Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок" (опубликовано на сайте "Казанское образование, Мастер-класс, Управление образования ГИДЦ/Казань")
статья по литературе (7, 8, 9 класс) по теме

Краснова Ольга Юрьевна

http://www.kros.ru/_info/russ.master1.doc

В помощь для додготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lerm_listok.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» (1841)

Учитель русского языка  и литературы высшей кв.кат.

Краснова О.Ю., шк.№ 111

                 Творчество Лермонтова формировалось под сильным влиянием А.С. Пушкина. В то же время, по словам Белинского, его произведения –«новое звено в цепи исторического развития русского общества, содержащее в себе не разгул на пиру жизни, а сомнения и леденящие душу вопросы».

                  Если произведения Пушкина критики соотносят с ренессансом, то творчество Лермонтова считается аналогией барокко, кризисом ренессансного мышления. Ощущения трагизма бытия, одиночества, непонятости пронизывают многие стихотворения поэта, неслучайно ключевыми в его поэзии, по мнению В.Н. Коновалова, являются понятия «пустыня» и «суровая отчизна».

                   В поэзии Лермонтова необычайно полно представлены различные грани чувства одиночества: одиночество в толпе («Не верь себе», 1839), невозможность обретения родной души («Листок»), наконец, неверие во встречу с любимой даже в ином мире («Они любили друг друга»       ).

                   Критики условно разделяют творчество Лермонтова на два периода, водоразделом которых является 1836 год. В начале 30-х гг. Х!Х века в поэзии Лермонтова формируется круг идей и тем, которые пройдут через все его творчество, возникает образ лирического героя, противопоставленному миру, Вселенной.

                   Стихотворение «Листок» написано в мае-июне 1841 года. При жизни поэта не печаталось, впервые опубликовано в 1843 году в «Отечественных записках»..

                    Символический образ оторванного бурей листка, бесприютного странника появляется у Лермонтова еще в ранней лирике («Портреты» 1829, «Дай руку мне» 1831).

                     Романтический конфликт суровой реальности со сказочным теплым миром, в котором обитает чинара, только констатируется поэтом, не видящим выхода из сложившейся ситуации и предоставляющим читателю повод для размышлений.

                   

                    Под символическим образом листка скрывается прошедший через многие испытания, умудренный жизнью, никем не понятый одинокий лирический герой. Он глубоко тоскует по родственной душе, взаимной любви, о чем свидетельствуют метафоры «засох», «увял», просит героиню принять его таким, какой он есть, хочет вызвать ее сострадание (Использование уменьшительно-ласкательного суффикса для образования существительного «листочек», эпитет «бедный»).

                     В стихотворении используется антитеза, обостряющая конфликт двух героев, дающая возможность читателю понять, почему же они не достигнут взаимопонимания: героиня «зелена», «изумрудна», а странник «желт», много видал. Возлюбленная лирического героя статична, любима сильными мира и довольна этим. Чинара охраняет свой душевный покой, который могут нарушить исповеди странника и, даже не выслушав героя, называет их «небылицами». Героиня живет в выдуманном мире и не хочет понять того, что для кого-то он является «суровой отчизной». Упо-требление эпитета «пылен» в противовес олицетворению «умывает» (море корни чинары) окончательно поляризует героев.

                    Благодаря приему ассонанса – повтору гласных О А, особенно ярко прослеживающемуся в 1, 3 и 5 строфах, -- мы погружаемся в грустный, напевно-мелодичный мир, ставший для странника жестоким, а для героини сказочным, комфортным.

                     Преобладание мотивов личных переживаний лирического героя, пронизывающих стихотворение: мотивы одиночества, страдания, тоски из-за отвергнутой любви – позволяют отнести его к жанру элегии (эле́гия — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни), тем более что многие литературоведы указывают на связь этого стихотворения с элегией французского поэта Арно, переведенной на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым, имевшей шумный успех у читателей.

                     Лирика Лермонтова развивается в русле романтических традиций и является вершиной русского романтизма. В основе ее лежит проблема двоемирия, в этом Лермонтов перекликается с Жуковским, но, в отличие от своего предшественника, мятежный поэт оставляет конфликт между мирами непреодолимым, неразрешимым. Лирический герой одинок в людском море, лицемерном и жестоком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературное наследство. – М., 1967.—т.71.

Эйхенбаум Б.М. М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества // М.Ю. Лермонтов,. Сочинения, т. 4. – М.- Л., Издательство АН СССР. -1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС педагога дополнительного образования объединения "Мультстрана" Лукиной Натальи Александровны по теме: Мультфильмы в технике перекладки

Цель мастер-класса: Развитие детского визуального творчества через знакомство с процессом создания мультфильмов в технике перекладки.Задачи: - дать общее представление о видах мультипликации;- познако...

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»Мастер-класс построен на основе применения кооперативной технологии обучения. предполага...

Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей

Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей...

Внеклассное мероприятие по предмету "Не в деньгах счастье...?" (Опубликовано на сайте "Казанское образование, Мастер-класс, управление образования ГИДЦ/Казань")

http://www.kros.ru/_info/russ.master3.docВ ходе дискуссии, SWAT-анализа пытаемся вместе с учениками найти ответы на вопросы: каким путём нужно идти к материальному благополучию и какова роль денег в ж...

Раздел 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием и общероссийского профсоюза образования

Раздел 3.9. Награды, поощрения органов управления  образованием  и общероссийского профсоюза образования...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Паспорт «Мастер-класс педагога дополнительного образования детей»

Цель :   Обучение детей приемам ведения гимнастической лентой, разучивание последовательности движений в соответствии с музыкальными композициями.Задачи: - вызвать у детей интерес к оли...