Внеклассное мероприятие по предмету "Не в деньгах счастье...?" (Опубликовано на сайте "Казанское образование, Мастер-класс, управление образования ГИДЦ/Казань")
материал по литературе (8, 9 класс) на тему

Краснова Ольга Юрьевна

http://www.kros.ru/_info/russ.master3.doc

В ходе дискуссии, SWAT-анализа пытаемся вместе с учениками найти ответы на вопросы: каким путём нужно идти к материальному благополучию и какова роль денег в жизни человека? Рассуждаем, рассматривая ситуации из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Дж. Крюса, М. Зощенко, В. Распутина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_ne_v_dengah.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Cредняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111

Советского района г. Казани»

О.Ю. Краснова, учитель

Русского языка и литературы

высшей кв. категории

ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ   ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

С использованием интерактивных

Методов обучения:

SWAT-анализа, дискуссии

(8-9 классы)

Тема мероприятия:

НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ ..?

ЦЕЛИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

1) совершенствовать навыки SWAT-анализа;

2) обобщить знания по литературе;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1) развивать аналитические способности, умение

 объективно оценивать ситуацию, поступки героев;

 2)заинтересовать исследовательской работой;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1) прививать культуру спора;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1) показать актуальность вопроса,

заявленного в теме мероприятия

и неоднозначность ответа на него.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, Дж. Крюса, А.С. Пушкина, В. Распутина, М. Зощенко.
  2. Рисунки детей, комментирующие их восприятие выбранного высказывания лексико-грамматической группы «деньги. Материальное положение».

-

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово учителя.

       Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы обсудить сложившееся в современном обществе отношение к материальным благам ( богатству, деньгам, драгоценностям ). Хочется узнать ваше мнение по указанному в теме вопросу, обсудить, стоит ли возводить звонкую монету на высшее место пьедестала жизненных ценностей? Какую роль играет материальный достаток в нашей жизни и, наконец, зачем нам вообще нужны деньги?

       Какие литературные произведения, изученные вами за три последних года, поднимают проблему ДЕНЬГИ и ЛЮДИ? Назовите героев, заинтересованных в росте своих доходов.

(Предполагаемые ответы учеников.  Все общество, XVII век Франсиско де Кеведо, «Летрилья». Уже в ХVII веке появилась необходимость использовать сатиру для отрезвления умов. Высмеивается всеобъемлющая власть денег, что подчеркивает рефрен:

Дивной мощью наделен

Дон Дублон

Барон, н. Х1Х века, «Скупой рыцарь», А.С. Пушкин. Для героя деньги – святыня.

 

Германн, н. Х1Х века, «Пиковая дама», А.С. Пушкин. Германн имеет достаточно средств для безбедного существования, но считает , что этого мало. По натуре игрок.

Петрусь, н. XIX века, «Ночь накануне Ивана Купалы», Н.В. Гоголь. По воле отца любимая Петруся должна выйти замуж за богатого. Герой идет на сделку с дьяволом, чтобы добыть богатство, убивает младшего брата невесты.

Тим Талер, 30-е годы XX века, «Т. Талер, или проданный смех», Джеймс Крюс. Для устранения финансовой зависимости от мачехи заключает сделку с чертом. Мальчик выигрывает любое пари взамен на смех, улыбку. Только спустя несколько лет Тим понял, что смех – выражение духовной свободы и нашел способ вернуть его.

11-летний рассказчик, к. 40-х ХХ века, «Уроки французского», В. Распутин. Деревенский мальчик из бедной семьи отправляется получать образование в райцентр. Там он страдает от голода, малокровия и вынужден зарабатывать 1 рубль на кружку с молоком игрой на деньги.

Старик, н. 70-х годов ХХ века, «Космос, нервная система и шмат сала», В. Шукшин.

Для Наума Евсегнеевича деньги – спокойствие, сытость, возможность выпить в любое время. Он осуждает восьмиклассника Юрку за желание учиться на хирурга, зарплата которого очень мала.)

2.   УЧИТЕЛЬ.  Давайте обобщим сказанное и определим мотивы, движущие героями в их стремлении к заработку. ( Учитель записывает мотивы, названные и оцененные учащимися: + -положительная оценка, -- - негативная.)

ЛЮБОВЬ     («Ночь...»)                                         ......................................................................+

ЗДОРОВЬЕ   («Уроки...»)                                                                                     +

СТРАСТЬ К ДЕНЬГАМ   («Скупой рыцарь», «Пиковая дама»)       ---

ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ   («Тим...»)                +                 

                                                          ВЛАСТЬ НАД ВСЕМИ И ВСЯ («Дон...»)                     ---

СПОКОЙСТВИЕ, СЫТОСТЬ    (« Космос...»)     +

ВЫВОД: Даже высокую, неплохую цель можно опорочить недостойными путями, выбранными для ее достижения.

  1. УЧИТЕЛЬ.   Давайте подумаем и решим, какие пути можно считать достойными при стремлении к материальному благополучию, а каких стоит избегать. Ваше мнение? (SWAТ-анализ: ученики, предлагая для записи мотивы поступков героев в погоне за богатством, устанавливают причинно-следственную связь между ними и их трагическими последствиями. В процессе дискуссии, сопровождающей каждую формулировку, делаются итоговые записи на доске.)

Достойные мотивы, пути

Нежелательные мотивы, пути

Стремление к знаниям

Переоценка нрав. ценностей

в пользу денег (Барон, Германн, Петрусь, Тим Талер)

Повышение произв-ти труда

Нарушение закона (Петрусь , Германн (угроза)

Освоение новых спец-тей

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Угрызения совести (Петрусь)

Фин. НАКОПЛЕНИЯ

ОТКРЫТИЕ собств. Фирмы

РОСТ доходов

Одиночество (барон, Германн, Тим Талер)

Благотворительность

Деньги не являются единствю ценностью

Сдвиги в психике ( Петрусь, Герман)

Соблюдение законов

Чистая совесть

Смерть ( Петрусь, Ивась, графиня )

Физич. и психич. здоровье

УЧИТЕЛЬ.  Я не сомневаюсь, что каждый из вас в будущем будет состоятельным человеком и выберет достойные пути зарабатывания денег, вопрос в том, ради чего вы будете стремиться к достатку ?

( УЧЕНИКИ. Ради благополучия своих родных и близких, а следовательно, и всего государства.)

 

4. Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко «Не надо иметь родственников»

Проблемный вопрос: КТО ПРАВ: дядя, упрекающий племянника-кондуктора за то, что тот заботится о государственном кармане, требуя платы за проезд с родственника, или племянник, которого возмущают слова дяди «Не развалится от этого трамвай»?

(Дискуссия, целью которой становится выявление нескольких подходов к решению вопроса. Однозначного ответа нет. УЧЕНИКИ. Формально прав племянник. С чисто человеческой точки зрения – дядя.)

5. УЧИТЕЛЬ. А далее и мне, и присутствующим было бы интересно узнать об отношении современных школьников к проблеме  ЧЕЛОВЕК – ДЕНЬГИ. Дома из предложенных поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений вы должны были выбрать один пример, заинтересовавший вас, увидеть в нем, может быть, спорные моменты.

ПРЕЗРЕННЫЙ МЕТАЛЛ                                         БРОСАТЬ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

           

Гете: ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ

Пушкин: ПОГНАЛСЯ ПОП ЗА ДЕШЕВИЗНОЮ

ДЕНЕГ КУРЫ НЕ КЛЮЮТ                                                    ВРЕМЯ ---ДЕНЬГИ

           

ЛУЧШЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ЧЕМ БОГАТЫМ             ЖИТЬ НА МЕДНЫЕ ДЕНЬГИ

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ                                                  ДЕНЕЖНЫЙ МЕШОК

БЕДЕН КАК ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ                            СЧИТАТЬ КАЖДУЮ КОПЕЙКУ

НЕ СЧИТАЙ ДЕНЬГИ В ЧУЖОМ КАРМАНЕ                 УДАРИТЬ ПО КАРМАНУ

ВЛЕТЕТЬ В КОПЕЕЧКУ                                                 КАТАТЬСЯ КАК СЫР В МАСЛЕ

КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ                                             СИДЕТЬ НА ЧЬЕЙ-ТО ШЕЕ

ДЕШЕВО И СЕРДИТО

    УЧЕНИКИ, по очереди выходя к доске, высказывают свои соображения по поводу смыслового богатства высказывания, его актуальности на современном этапе развития общества; дискутируют с оппонентами. Пример (о поговорке ДЕШЕВО И СЕРДИТО): всем приятно покупать дешевую вещь, но есть и определенные требования к ее качеству. Наверное, только в экстремальной обстановке, при отсутствии возможности выбора, примитивная в технологическом плане, не совсем аккуратно изготовленная вещь спасет ситуацию, но в обычной, спокойной обстановке мы выберем  качественный и приемлемый по цене продукт, а иначе придется с горечью говорить про себя: «Погнался поп за дешевизною».

 6.   УЧИТЕЛЬ.   А теперь давайте обратимся к теме нашего разговора и подведем итог дискуссии. Всем известно, что язык – развивающееся явление, быстро реагирующее на изменения в человеческом обществе. Уже десятилетие назад к данной фразе приросло ироническое продолжение ....А В ИХ КОЛИЧЕСТВЕ! Давайте и мы внесем свои коррективы в эту поговорку! Какие?

УЧЕНИКИ.

Счастье не только в деньгах и их количестве, но и в чистой совести !

УЧИТЕЛЬ. Так будьте же здоровы, богаты,

счастливы, добры,

и пусть мукам совести

нечего будет делать в вашей душе!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

  1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Составители: Е.А Генике, Е.А. Трифонова. Под ред. Т.П. Семиной. – М., «Бонфи», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС педагога дополнительного образования объединения "Мультстрана" Лукиной Натальи Александровны по теме: Мультфильмы в технике перекладки

Цель мастер-класса: Развитие детского визуального творчества через знакомство с процессом создания мультфильмов в технике перекладки.Задачи: - дать общее представление о видах мультипликации;- познако...

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»Мастер-класс построен на основе применения кооперативной технологии обучения. предполага...

Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей

Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей...

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок" (опубликовано на сайте "Казанское образование, Мастер-класс, Управление образования ГИДЦ/Казань")

http://www.kros.ru/_info/russ.master1.doc В помощь для додготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по литературе...

Раздел 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием и общероссийского профсоюза образования

Раздел 3.9. Награды, поощрения органов управления  образованием  и общероссийского профсоюза образования...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Паспорт «Мастер-класс педагога дополнительного образования детей»

Цель :   Обучение детей приемам ведения гимнастической лентой, разучивание последовательности движений в соответствии с музыкальными композициями.Задачи: - вызвать у детей интерес к оли...