Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство».
Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского,  совершая при этом огромную жизненную ошибку».
Аргумент 5: «Лишний человек».
Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»
Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления .Онегина можно понять.

Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.

Поэтому именно перед школой, перед учительством стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё новые и новые требования. Это значит: школа должна воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной ситуации, готового к преодолению жизненных трудностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося

Слайд 2

Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. Л.Н.Толстой

Слайд 3

Приемы эмоционального погружения обучающихся в пространство художественного произведения (эмоциональная подача материала) Цель приемов : развитие эмоционально-эстетического мотива путем создания сильного эмоционального восприятия информации . Х удожественное чтение (учителем , подготовленными обучающимися , мастерами слова в записи . 2. Поэтические произведения, взятые эпиграфом к уроку . 3. Специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку (мажорной, лирической, трагической ). 4. Афоризмы, стихи, притчи, презентация книги .

Слайд 4

Приемы эмоционального погружения обучающихся в пространство художественного произведения (этап глубокого погружения в текст ) Приемы: Технология работы над деталью : мотив , и мелодика, и пространство, и время, и даже отдельное слово из изучаемого произведения . 2. Рефлексивное чтение, основанное на эмпатии и сопереживании . 3. Просмотр экранизации художественного произведения 4. Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, скульптура ). 5. Метод интроспективного анализа .

Слайд 5

Фрагмент урока Т ема урока: Искушение – мотив драмы А.Н.Островского “Бесприданница”. - Определите задачу работы на уроке (исследование этого мотива) - Как вы понимаете значение слова искушение? (Соблазн) .

Слайд 6

Фрагмент урока »Искушение- мотив драмы А.Н.Островского» Бесприданница» Мотив пространства  Мотив человека - вещи  Мотив блеска  Мотив искушения  Мотив одиночества

Слайд 7

Фрагмент урока»Искушение- мотив драмыА.Н.Островского »Бесприданница» Работа по теме урока. - Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить? - Какие соблазны захватили героев драмы? - В чѐм вы видите мотив их искушений? Опираясь на текст расскажите об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова , Вожеватова , Карандышева , Паратова . (Учащиеся работают в группах 3-4 минуты). - Каков характер этих искушений? (Материальный). Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев.

Слайд 8

Фрагмент урока

Слайд 9

Фрагмент урока «Пьеса М.Горького «На дне» - социально-философская драма. Система образов Сила имени огромна. В одной из старинных песен поѐтся : «Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать». Ознакомьтесь со значениями имѐн персонажей. Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намѐк на черты их личности, род занятий, судьбу? Сатин — в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры? О чѐм говорит род занятий действующих лиц? Каков возраст ночлежников? О чѐм это говорит? Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему М. Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даѐт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос. Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью с казанием рода занятий?

Слайд 10

Фрагмент урока «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор "»

Слайд 11

Фрагмент урока»Трагическая судьба героини в рассказе А.И.Солженицына » Матренин двор» Беседа на выявление восприятия – Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь Российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось? (Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о

Слайд 12

Фрагмент урока»Трагическая судьба героини в рассказе А.И.Солженицына » Матренин двор» мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить одиночество. Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)

Слайд 13

Фрагмент урока «Уходящий мир как основная тема пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Жизненная неустроенность, разобщенность героев» «Метод интроспективного анализа» (вызов к проблемному общению) Вы когда-нибудь возвращались домой после долгого отсутствия? Встречали очень близкого человека после разлуки? Каковы ваши чувства, эмоции в эти моменты? А как происходит встреча наших героев в пьесе А. П. Чехова? Испытываете ли вы неловкость за поступки, поведение, слова кого-либо из героев? Почему?

Слайд 14

Приемы эмоционального погружения обучающихся в пространство художественного произведения ( этап п одключения воображения и ассоциативного мышления) Приемы: Ассоциативные переживания каждого отдельного ученика (создание ассоциаций, составление ассоциативного круга, ассоциативной гирлянды ). 2. Прием «Раскрась свои чувства» . 3. Прием «Создание коллажа», «Создание афиши» .

Слайд 15

Фрагмент урока литературы в 11-м классе «Лирика М. Цветаевой – напряженный монолог-исповедь» Так какое же это имя – МАРИНА ЦВЕТАЕВА? Что слышите вы в этом имени? -цветочное: ей дано краткое время цветения, жизни, трагически мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое; - морское: зеленоглазая гениальная поэтесса Мрина Цветаева всю жизнь гордилась своим именем и подчѐркивала «морское» в его происхождении, ощущая себя безгранично преданной морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла еѐ встреча с мужем Сергеем Эфроном; - летящее: она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полѐт, ритм; - трагическое: еѐ жизнь – ринг, рана, борьба за «право быть и созидать»; -загадочное: тайна, мечта.

Слайд 16

Приемы эмоционального погружения обучающихся в пространство художественного произведения (этап (творческая работа на основе полученных знаний и впечатлений) Жанры: Эссе , письма, этюды, стихотворения собственного сочинения, составление сценария.

Слайд 17

Фрагмент письма к Базарову Вы ругали все романтическое, а сами невольно осознали себя романтиком. Вы просто не понимали, Евгений Базаров, что нельзя уйти от способности человеческой - чувствовать, как нельзя уйти от самого себя. А из дома Одинцовой вы отправились в лес, забрались на сеновал, мучительно пытаясь «переболеть» любовь, как болезнь. А как же насчет того, что природа не храм? А? Почему же, когда волновалось Ваше сердце, вы шли в сумрачный лес? Значит, все-таки именно там вы находили успокоение? Не в храм ли идут за этим? Вам, как и всякому другому человеку, свойственны такие чувства как любовь, страсть, переживания, даже, если хотите, они Вам свойственны более, чем кому-либо. И это здорово! Вы счастливый человек, Базаров! Не всем дано так любить .

Слайд 18

Рецензия на фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» « Жестокий романс» мне хотелось посмотреть только для того, чтобы иметь более яркое представление о произведении. Оказалось, этот фильм сделал для меня гораздо больше. Этот фильм заставил меня заново взглянуть на советское кино. Фильм смог кардинально изменить мое мнение о пьесе. Совершенно в иную сторону. Потому что, ручаюсь, вы не сможете понять эту историю, не посмотрев фильм. До него мне легко было рассуждать логично о том, как и что следовало сделать тому или иному герою. Признаться, я осуждал Ларису. Я осуждал ее за неумение сдерживать себя, свои чувства, за то, что она не могла принять жизнь

Слайд 19

Элементы технологии критического мышления как способ развития мышления обучающихся 1.Кластер. 2.Синквейн. 2.Фишбоун

Слайд 20

Кластер Приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. Нашей отправной точкой являются герои романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев романа .

Слайд 21

Структура синквейна 1 . Существительное. 2. Прилагательных два (допускаются причастия). 3. Глаголов три (допускаются пояснения). 4. Предложение из четырех слов. 5. Существительное (вывод, обобщение ).

Слайд 22

СИНКВЕЙН(путь мысли) Пример 1: 1. Онегин. 2. Скучающий, «лишний». 3. Отвергает, убивает, влюбляется. 4. Онегин отвергает любовь Татьяны. 5. Пессимист.

Слайд 23

СИНКВЕЙН(путь мысли) Пример 2: 1. Татьяна. 2. Скромная, влюблённая. 3. Любит, страдает, мечтает. 4. Выходит замуж за нелюбимого человека. 5. Идеал (поэта).

Слайд 24

« Фишбоун » - «скелет рыбы». В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – это аргументы или причины. Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы. В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос». В нашем « фишбоуне » ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».

Слайд 25

Аргументы и факты Аргумент 1: «Скука». Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили». Аргумент 2: «Душевные метания». Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».

Слайд 26

Аргументы и факты Аргумент 3: «Любовь». Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно». Аргумент 4: «Убийство». Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку». Аргумент 5: «Лишний человек». Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»

Слайд 27

Самостоятельная работа обучающегося Вывод : «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».

Слайд 28

Результативность работы Повысилась активность, работоспособность и успеваемость учащихся по русскому языку и литературе. - учащиеся пишут собственные стихи и пишут эссе на различные темы. Сборник творческих работ обучающихся издан в издательстве «Просвещение», диплом ,1 место) - наблюдается динамика в написании итогового сочинения по четырем-пяти критериям -ежегодно обучающиеся принимают участие в школьной, районной ,международной олимпиадах , занимая призовые места. - обучающиеся принимают участие в различных школьных мероприятиях по русскому языку и литературе (предметные недели, вечера, викторины, интеллектуальный марафон ) - повысилось участие обучающихся в различных литературных конкурсах, фестивалях, как районного характера, так и всероссийского уровня . мои выпускники - врачи, юристы, адвокаты, педагоги, руководители предприятий, художники,с туденты учебных заведений. Они люди с активной жизненной позицией, имеющие собственный взгляд на мир.

Слайд 29

Уважаемые коллеги! Почета у родителей и учеников! 4 Желаю Вам творческих находок! 1 Послушных и способных учеников! 2 Профессионального совершенства! 3 И…. просто быть красивыми и обаятельными всегда! 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »

1.     Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности

Метод проектов в образовательной школе реализует личностно-ориентированное, деятельное обучение учащихся. Данный метод осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий с образ...

Театрализованные представления как средства формирования всесторонне развитой личности

Была предоставлена презентация многолетней работы классного руководителя по формированию творческого потенциала учащихся....

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности

Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума, одной из воспитательных задач данного комплекса является воспитание человека мира — человека, свободно ориентирующегося в море информ...

Компетентно-ориентированные задания как современный способ способствующий формированию всесторонне развитой личности.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка  позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составл...