: «Счастье есть лишь мечта…?» Вольтер
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Краснова Ольга Юрьевна

В ходе беседы с детьми по содержанию прочитанного приходим к совместному выводу о том, что и здоровые дети, и ребята с ограниченными возможностями здоровья ждут любви, счастья;  конечно же, преграды на их пути разновеликие, но, если правильно смотреть на жизнь, каждый человек приходит к пониманию того, что счастье - в помощи другому, умении видеть выход из любого сложного положения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111»  Советского района города Казани

Учитель русского языка и литературы

высшей категории  Ольга Юрьевна Краснова, 251-707-435

Класс: 8, литература

Тема: «Счастье есть лишь мечта…?» Вольтер (по повести А. Лиханова «Солнечное затмение»).

Урок открытия нового знания

Цель урока:

обеспечение условий, способствующих выработке у учащихся объективного восприятия понятия «СЧАСТЬЕ», его многогранности и возможности достижения данного состояния в своей жизни.

Задачи:

  •  создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
  • совершенствовать умения анализа литературного произведения;
  • воспитывать гуманную, духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности;
  • формировать любовь и уважение к литературе как источнику знаний и мудрости.

Средства обучения:  

  1. кластер «Условия счастья»;
  2. схемы анализа эпизода;
  3. тексты афоризмов.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Организация начала урока

Готовность класса. Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные : смыслообразование (я должен посмотреть…); Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками.

2

Мотивация

Даёт установку:Вы, ребята, наверное, уже не раз обсуждали со своими друзьями, одноклассниками, родными что такое счастье? Какого человека можно назвать счастливым? Какой процент ваших собеседников без сомнений признал, что он счастлив?

Ответы учащихся, вызывающие мыслительную деятельность:

Да, были такие разговоры. Кто-то счастлив от покупки определённой вещи, кто-то от встречи с человеком, кто-то – от получения «5». Но, как ни странно , чаще это непродолжительное состояние. Очень трудно найти человека, безоговорочно признающего себя счастливым.

3

Целеполагание (постановка УЗ)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся найти ответ на вопросы: что такое счастье? Возможно ли оно вообще? Как его обрести? Что нам будет необходимо для этого сделать?

Ответы учеников:

рассмотрим содержание повести А. Лиханова «Солнечное затмение», проанализируем размышления и действия главных героев; познакомимся с высказываниями великих о счастье,  постараемся составить своё представление об этом чувстве и его природе.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания и формулировать проблему, умение строить речевые высказывания. Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения УЗ.

4

Актуализация знаний

Проверка д/з, беседа по прочитанному: 1) Как жилось обитателям бывшей окраины? 2) Как живётся Фёдору здесь?

3) Расскажите, как живётся Лене в родительском доме, о чём её мысли (помня о теме урока)? 4) Что общего у Фёдора и Лены? (после каждого ответа учитель или сам ученик записывает аспекты жизни людей, влияющие на их мироощущение в ячейки кластера «Условия счастья»).

5) Посмотрите сколько условий не выполнено, по мнению героев повести, конечно, каждому из них приходится столкнуться, как и нам, с множеством проблем. Кто из них находится в худшей ситуации?

Ответы учеников: 1) «…покой тут стоял, отрада душе…»  2) Ему и его семье отравляет жизнь пивная палатка, мимо которой не может равнодушно пройти его отец… Все беды от его выпивки. Самая большая – недостача на работе у мамы Фёдора (скорее всего, отец позаимствовал незаметно на бутылку). 3)  У девочки дружная, интеллигентная семья. Но основное время Лена проводит в интернате: она инвалид-колясочник. Несмотря на юный возраст, ей всё время приходится психологически бороться с собой, чтобы не поддаться унынию. 4) Они оба отгородились от общества: Он – из-за насмешек одноклассников, окружающих (сын алкоголика с смешным именем), она – из-за инвалидности (такую боль поймут, разделят, помогут преодолеть только такие же дети, считает Лена). Они живут обособленно из-за несчастья и усиливают это ощущения несчастьем разъединённости с миром, не веря, что кто-то озарит их путь.

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

6) Лена ещё не знакома с Федей, не влюблена, поэтому эти слова о счастье больше похожи на мечты, довольно упрямые мечты, как и она сама. Давайте попробуем в связи с вышесказанным сформулировать тему нашего урока….. А я бы хотела предложить афоризм, принадлежащий Вольтеру:  «Счастье есть лишь мечта…» Вас, конечно же, волнует вопрос: почему не заполнена ячейка-«Солнышко»? Рефлексия поможет нам понять в процессе анализа повести и цитат, что же укажет путь к  Счастью ж Лене, Фёдору и нам с вами.

5) Наверное, труднее Лене, так как её физические возможности ограничены, она часто встречается с удивлёнными, испуганными взглядами; подъезды, дворы, транспорт, город (особенно в конце 70-х годов 20 века; повесть создана в 1978 году) совершенно не приспособлены к передвижению на колясках (Лена по дороге на кладбище сожалеет, что не вызвала такси – «Волгу»-пикап с отсеком для перевозки ВЕЩЕЙ, куда бы её и погрузили). Именно она размышляет на тему счастья в начале повести: « Неужели же нет на белом свете людей, счастливых до конца, без всяких оговорок и без всяких пределов? Неужели нет? – и тряхнула головой. – Ещё этого не хватало! Есть!... Есть и есть!»

5

Планирование деятельности

Сформулируйте УЗ, проговорите её в группе (в паре), запишите в рабочую тетрадь.

  1. Сегодня на уроке я хочу улучшить умения анализировать текст (повесть и цитаты):
  2. Узнать что-то новое по теме урока.

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

6

Этап реализации

Итак, настало время вашей самостоятельной работы по группам. 1-2 группы анализируют афоризмы великих о счастье, находя среди них те (2-3 самых ярких), которые имеют непосредственное отношение к происходящему в тексте повести. Что говорили великие люди об этом замечательном чувстве, его природе и пути, который приведёт к счастью? Почему вокруг так много несчастных людей? 3-я группа анализирует эпизод «Спор Лены и Фёдора о смысле высказывания Чарлза Перси Сноу» (кто из ребят прав и почему?) («- Знаешь, какие слова откопала Зина…- Жить же надо! Жить!»)

Работа по группам ( см Приложения  № 1, 2, 3)

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом).

Коммуникативные: умение работать в группе, приходить к общему мнению; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

7

Итоги работы в группах.

  1. Выслушаем результаты ваших изысканий.
  2. Какие выводы вы сделали в процессе изучение такой сложной проблемы, как « Счастье только мечта…?» Что предлагаете вписать с ячейку-«Солнышко»?

Вписываем в ячейку словосочетание «Правильное мышление».

Выступление от каждой группы. (По мнению великих, и касаясь содержания повести с комментариями):

  • Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.   Пифагор Самосский
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.   Платон
  • Ни у кого не бывает постоянного счастья.
    Плавт Тит Макций
  • самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других.   Мартин Лютер
  • Счастья целиком без примеси страданий не бывает.
    Уильям Шекспир 
  • Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее.  Фрэнсис Бэкон
  • Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.
    Франсуа де Ларошфуко 

     Фёдор в процессе спора заставляет Лену избавиться от пессимизма, открыв для девочки всю глубину изречения Сноу: сильный человек (таковым он считает Лену) не будет прозябать в трагичном одиночестве, а станет создавать светлые оазисы триумфа! То есть всё зависит от нашего мышления и мировосприятия.

Личностные: формирование уважительного, доброжелательного отношения к собеседнику и его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем и сверстниками.

8

Рефлексия

Поделитесь, пожалуйста своими впечатлениями от учебного процесса.

  сегодня я узнал...

  было трудно…

  я понял, что…

  я научился…

  я смог…

  было интересно узнать, что…

  меня удивило…

  мне захотелось…

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ сравнение, синтез.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

9

Домашнее задание

Сегодня на уроке мы размышляли о счастье, умении его видеть, привносить в свою жизнь. Домашним заданием будет следующее: вспомните не менее 2 примеров (по проблеме урока) из произведений литературы и порассуждайте об умении человека видеть счастье (письменно, в форме эссе).

Предметные: уметь сопоставлять, анализировать тексты и создавать собственный с определённой проблематикой.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
Пифагор Самосский

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
Платон

Ни у кого не бывает постоянного счастья.
Плавт Тит Макций

Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа.
Цицерон Марк Туллий

Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий (Гай Саллюстий Крисп)

Счастье легче найти, чем сохранить.
Публилий Сир

Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.
Овидий

Большего не может быть счастья, Чем несчастным приносить счастье.
Насир Хосров

Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему.
Джованни Боккаччо

Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастье, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других.
Мартин Лютер

Счастья целиком без примеси страданий не бывает.
Уильям Шекспир

Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее.
Фрэнсис Бэкон

Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; воВсе люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна… Счастье — побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься.
Блез Паскаль

Счастье есть лишь мечта, а горе реально.
Вольтер

Единственное искусство быть счастливым — сознавать, что счастье твое в твоих руках.
Жан Жак Руссо

Иные живут счастливо, сами того не зная.
Люк де Клапье Вовенарг

Научиться достаточно наглядно представлять себе, что никто не является вполне счастливым, есть, возможно, ближайший путь к полному счастью.
Георг Кристоф Лихтенберг

Цель всех человеческих усилий заключается в достижении счастья. Однако счастье не может быть достигнуто, им нельзя пользоваться, и обладание им нельзя обеспечить до тех пор, пока все люди не будут наслаждаться хорошим здоровьем и не приобретут подлинных знаний и богатства.
Роберт Оуэн

Я все больше и больше утверждаюсь в мысли о том, что наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий.
Александр Гумбольдт

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.
Людвиг Андреас Фейербах

Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью.
Людвиг Андреас Фейербах

Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
Артур Шопенгауэр

Тщетно ищет человек источник счастья вне себя; внутри его, в груди, — небо и ад и его судья.
Эрнст Экштейн

Хронического счастья так же нет, как нетающего льда.
Александр Иванович Герцен

Поверь мне — счастье только там, Где любят нас, где верят нам.
Михаил Юрьевич Лермонтов

В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.
Николай Гаврилович Чернышевский

Счастье создается из отдельных удовлетворений наших стремлений и желаний; оно, как цветы, которые мы встречаем и собираем рассеянно по пути жизни. Но как каждый идет своей дорогой, то и цветы он собирает только те, которые растут на его дороге. Поэтому у каждого свое счастье.
Николай Васильевич Шелгунов

Многообразное определение счастья показывает, что оно нам незнакомо.
Пьер Буаст

Обыкновенно нам недостает не самого счастья, а умения быть счастливым.
Морис Метерлинк

Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.
Оскар Уайльд

Счастье — в изменении, а не в обретении.
Джидду Кришнамурти (Алсион)

Счастье… обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом.
Леонид Николаевич Андреев

Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье.
Александр Валентинович Вампилов

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
Алексей Николаевич Толстой

И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.
Лев Николаевич Толстой

Желание быть счастливым означает следующее: страдание и желание избежать его.
Жорж Батай

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Схема краткого анализа эпизода

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода.
  1. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания.
  2. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, мини-конфликт), лежащее в основе эпизода.
  3. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

А) по отношению к вопросу (проблеме);

Б) по отношению друг к другу;

В) кратко проанализировать речь участников диалога;

  1. Провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3                                                                                           Эпизод  для анализа

«Спор Лены и Фёдора о смысле высказывания Чарлза Перси Сноу» (из повести А. Лиханова «Солнечное затмение»)

       Знаешь, какие слова откопала Зина в книге? — сказала она неожиданно ясным голосом. — Слушай. — Лена глубоко вздохнула, словно освобождаясь от тяжести, мельком взглянула еще раз на Зинину могилу и внимательно всмотрелась в Федора. — Слушай, — повторила она: — «Участь каждого из нас трагична. Мы все одиноки. Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы — лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец же пути всегда обрывается во мраке: каждый встречает смерть один на один».
— Из Библии? — спросил Федор.
— Из Чарлза Перси Сноу, — ответила Лена. — Слыхал?

       Федор кивнул головой.
— Вот и Зина, — проговорила она, — один на один.
— Хватит! — приказал Федор, и Лена не возразила. Он развернул каталку и покатил ее к выходу. Когда массивные ворота остались позади, Федор испытал облегчение. Тяжелое и горькое осталось за плечами, а улица звенела, жила: промчалась визгливая дворняжка, гудя, пронесся троллейбус. Федор почувствовал власть и превосходство над Леной там, на кладбище. Но длилось это всего минуту. Потом она привела слова какого-то Перси. Или Сноу. Видать, англичанин... И Федя опять шагает, мучительно раздумывая,
чтобы сказать Лене. Как воспротивиться этим мудрым, но холодным словам? Что она там говорила? «Оазисы, созданные собственными руками».
— Знаешь, — сказал Федор, — твой Чарлз спорит сам с собой.
      Она не ответила.
— Любовь, сильные привязанности — что еще там? — надо создавать.
      Собственным руками. Сам же он говорит.
      Лена молчала. Федор разозлился: так же рехнуться можно! Спятить! Он решительно развернул коляску к себе.
— Правильно он про оазисы говорит, твой этот англичанин! — сказал Федор. — Но ведь человек — существо мыслящее. Если он сознает неизбежность одиночества, значит, в силах превратить свою жизнь в оазис!
— А Зины нет! — заплакала Лена. — И меня не будет.
— Всех нас не будет! Так что теперь — ложиться и помирать?
— Нет, Федя, — сказала она, — богатый нищего не поймет. В нашем интернате не до оазисов. — Она подумала, посмотрела на Федора жалеючи и добавила: — Грех нам оазисы создавать.
— Да кто, — закричал Федор, — кто тебе вдолбил эту чушь?! Ты же от себя отрекаешься! А ты сильная, я видел! Разве же мало здоровых людей, несчастных более вас! Да ежели все будут убиваться! В могилу глядеть!
      На них оборачивались, но Федор никого не замечал, кроме Лены, и нежность рвалась через край. Сердце замирало от боли, от жалости к этой девчонке, и чем беспомощней она была, тем больше любви рождалось к ней в Федином сердце.
— Сегодня солнечное затмение просто! — говорил он, задыхаясь. — Думай так: затмение, и все. Видишь: руки у тебя снова холодные, как тогда! Да проснись! Посмотри вокруг! Вспомни, черт возьми, Островского: жизнь дается только раз! Жить же надо! Жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс «Лишь знанием движется век, Лишь знанием жив человек!»

Лишь знанием движется век!Лишь знанием жив человек,Лишь знание светоч сердец!Людей суди по уму!Но не по облику их.Разумен будь и правдивВ делах и  думах своих....

Классный час "Счастье есть..."

Цель: помочь разобраться в сложном философском понятии, способствать сплочению коллектива...

Необходимо верить, что счастье есть, или Как получать удовольствие от работы

рекомендации психологов, как превратить в удовольствие даже самую неприятную работу...

Классный час "Счастье есть..."

Методическая разработка классного часа в 11 классе...

Мастер –класс «Лишь знанием движется век, Лишь знанием жив человек!»

Лишь знанием движется век!Лишь знанием жив человек,Лишь знание светоч сердец!Людей суди по уму!Но не по облику их.Разумен будь и правдивВ делах и  думах своих....

Конспект урока «Счастье душа познает лишь любя»

по произведению А. Грина «Алые паруса»)  Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.А. ГринЦель: Учить ребят в обычном видеть необычное,...