Конспект урока- обобщения по произведениям Н.В.Гоголя
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Идейное своеобразие гоголевских произведений.
Класс: 10
Тип урока: комбинированный урок – обобщение знаний с использованием технологических карт
Форма урока: урок выражения мыслей.
Методы и приёмы: сообщения обучающихся, составление схемы – кластера (или работа по готовому- за неимением времени) выступления – объяснения записей.
Цели.
1.Понять идейные замыслы писателя, прослушав сообщения и просмотрев материалы учебника.
2.Составить представление о том, какие проблемы 19 века волновали великого писателя
3.Чётко, логично и красноречиво выражать мысли по предложенной теме.
1 этап урока. Актуализация знаний. Объявляется тема, которая вынесена в презентацию «Идейное своеобразие гоголевских творений». Записывается объяснение в технологическую карту. Рассматриваются, разбираются ключевые понятия:
«Идейное» - идея - основная мысль произведения, то, чему учит автор, глубинная философия повествования.
«Своеобразие» - оригинальность, самобытность, необычность.
«Творение писателя»- его произведение, но слово имеет особый, «высокопарный» оттенок лексического значения, тем самым подчёркивается величие, значимость труда художника слова.
Предлагается перефразировать тему и записать в карте «Какие важные вопросы современной ему действительности, проблемы затронул писатель в своих произведениях?»
2 этап урока. Предлагается сформулировать цели урока, исходя из слов, предложенных как зрительная опора в презентации:
усвоить,
составить представление,
узнать,
обобщить,
понять,
сформировать,
выяснить.
подобрать,
закрепить,
развивать,
выражать и т.д.
Внимание акцентируется на словах: узнать-составить представление - выражать. Эти термины помогут сформулировать цели к уроку, которые появляются в карте.
Цели.
- Распознать идейные замыслы писателя, прослушав сообщения и просмотрев материалы учебника.
- Составить представление о том, какие проблемы 19 века волновали великого писателя
- Чётко, логично и красноречиво выражать мысли по предложенной теме.
Ребята работают в 4 группах - по циклам. Отображают идеи в карте.
5 этап. Сообщение 1 группы.
Проверка домашнего задания: обзор 1 цикла произведений Н.В.Гоголя (На доске: «Петербургские повести» («Нос», «Шинель», «Портрет», «Невский проспект»)) Сообщение десятиклассника о сюжетных линиях, героях произведений цикла (Можно на примере одного, например, «Шинель»)
6 этап .Проверяется работа этой группы с учебником. Необходимо было из материалов учебника выписать новые, интересные ключевые слова и термины, характеризующие общий замысел, принцип объединения в цикл, а затем прокомментировать записи.
1 схема- кластер
«Петербург»
Страшный, фантасмагорический Конфликт человека и общества
Воплощающий силы зла Жестокость, окружающая героев
Не жалующий «маленьких людей» Низкие духовные запросы
Олицетворяющий равнодушие
и зло Усугубляет переживания
героев в мире людей
(В процессе коллективного планирования из ключевых слов абзаца составляется текст, который тут же пересказывают 1-2 ученика. Примерный вариант таков: «В цикле «Петербургские повести» в заглавие вынесено пространство, место, где разворачиваются действия. Этот великолепный и красивейший город России предстаёт перед нами, как страшный и фантасмагорический образ, который воплощает силы зла, не принимает «маленьких людей. Он олицетворяет равнодушие и зло мира. Мы видим героев, находящихся в конфликте с обществом, у них низкие духовные запросы, их окружает мир жестокости, а Петербургская действительность усугубляет их переживания, они несчастны, они не сумели реализовать себя в жизни».)
7 этап урока. Сообщение 2 группы десятиклассников о комедии «Ревизор», необходимое для актуализации материала.
8 этап урока. Представление группой 2 схемы- кластера
«Ревизор»
Единственный положительный герой -смех г. N- вся Россия (приём типизации) нет искренности, честности, гражданского отношения к службе есть обман, «лизоблюдство», казнокрадство, чинопочитание. Оценка спектакля современниками
9 этап урока. 3 сообщение десятиклассников о своеобразии поэмы «Мёртвые души».
10 этап урока. Представление в карте схемы- кластера
«Мёртвые души»
«Хоть с одного бока всю Русь» В.Г. Белинский. Эпоха крепостного права в Росси 19 века.
Темы заглавия
Мёртвые души
Темасмерти отсутствиедуши- духовных запросов
Помещики, чиновники сострадания, благой жизненной цели
Эгоистично, разрушающе
В лирическом отступлении: «Русь, куда ты несёшься? Дай ответ»…
Необходимы покаяние, очищение для блага всей русской нации
(В процессе коллективного обсуждения составлен текст: Познакомившись с поэмой «Мёртвые души» В.Г. Белинский считал, что Н.В. Гоголь сумел показать читателю «хоть с одного бока всю Русь». Действительно, в произведении отображена эпоха крепостного права начала 19 века. Заполнение карты )
9 этап урока. Сообщение ученика о сборнике «Миргород»
10 этап урока. Защита 4 схемы- кластера
«Миргород»
Прелесть Народных преданий
Красота Украинских традиций
Масштабность самобытной культуры
Колоритность Уникальной природы
Духовность типов, персонажей
Остаётся объединить в словосочетания и предложения, потом – в текст.Записать в карте.
(В сборнике «Миргород» Н.В. Гоголь сумел изобразить всю прелесть украинских народных преданий, самобытность и красоту культуры этого народа и природы этого края, колоритность типов и персонажей, а также показал своё отношение к своему народу и стране.)
(Если по каким- либо причинам у ребят не было возможности составить схемы - кластеры, то они могут быть предложены и подготовлены в презентации учителем заранее. Это будет ещё удобнее и целесообразнее).
Домашнее задание: Подготовить письменное высказывание об идейном содержании всех циклов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по произведению Н.В.Гоголя "Ревизор"
Урок нацелен на проверку знаний учащимися текста, развитие комуникативных компетенций...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-413309-1393617983.jpg)
Урок-игра по произведениям Н. В. Гоголя,Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина
кроссворд по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", задания по произведениям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-367992-1396785222.jpg)
Урок-обобщение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» в 9 классе
Урок-обобщение в 9 классе по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»Учитель: Г.С.ЛетягинаЦели урока:обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мертв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-1053278-1537046788.jpg)
Открытый урок-обобщение по произведению Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Цель: 1.Повторить жизнь и творчество писателя, обобщить образы помещиков, разобрать образ Чичикова П.И., разобрать смысл произведения, заключенного в эпиграфе и названии романа.2. Развивать мыслительн...
Ролевой урок-викторина по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»\ Учителя русского языка и литературы Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.
Интеграция инновационного и традиционного опытаПредлагаемая разработка являетсярезультатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образо...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30652.jpg)
Методическая разработка. Урок-игра по произведениям Н.В. Гоголя.
Предлагаемая разработка является результатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образовательной системы «Школа 2100». Проект осущест...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/09/picture-1480845-1691581102.png)
Урок литературы по произведению Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Средством создания образов героев "Мертвых душ" Н.В.Гоголь использует художественную деталь.На уроке учащиеся узнают, что такое деталь и каковы ее функции; научатся находить в тексте художес...