Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Демидова Марина Григорьевна

Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 классапо программе Г.С.Меркина. Планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в год,что соответствует требованиям ФГОС по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП по литературе. 8 класс325 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема урока

Даты проведения

Коли

чество

часов

Предметные результаты

Форма организации познавательной деятельности

Организация самостоятельной деятельности

по программе

факти

чески

1

Введение.

Художественная литература и история.

1

Познакомиться со своеобразием курса литературы в 8 классе, определять сущность понятий: «литература и история», «творческий процесс».

Индивидуальная

Парная

работа

Знакомство со структурой учебника,

составление вопросов к статье,

письменный ответ на вопрос

2

Из устного народного творчества.

«Иван Грозный молится по сыне»,

«Возвращение Филарета». Историческая память народа и отражение её в народной песне.

2

1

Познакомиться с периодами создания исторических песен; овладеть понятиями: «историческая песня», «песня-плач»; определять проблематику песен.        

Фронтальная

работа

Выразительное чтение,

работа с репродукцией

3

«Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1

Характеризовать песенный сюжет, находить средства выразительности в исторической песне.

Индивидуальная

Групповая

работа

Анализ песни как произведения УНТ, составление словаря песни

4

Из древнерусской литературы.

Глубина и сила нравственных представлений о человеке, благочестии,  служении Богу в «Житие Сергия Радонежского».

3

1

Характеризовать особенности житийного жанра и образ Сергия Радонежского, определять нравственные представления о человеке.

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Различные виды чтения и пересказа,

сообщение

5

Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

«Слово о погибели Русской земли».

1

Овладеть понятием «слово», определять тему произведения, выявлять и формулировать идейное содержание произведения,

анализировать его язык.

Фронтальная

Парная

работа

Различные виды чтения,

формулировка и запись выводов

6

Основные нравственные проблемы житийной литературы.  «Житие Александра Невского»

(фрагмент).

1

Овладеть понятием «житийная литература», определять тематику житийных произведений, выявлять и формулировать их идейное содержание.

Фронтальная

работа

Формулировка и запись выводов,

наблюдение над лексическим составом

произведения

7

Из литературы 18 века.

Г. Р. Державин - поэт и государственный чиновник.

Тема поэта и поэзии, поэта и власти.  «Памятник», «Вельможа».

4

1

Познакомиться с Державиным как с поэтом и государственным чиновником, определять

основные мотивы стихотворений и их художественную идею.

Фронтальная

Групповая

работа

Лексическая работа, письменный ответ на вопрос,

работа с репродукциями

8

Н. М. Карамзин.

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

(3)

1

Познакомиться с основными вехами биографии Карамзина.

Индивидуальная

Парная

работа

Сообщение,

Похвальное слово писателю и историку

9

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

1

Познакомиться с понятием «сентиментализм»  как литературное направление, определять отличие сентиментализма от классицизма.

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Исследовательская работа с текстом, формулировка и запись выводов

10

Проблематика и тематика повести «Бедная Лиза.

1

Определять основную проблематику и тематику произведения, характеризовать новый тип героя.

Парная

работа

План

характеристики образов

11

Из литературы 19 века.

В. А. Жуковский.

Краткие сведения о поэте.

«Лесной царь»,

«Море», «Невыразимое». Основные темы и мотивы.

35

1

 

Познакомиться с краткими сведениями о поэте, овладеть понятием «баллада»,  определять жанр и основные темы, мотивы, образно-выразительные средства произведений поэта.

Индивидуальная

Групповая

работа

Составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение,

составление вопросов

к статье учебника

12-13

К. Ф. Рылеев.

Краткие сведения о поэте.

«Иван Сусанин»,

« Смерть Ермака».  Основные темы и мотивы.

2

Познакомиться с краткими сведениями о поэте, понимать, что такое романтическое произведение, определять основные темы, мотивы, образно-выразительные средства произведений поэта.

Индивидуальная

Групповая

работа

Работа с иллюстрациями,

анализ текстов, формулировка микровыводов

14

А.С. Пушкин.

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

«И. И. Пущину», «Бесы».

(8)

1

Познакомиться с тематическим богатством поэзии А.С.Пушкина, определять жанры лирики поэта,

определять художественно-выразительную роль частей речи, выявлять образные средства в поэтических произведениях.

 

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Выразительное чтение,

чтение наизусть,

анализ текста

15

Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. Герои повести.

1

Познакомиться с историей написания повести, определять тему и идею произведения, формулировать проблематику произведения, характеризовать главных героев.

Индивидуальная

работа

Развернутый ответ,

цитатный план

16

Тематика и система образов в «Маленьких трагедиях»

А.С. Пушкина.

1

Познакомиться с содержанием «Маленьких трагедий», определять тематику, характеризовать  систему образов произведения.

Парная

работа

Составление плана,

характеристика образов

17

Роман  «Капитанская дочка»: проблематика.

1

Определять проблематику (любовь и дружба, любовь и долг, вольно любие, осознание предначертанья, независимость), тему, художественную идею произведения.

Фронтальная

Групповая

работа

Работа с эпиграфами, сообщение, исследовательская работа с текстом

18

Система образов романа.

1

Характеризовать систему образов романа.                              

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Исследовательская работа с текстом, составление планов разных типов

19

Отношение писателя к событиям и героям.

Новый тип исторической прозы.

1

Выявлять авторскую позицию в романе, овладеть понятием «историческая проза».

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Устное сочинение

20-21

Контрольное

классное  сочинение № 1

по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

Применять алгоритм написания сочинения на  литературную тему, логично и дока зательно раскрыть тему сочинения.

Индивидуальная

работа

Составление плана, написание сочинения

22

М.Ю. Лермонтов.

Кавказ в жизни и творчестве поэта.

В.ч. Стихи о Кавказе в лирике поэта.

(5)

1

 

Познакомиться с фактами биографии М. Ю. Лермонтова, связанными  с Кавказом.

Индивидуальная

Групповая

работа

Чтение наизусть, сообщение,

лексическая работа

23

Поэма «Мцыри» — основные мотивы поэмы, художественная идея и средства ее выражения.

1

Познакомиться с творческой историей поэмы,  определять мотивы поэмы, художественную идею и средства ее выражения.

Фронтальная

работа

Различные виды чтения,

аналитическая работа с текстом

24

Контрольный тест № 1.

1

Выполнять тест, опираясь на материал, изученный в 1–ом полугодии.

Индивидуальная

работа

Выполнение теста

25

Образ-персонаж, образ-пейзаж в поэме «Мцыри».

1

Находить отличительные признаки романтического произведения, характеризовать образ Мцыри, определять роль пейзажа.

Парная

работа

Составление цитатного плана, исследовательская работа с текстом

26

Подготовка к контрольному домашнему сочинению № 1

«Мцыри - «любимый идеал Лермонтова».

1

Применять алгоритм написания сочинения на литературную тему, логично и дока зательно раскрыть тему сочинения.

Индивидуальная

работа

Составление плана,

подбор цитат

27

Н.В. Гоголь.

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и

Н.В. Гоголь.

6

1

Познакомиться с основными вехами биографии писателя, с ролью А. Пушкина в творческой судьбе Н. Гоголя.

Фронтальная

Групповая

работа

Презентации, работа со статьей учебника

28

Комедия «Ревизор»:

Основной конфликт пьес и способы его разрешения.

1

Познакомиться с творческой историей пьесы, овладеть понятиями: «драма» и «комедия»; «юмор» и «сатира», определять конфликт, выявлять проблематику и идею комедии.

Фронтальная

Парная

работа

Лексическая работа,

различные виды чтения и комментирования

29-

30

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

2

Познакомиться с приемами  сатирического  изображения русского чиновничества, характеризовать психологические портреты персонажей комедии, выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе.

Парная

работа

Цитатный план, характеристика персонажей

31-32

Контрольное

классное  сочинение № 2

по комедии  Н.В. Гоголя «Ревизор».

2

Применять алгоритм написания сочинения литературную тему, логично и доказательно раскрыть тему сочинения.

Индивидуальная

работа

Написание классного сочинения

33

И. С. Тургенев.

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася»

                       

(3)

1

Познакомиться с основными  вехами биографии

И.С. Тургенева,

с творческой историей повести «Ася».

Фронтальная

Групповая

работа

Отзыв о прочитанном,

сообщения,

пересказ

34

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

1

Познакомиться с содержанием произведения, с судьбами главных героев, сопоставлять образы главных героев.

Парная

работа

Тезисный план, дискуссия

35

Образ Аси.

1

Определять основное в образе героини,

составлять характеристику персонажа.

Индивидуальная

Парная

работа

Письменная характеристика персонажа

36

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта: «Внимая ужасам войны».

(2)

1

Познакомиться с основными вехами биографии поэта, определять главные мотивы его поэзии.

Индивидуальная

Групповая

работа

Составление тезисного плана, исследовательская работа с текстом

37

«Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

1

Определять тему главные мотивы стихотворных произведений поэта.

Индивидуальная

работа

Анализ стихотворения,

чтение наизусть

38

А. А. Фет.

Краткие сведения о поэте.

Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

(2)

1

Познакомиться с краткими  сведениями о поэте,

выявлять художественную идею стихотворений.

Индивидуальная

Фронтальная

работа

Лексическая работа, выразительное чтение,

работа с иллюстрациями,

устное рисование

39

В. ч. Любимое стихотворение А. Фета

1

Познакомиться со стихотворениями А.А.Фета о природе.

Индивидуальная

работа

Аналитическая работа с текстом,

чтение наизусть

40

А.Н. Островский.

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

(2)

1

Познакомиться с краткими сведениями о писателе, с творческой историей пьесы-сказки, овладеть понятиями: «драма», «сюжет».

Фронтальная

Групповая

работа

Выразительное чтение,

сообщение,

исследовательская работа с текстом  

41

Образ Снегурочки.

1

Характеризовать образ Снегурочки,  выявлять особенности языка пьесы.

Парная

работа

Сообщение,

запись тезисов,

чтение эпизодов, прослушивание музыки

42

Л. Н. Толстой.

 

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»: (обзор, главы из повести).

1

(4)

1

Познакомиться с основными вехами биографии писателя; находить черты автобиографи ческой прозы, выявлять темы и мотивы повести.

Индивидуальная

Групповая

работа

Различные виды пересказа,  

работа с иллюстрациями

43

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала».

1

Выявлять художественную идею рассказа, характеризовать образы главных героев.

Фронтальная

Парная

работа

Тезисный план, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом

44

Приемы создания образов в рассказе «После бала».

1

Характеризовать образ, основываясь на разных приемах, определять личное отношение к событию.

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Исследовательская работа с текстом

45

Подготовка к контрольному домашнему сочинению № 2 по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

1

Применять алгоритм написания сочинения литературную тему, логично и доказательно раскрыть тему сочинения.

Индивидуальная

работа

Составление плана,

подбор цитат

46

Из литературы 20 века

М. Горький.

Основные вехи биографии писателя.

Рассказ «Мой спутник». Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького

18

(2)

1

Познакомиться с основными вехами биографии писателя, с содержанием рассказа, выявлять проблему, характеризовать образ главного героя.

Фронтальная

Индивидуальная

работа

 

Презентация,

различные виды чтения и пересказа,

работа со статьей учебника,

викторина

47

Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.

1

Определять проблему рассказа, характеризовать образ главного героя, находить традиции романтизма в литературе.

Фронтальная

Парная

работа

Различные виды чтения и пересказа, цитатный план

48

В. В. Маяковский.

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении

«Хорошее отношение к лошадям».

1

Познакомиться с краткими сведениями о поэте, с противостоянием поэта и толпы в произведении, характеризовать образно-выразитель ный строй стихотворения, определять художественную  идею.

Индивидуальная

Групповая

работа

Аналитическая работа с текстом,

сообщение,

выразительное чтение наизусть

49-

50

Художественное своеобразие рассказов Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык».

2

Определять проблемы рассказов, овладеть понятиями: «литературный анекдот», «фельетон», «юмор», «сатира», «ирония», «сарказм»,

формулировать идею сатирических рассказов.

Фронтальная

Парная

работа

Различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа

51

Н.А. Заболоцкий.

Краткие сведения о поэте. Тема труда и творчества в лирике Н. Заболоцкого «Старая актриса», «Я не ищу гармонии в природе».

(2)

1

Познакомиться с краткими сведениями о поэте,

определять темы и мотивы произведений.

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Лексическая работа,

формулировка выводов,

запись основных тезисов

52

Стихотворение «Некрасивая девочка» — поэт  красоты, духовности.

1

Определять тему стихотворения, его идейное содержание.

Индивидуальная

работа

Сочинение-рассуждение, выразительное чтение

53

М. В. Исаковский.

Основные вехи биографии поэта. «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы», «Катюша». Традиции народной поэзии в лирике.

1

Познакомиться с биографией поэта, определять тему и мотивы, художественную идею произведений,    выявлять    традиции народной поэзии в лирике.

Фронтальная

Групповая

работа

Сообщение,

работа с учебником, исследовательская работа с текстом

54

В.П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве

В.П. Астафьева.

(2)

1

Познакомиться с краткими сведениями о писателе,  определять тематику его творчества.

Индивидуальная

Групповая

работа

Тест,

подготовка сообщения, работа со статьей учебника

55

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

1

Определять основные нравственные проблемы рассказа, авторское отношение к изображаемому.

Парная

работа

Различные виды чтения,

сложный план,

подбор эпиграфа

56

А.Т. Твардовский.

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии: «За далью — даль» (главы из поэмы)

(2)

1

Познакомиться с основными вехами биографии поэта, определять художественное своеобразие поэмы,

определять ее жанр, выявлять темы и мотивы.

Фронтальная

Групповая

работа

Слайдовая презентация,

различные виды чтения

57

Россия на страницах поэмы.

Образ автора.

1

Определять авторскую позицию в произведении,

характеризовать образ автора – рассказчика.

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Сочинение-миниатюра,

цитатный план

58

В.Г. Распутин.

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.

(6)

1

Познакомиться с основными вехами биографии писателя.

Фронтальная

Групповая

работа

Запись тезисов,

работа со статьей учебника

59

Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства.

1

Определять нравственную проблематику повести, формулировать идею.

Индивидуальная

Парная

работа

Составление словаря понятий, характеризующих нравственные представления

60

Контрольное

тестирование №2.

1

Выполнять тест, опираясь на теоретический материал, изученный во 2-ом полугодии.

Индивидуальная

работа

Выполнение теста

61

Центральный конфликт и основные образы повествования.

1

Определять конфликт,  характеризовать основные образы повести.

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Составление плана к образу,

устное сочинение

62

Основные мотивы повести «Уроки французского»

1

Выявлять основные мотивы повести.

Парная

работа

Дискуссия, аналитическая работа с текстом

63

Подготовка к контрольному домашнему  сочинению № 3

по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

Применять алгоритм написания сочинения литературную тему, логично и доказательно раскрыть тему сочинения.

Индивидуальная

работа

Написание домашнего сочинения

64

Из зарубежной литературы

У. Шекспир.

 

Певец великих чувств и вечных тем.

4

(2)

1

Познакомиться с крат кими сведениями о писателе, определять темы творчества.

Фронтальная

Групповая

работа

Лексическая работа, выразительное чтение по ролям

65

Трагедия

«Ромео и Джульетта».

Сценическая история пьесы «Ромео и Джульетта »

на русской сцене.

1

Овладеть понятием:

«трагедия» (основные признаки жанра), познакомиться со сценическую историю трагедии.

Индивидуальная

Парная

работа

Сообщение,

выразительное чтение по ролям

66

М. Сервантес.

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика  и художественная идея романа.

(2)

1

Познакомиться со сведениями о писателе,   определять проблематику и идею романа.

Фронтальная

Групповая

работа

Сообщение,

анализ эпизодов

67

Образ Дон Кихота. Тема Дон Кихота в русской литературе.

1

Характеризовать образ главного героя, определять позицию писателя, сопоставлять героев- антагонистов, овладеть понятием «донкихотство».

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Дискуссия,

различные формы пересказа

68-70

Резерв

3

Итого

70



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...