Урок по повести Галины Щербаковой
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Хасанова Милеуша Радиковна

Урок внеклассного чтения по повести Г.Щербаковой  "Вам и не снилось". Цель урока: развитие у учащихся умения писать сочинение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Спор поколений: вместе и врозь».

Любовь и дети (по повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось»)

Цель урока: развитие у учащихся умения писать сочинение.

Задачи:

-развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по проблеме;

-способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, честь, долг, семья;

-развивать умение анализировать художественные произведения.

Технология:

Технология развивающего обучения с применением ИКТ.

Ресурсы урока:

учебно-методические:

-текст повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось»;

-фрагменты фильма И.Фреза «Вам и не снилось»;

-рабочие листы с заданиями для учащихся;

-памятка «Как писать сочинение-рассуждение»;

-презентация к уроку;

-результаты анкетирования учащихся с целью выявления их отношения к проблеме «отцов и детей».

материально-технические:

-проектор;

-компьютер.

Предварительная работа:

-прочитать повесть Г.Щербаковой «Вам и не снилось»;

-подготовить  презентацию к уроку;

-ответить на вопросы анкеты. (Приложение №2. Отвечать нужно либо утвердительно,  либо  отрицательно).

Ход  урока

Чем старше становлюсь,

Мать больше понимаю.

А сына меньше…

Что за карусель?

Жизнь, из одной двери нас выпуская,

В другую тут же закрывает дверь.

                                                  Т.Кузовлева

Отношения между родителями и детьми  так же трудны и столь же драматичны,

как отношения между любящими.

А.Моруа

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит с вами разобраться в конфликте поколений в повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось», а также подобрать материал к сочинению по теме «Конфликт поколений: вместе и врозь».

2. Мотивация.

-Несколько дней назад  вы ответили на вопросы анонимной анкеты «Отношения с родителями». Вердикт школьного психолога положительный. Большинство нашло общий язык со старшим поколением.

Заключение психолога

Тебе повезло в том, что родители тебя понимают, во всяком случае, всей душой к этому стремятся. Самое главное – одно они уяснили совершенно четко: ты самостоятельный человек, который нуждается не в нравоучениях и упреках, а в доверии и поддержке. Поэтому они стремятся глубже понять, чем ты интересуешься, давать тебе советы, а не приказы. Ты в свою очередь можешь им немного помочь.

Но все вы отмечаете тот факт, что конфликты  поколений встречаются довольно часто. Повесть, о которой пойдет сегодня речь,- ярчайшее тому доказательство.

Предлагаю посмотреть презентацию о Г.Н.Щербаковой, которую подготовил ваш одноклассник.

 (Презентация, слайды № № 1- 8 ).

-В основе сюжета лежит конфликт.

Словарная работа: определение слова «конфликт».

-Кто участвует  конфликте ?  

(Есть оппоненты, вовлеченные стороны и заинтересованные стороны).

(Презентация, слайд №  9 ).  

-Какое столкновение становится главным в повести? Кого, на ваш взгляд, можно отнести к данным категориям?

(Конфликт поколений. Вера Георгиевна встает на пути у сына и Кати).

-Составьте кластер «Стороны конфликта». (Презентация, слайд №10).

-Ребята,  на экране вы видите таблицу  «Динамика развития конфликта» . (В ней заполнена 1-й колонка .) Как вы думаете, какие события повести можно отнести  к экспозиции -завязке-кульминации-развязке? (Слайд №  11 ).

(Ответ ребят. На экране появляется таблица с заполненной колонкой «События повести», слайд №  12 ).

-Ключевые реплики героев,  ребята, подобрал Влад. (Слайд № 13 , ученик комментирует цитаты. После этого таблица с 3 заполненными колонками раздается каждому ученику).

-Надеюсь, в работе над сочинением вам  пригодится этот материал. В таблице вы можете оставить свой комментарий к событиям повести.

Динамика развития конфликта

Элементы  сюжета

События повести

Ключевые реплики героев

Ваш комментарий

Экспозиция

Переезд Кати в новый дом

Завязка

Знакомство ребят, возникновение любви.

«Когда один плохо видит, то другой всегда готов смотреть за двоих и от этого становится еще более внимательным» – вот глубина чувства Ромы и Кати.

И Таня, вспомнив Веру, стала успокаиваться. Эта мама на страже. «Стража» – хорошее, оказывается, слово. Добротное, древнее, мудрое. На него можно рассчитывать.

Кульминация

Обман, связанный с болезнью бабушки. Разоблачение этого обмана. Поездка Кати к любимому в Ленинград.

Роман пошел на голос бабушки и тут же ее увидел. Она сидела в кухне, задрав ноги в пушистых тапочках на батарею. На подоконнике стояла бутылка чешского пива, которое бабушка сладострастно потягивала, одновременно разговаривая.

Развязка

Несчастный случай, встреча влюбленных.

Учитель.

-Как вы думаете, ребята, кто виноват в случившейся трагедии?

(Первого сентября в класс пятнадцатилетнего Ромы пришла новенькая – Катя.  Между подростками возникает первая любовь. Когда-то давно, лет двадцать назад, между мамой Кати и отцом Ромы тоже пролетела стрела Амура. Только сберечь свои отношения они не сумели. Вот и стали на пути любви главных героев горечь обид и не сбывшиеся мечты родителей. Мать Романа - Вера Георгиевна - всячески мешает счастью сына. Виноваты взрослые:  не увидели большого чувства).

-Какие пути выхода возможны из этого конфликта?

-Как герои Г.Щербаковой пытались разрешить данный конфликт?

(Единственный из взрослых, кто понимает серьезность чувств ребят,–  классный руководитель Татьяна Николаевна. Будучи юной, Таня, поддавшись увещеваниям  мамы, отказалась от своей первой любви. Прошли годы, и Татьяна заплатила за тот отказ одиночеством. Вот и пытается она «достучаться» до родителей своих учеников с просьбой о невмешательстве. Частично Татьяне это удается – отец Ромы и мать Кати смогли понять первую любовь своих детей. Но мама Ромы остается непоколебимой. Она сначала увозит сына летом на юг,  потом переводит его в другую школу, а поняв, что чувства Ромы не остыли, отправляет его подальше от неугодной девчонки в Ленинград – ухаживать за якобы пережившей инсульт бабушкой.)

-Обсуждение эпиграфов к уроку в форме «свободного» микрофона.

-Что хотели взрослые и дети? (Слайд № 13).

Взрослые

хотели (Вера Георгиевна)

Имела

Дети хотели (Рома и Юля)

Имели

Любви

Нет

Любви

Да

Понимания

Не всегда

Понимания

Всегда

Заботы со стороны супруга

Нет, казалось, она была его матерью.

Заботы со стороны возлюблен-ного(ой).

Рома старался учиться за двоих, потому что понимал, что для Кати он должен быть опорой).

-Давайте попробуем составить план сочинения  на тему «Конфликт поколений: вместе и врозь?» (Почему родители стали на пути детей?)

  1. «Спор поколений: вместе и врозь».
  2. Почему родители стали на пути детей:

а) эгоизм родителей;

б) собственное понимание счастья ребенка;

в) желание собственному ребенку счастья с достойной партией;

г) непонимание того, что взрослые дети способны самостоятельно сделать выбор.

     3.Уроки повести.

- Ребята, ваши родители когда-то с большим интересом читали повесть «Вам и не снилось» и смотрели одноименный фильм. Сегодня я хочу познакомить вас с рецензией, которую написала мама одного  из вас (ФИО родительницы).

Рецензия

Повесть «Вам и не снилось» написана давно, но тема актуальна всегда: первое взаимное чувство, страх родителей за своих детей. Хорошо, что показаны все стороны этой драмы. Правда, иногда кажется, что любовь отодвигается на второй план, а на первый выходят проблемы взрослых. Но аудитория этой книги-подростки. Они-то чаще всего за своей любовью не видят фона, не понимают, почему родители «мешают им жить», почему «все происходит вопреки их хотению». Может, кому-то книга поможет разобраться в своих чувствах без боли и тяжелых последствий.

Рада, что моя дочь прочитала эту книгу.

-Повесть вновь заставила меня вспомнить юность, окунуться в тот чудесный мир влюбленности и подтолкнула к написанию сочинения , которое я хочу вам прочесть.

(Учитель читает сочинение).

«Нынешняя молодежь не уважает старших. Отрицает авторитеты. Жадно поглощает пищу. Увы,увы, увы! До чего же безнравственен современный мир». Подобные слова мы часто  слышим от старшего поколения. Однако эта цитата была написана еще на глиняных табличках в Древнем Вавилоне. Иными словами, проблема «отцов и детей» стара, как мир. Но сбрасывать ее со счетов мы не можем, потому что в каждой семье она решается по-своему, и, к сожалению, порой протестующие стороны терпят трагедии. А ведь в этом споре не может и не должно быть проигравших: речь идет о самых близких людях: родителях и детях. Вот почему столь живой интерес вызывает повесть Г.Щербаковой «Вам и не снилось», написанная в 1979 году.

История, казалось бы, стара. Недаром многие увидели в повести аналогию с пьесой Шекспира «Ромео и Джульетта, в первоначальном варианте повести героев даже звали Роман и Юля. Ученики 9 класса одной из московских школ влюбляются  друг в друга. Им, как  всем влюбленным, хочется быть всегда рядом, они словно бы затерялись в пространстве и во времени и ничего не видят вокруг. Но родители, точнее мама Ромы - Вера Георгиевна -не дремлет. Ее пугает чувство сына к Кате. Она ждет от этих взаимоотношений неприятного подвоха, проецирует горький опыт прошлого на настоящее. И подобно средневековым Монтекки и Капулетти,  готова чинить всяческие препоны, лишь бы разъединить любящие сердца.

И вот они, средневековые Ромео и Джульетта, оживают в виде несчастных Кати и Ромки в 20 веке! Кто же позволил их родителям так безжалостно ломать счастье своих детей? Собственные обиды и чувство ревности? За неудачную любовь родителей вчера должны заплатить сегодня дети? Веры Георгиевны, уверенная в своей правоте, спокойно ломает жизнь сыну, так же, как на собрании записывает рекомендации классной по поводу осанки Ромы. Г.Щербакова отмечает, что смыслом жизни матери является сын. Когда речь заходила о Романе, «лицо у Веры было девчоночье, юное, одухотворенное, хоть и возникало из тяжелого двухъярусного подбородка».

Что же заставляет любящую мать совершать «подвиги»?

Откуда такая уверенность, что чувства Ромки - блажь. Вера Георгиевна даже представляет, как повзрослев, сын будет со смехом вспоминать о Кате и благодарить мать за то, что перевела в другую школу. И невдомек матери, что Ромка не ребенок. Что он принимает решения за себя и Катю. Мы видим, с каким усердием он учится за двоих, понимая, что в жизни ему придется стать опорой для Кати. Думая, что сын - инфантильный ребенок, Вера Георгиевна не замечает, что это чувство позволило ее сыну-балагуру повзрослеть. Теперь он отвечает за двоих. Поэтому так стойко, по-мужски воспринимает он невзгоды, организованные матерью: перевод в другую школу, поездку в Ленинград. Для него это временные трудности, он их преодолеет, лишь бы была любовь.

Стойкая неприязнь к Кате родилась у Веры Георгиевны потому, что девочка-дочь ее давней соперницы. Ревнуя мужа к Людмиле Сергеевне, Вера ненавидела все, что связано с соперницей. Ненависть оказалась столь безжалостной, что заставила страдать не только Катю, но и сына. Вера Георгиевна словно бы выбрала  в качестве девиза слова: «На войне все средства хороши», совершенно не думая, что воюя с Катей, сражается с собственным сыном.

Конец повести трагичен. Роман  намеренно прыгает из окна, но Г.Щербакова оставляет нам надежду: финал повести открытый, во дворе двора Ромка видит Катю. Влюбленные, мы надеемся, будут счастливы. Родители  же должны помнить о том, что сами когда-то были детьми, что ребята  вправе сами строить свою судьбу. Родители должны им в этом помогать, недаром французский политик Джоберти писал:  «Отец должен быть для своих детей другом и наперсником, а не тираном».

Домашнее задание

Напишите  сочинение на тему «Конфликт поколений: вместе и врозь» (по повести Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось»).

(О соотношении мира взрослых людей и юности, насколько все зыбко и как взрослые быстро забывают свое юношеское состояние души и первую любовь, а быть может, они просто завидуют героям в том, что у них такие настоящие чувства).


Приложения

1.Презентация.

2. Вопросы  анкеты

Вопрос № 1: Я стараюсь не доставлять родителям неприятностей.

Вопрос № 2: Мне каждое утро готовят завтрак.

Вопрос № 3: Я считаю, что родители должны иногда ходить на родительские собрания.

Вопрос № 4: Мне приятно, когда родители покупают мне вещи.

Вопрос № 5: Родители никогда не просят меня сделать потише, когда в моей комнате играет музыка.

Вопрос № 6: Я не прячу от родителей свой дневник.

Вопрос № 7: Родители знают моих друзей в лицо и узнают их голоса, если те звонят мне по телефону.

 Вопрос № 8: Родители не ставят никого мне в пример.

Вопрос № 9: Я не знаю, что такое "домашний арест".

Вопрос № 10: Никто из родителей не настаивает, чтобы я сделал(а) выбор в пользу той профессии, которая позволит мне продолжить семейную династию.

Вопрос № 11: Родители иногда просят дать им почитать те книги, которые читаю я.

  Вопрос № 12: Родители советуются со мной по поводу приобретения каких-либо вещей и распределения семейного бюджета вообще.

Вопрос № 13: Отправляясь в гости к дальним родственникам, родители не принуждают меня следовать за ними.

Вопрос № 14: В моей комнате порядок навожу только я сам(а).

Вопрос № 15: Мои родители не так уж сильно "отстали от жизни".

3.Памятка «Как писать сочинение-рассуждение».

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации.

Вступление. Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть. Главное ее содержание — это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение. Задача этой части — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «композиция». «образ», «пейзаж» и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Презентация к уроку родной литературы по повести Галины Щербаковой "Вам и не снилось"

Презентация  предназначена для использования на уроке родной литературы по повести Галины Щербаковой "Вам и не снилось"...