разработка урока литературы в 5 классе "Учимся "жить"стихом"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Равковская  Анна Анатольевна

Целью данного  урока литературы   в 5 классе Учимся "жить "стихом  является обучение анализу лирического произведения, попытка реализовать для себя образы, скрытые в стихах, возможност почувствовать красоту звучащего слова.Это и попытка попробовать себя в роли начинающего поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_6_klass_uchimsya_zhit_stihom.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: «Учимся « жить» стихами

Цели: обучение анализу лирического произведения; .попытаться раскрыть для себя образы, скрытые в стихах; дать почувствовать красоту звучащего слова.

1.Слово учителя.

-Ребята, скажите , а задумывались ли вы о том, легко ли писать стихи?

Лёгкий это или тяжёлый труд?

Прочитаем отрывок из 4 главы книги Н.Носова «Приключения Незнайки»(инсценировка эпизода группой ребят)

-Научился ли Незнайка писать стихи?

_Что  Цветик считает главной особенностью стихов?

-А Цветика можно назвать поэтом? Почему?

-Так что же такое настоящие стихи?

Прилагается для анализа стихотворение Н.Матвеевой «Кораблик».

-Ребята, если бы вам предложили создать иллюстрацию к этому стихотворению, чтобы вы изобразили?

(Учащиеся предлагают свои варианты, говорят, что кораблик изображён словно живой.)

Обращаю внимание на слово «Сам»

_-Что помогает увидеть кораблик в человечьем обличье.

-Какие слова очеловечивают его?

Найдите примеры олицетворений.(Учащиеся приводят примеры» ,например, вулканы с «седыми бровями». Встреча кораблика с другим кораблями.

-А если заменить синонимом слово «посудачат»

 Какое будет  слово удачнее?.

Перечитаем последнюю строфу. Какая серьёзная мысль звучит в финале?

(Герой находится в поиске, он взрослеет, хочет сам отвечать за свои поступки).

- А вот  и ещё одно стихотворение, которое написал поэт Р.Рождественский.

(Ребята читают стихотворение  и пытаются представить  видеообраз,  который навеяло стихотворение (презентация образа)

Анализ стихотворения учащимися.

Задание классу:

- Как бы вы озаглавили стихотворение?

-Как вы догадались, что речь идёт об одуванчике.?

Как поэту удалось  нарисовать образ не разу не употребив слово «одуванчик»?

-Какое неожиданное слово нашёл поэт?

-Как он сумел передать настроение?

-Какие поэтические приёмы увидели вы в этом стихотворении?

-Часто не только слова. но и отдельные звуки помогают выразить свои мысли, чувства

Как , например, в стихотворении «Дождь» С.Маршака.

(Презентация и чтение стихотворения наизусть)

Анализ стихотворения учащимися.

Задания:

- Как меняется состояние природы?

-Как помогают это увидеть и услышать звуки стихотворения?.

Что напоминает звучание капелек дождя?

Анализ Стихотворения учащимися.

Затем приглашаю учащихся в своеобразную творческую мастерскую.(Ребята делятся на 5 групп)

Учащимся предлагаются творческие задания , которые помогут разнообразить представление учащихся о своеобразии стиха.

Все они посвящены сравнению

1.Чтение стихотворения Н.Матвеевой «Шарманка»

Скажите, а зачем нам шарманка нужна?

И  Хриплая совсем,

И сиплая она,

Скрежещет, как возок.

Скрипит, как бурелом.

Как флюгер, как сапог,

Как дерево с дуплом.

- Ребята, что общего между сапогом, флюгером,буреломом и деревом?

Какие звуки повторяются в стихотворении?

-А как изобразила поэтесса посадку в поезд?

-Что с чем сравнивается в этом стихотворении?

Если будем рисовать иллюстрацию к стихотворению, сколько картин у нас получится? Почему вы так решили?

-Как вам кажется, какое путешествие предстоит героям?

2.Аукцион сравнений.

Учащимся предлагается придумать точные и неожиданные сравнения.

Голос звучал, как…

Она прекрасна, как…

Юноша сильный как…

Учащиеся предлагают варианты(Голос звучал, как медная труба, она прекрасна, как сама весна..)

Юноша сильный , как богатырь..)

3.Попробуем описать ландыш с помощью сравнений

Учащиеся предлагают свои  варианты

(Ландыш появился в траве как белое чудо..

Как облако на ножке и т.д)

Обратимся к стихотворению С.Маршака. Посмотрите на что похож ландыш  здесь?

Есть ли здесь сравнения?

Они спрятаны.Как же называется скрытое сравнение?

-Верно- это -метафора.

Найдите метафоры. Учащиеся приводят примеры.

4.Опишите ( на выбор) состояние человека в грустном или радостном настроении., используя сравнения, метафоры. Попробуйте создать четверостишия.

2-3 минуты.

(Появились такие незатейливый четверостишия:

Сегодня грустно мне , что я один

Я ,как потухший огонёк.

Меня ничто не веселит,

Я, как засохши василёк.

Я рад, что вновь пришла весна,

Что я могу смеяться и мечтать,

Я , как весенний мотылёк,

Мне хочется  летать.

-Молодцы .Сегодня вы пробовали«Жить» стихом. Творили.

-А что же такое творчество?

 Творчество-это деятельность, которая отличается оригинальностью, уникальностью.

-Я предлагаю вам дома поработать над созданием своих собственных   творений.

Попытаться создать небольшие четверостишия  о своём любимом времени года, используя сравнения, метафоры. Удачи вам в вашем нелёгком деле!

Приложение к уроку

Новелла Матвеева "Кораблик"
Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс - сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.

Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету, все ль на месте, -
Все записывал, все проверял!

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда...

Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам, - сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан!

Дождь
Самуил Маршак

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...

Разработка урока литературы в 11 классе "Стихи кубанских поэтов"

Урок знакомит с творчеством кубанских поэтов, воспитывает любовь к поэзии родного края. На уроке звучат стихи И. Вараввы, К. Обойщикова, В. Бакалдина, В. Нестеренко, С. Медведевой. Учащиеся собирают п...

Урок литературы "Песни на стихи русских поэтов". 7 класс

Урок литературы в 7 классе "Песни на стихи русских поэтов". УМК В.Я. Коровиной. на уроке используется презентация....

Урок литературы по теме:«Стихи, которые покоряют сердца»

Данный учебный материал предназначен для учащихся средней школы 6-9 класс и рассчитан на 2 урока. При составлении конспекта урока применялась технология "Мастерская"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...