Урок-обобщение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок-обобщение в 9 классе по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Учитель: Г.С.Летягина
Цели урока:
- обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;
- повысить интерес к литературе
Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.
Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, объективно оценивать явления жизни.
Оборудование урока: иллюстрации к образам поэмы «Мертвые души», индивидуальные карточки.
Оформление доски: эпиграф
Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиру улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханьем.
И.А.Гончаров
Словарная работа: сатира, салоп, пошлость, антоним, неологизмы, парадокс, поэма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБУ ЦО №170 Колпинского района г. Санкт- Петербурга
Урок-обобщение
в 9 классе
по поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души»
Учитель Г.С.Летягина
2013-2014 учебный год
Урок-обобщение в 9 классе по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Учитель: Г.С.Летягина
Цели урока:
- обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;
- повысить интерес к литературе
Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.
Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, объективно оценивать явления жизни.
Оборудование урока: иллюстрации к образам поэмы «Мертвые души», индивидуальные карточки.
Оформление доски: эпиграф
Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиру улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханьем.
И.А.Гончаров
Словарная работа: сатира, салоп, пошлость, антоним, неологизмы, парадокс, поэма
План урока
- Сатирическая направленность поэмы.
- Образы помещиков и ваш взгляд на них.
- Уроки Гоголя.
- «Замашистый» язык Гоголя.
- Традиции Гоголя и литературные аналогии.
Ход урока
1.Слово учителя
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле слова объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир. Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. А чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.
Итак, давайте рассмотрим 1-й пункт и скажем, что мы говорили о сатире.
(Обращение к толковому словарю Ожегова, литературоведческому и энциклопедическим словарям).
Сатира - это уничтожающая критика пороков окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем).
Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет 2-й пункт нашего плана.
2.Работа по карточкам.
Учитель раздает 6 карточек с опорными словами, по которым ребята должны опознать литературный персонаж, дать ему краткую характеристику.
Карточка №1
« Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» (Манилов).
Карточка №2
«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти» (Коробочка).
Карточка №3
«Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, посадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» (Ноздрев).
Карточка №4
«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродацы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» (Собакевич).
Карточка №5
«Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» (Плюшкин).
Вопрос: почему нет карточки на Чичикова? (Потому, что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздревым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает…Хотя есть и на него слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», т.е. он приспосабливается ко всем).
3. Беседа с учащимися
Рассмотрим иллюстрации (показ).
Итак, вот они тут все – опустившиеся, неприятные, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите еще раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по - вашему, удача художника? (Они напоминают животных: Манилов – кота, Собакевич - медведя, Ноздрев – собаку, Коробочка –курицу, Плюшкин – паука).
А теперь давайте поработаем соавторами иллюстраторов и попробуем придумать каждому персонажу мелодию со своим лейтмотивом. На уроках мы с вами говорили, чем опасен каждый из персонажей поэмы. А теперь скажите, исходя из названия – «Мертвые души», кто же умер в каждом из них? (Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи; Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности).
Так почему же все-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может они, говоря языком писателя, «повымерли» давно? (Есть, и их, увы! Очень много).
Сейчас мы с вами подошли к очень важному моменту нашего разговора и 3-му пункту нашего плана.
Вопрос: В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю «для вашего возраста», потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни (Обычные варианты ответов: не болтать по пустякам, стараться, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости и пр.).
Слово учителя
Вот прозвучало слово, которого я ждала – «пошлость». Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…).А какое слово является его антонимом? (Высокий, возвышенный…).
Я нарисую на доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, «пошлость», верхняя – «возвышенное, прекрасное». Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение.
Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Ребята дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума, сердца).
Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя, а чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть свое «оскотинившее лицо», надо много работать над собой, уметь видеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: « Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!» Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами. Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания.
«Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь… Но мимо его в глухой темноте текли люди… Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи… Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков… и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки»(т.1,гл.10).
Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое? (Учащиеся находят в тексте)
«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»
4. Дискуссия с учащимися
От этих слов великого писателя мы с вами перейдем к 4-му пункту нашего плана об особенностях его языка.
Взгляните на слово «мужество» в последней цитате и ответьте: какое значение оно имеет? (Будущая, взрослая жизнь с ее испытаниями и тяготами, для преодоления которых надо быть настоящим и мужественным человеком) подобрал одно -. Согласитесь, что Гоголь подобрал одно-единственное и очень удачное слово для выражения довольно широкой мысли, хотя и звучащее непривычно в данном контексте. Не случайно И.С.Тургенев писал: «Язык его до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело».
Давайте еще раз обратимся к нашим карточкам и извлечем из нее «замашистые» слова, которые собрали в ходе чтения. (Ребята предлагают свои варианты: взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорить, скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора, такая тотьма, неавантажная, побратима с медом, бочковатость ребер, незачем бабиться, во всю пропалую, субдительный суперфлю, все из обезъянства и т.д., а затем отмечают, что слова эти, скорее всего, являются яркими авторскими неологизмами – вспомним Лескова! – и относятся к разговорной просторечной лексике).
Вы не видите здесь парадокса? Жанр – это поэма, а лексика явно снижена, хотя мы знаем, что для поэмы характерен скорее возвышенный стиль с соответствующей лексикой. Бичуя пошлость, не идет ли писатель на поводу у нее самой?(Ребята предлагают свои рассуждении, и если их умения расходятся, то может возникнуть дискуссия).
Учитель: (подводит ребят к выводу о мастерстве писателя)
Да, объектом описания в поэме является пошлость жизни, словарный состав произведения, казалось бы, служит этой основной идее – раскрыть механизмы всего неизменного. Однако здесь мы сталкиваемся с тайной творчества: в устах гениального писателя все эти слова, разговорные обороты речи, явные грамматические неправильности рождают, как сказал В.В.Стасов, язык «неслыханный по своей естественности»: сочный, красочный и убедительный. И пусть эта тайна останется для вас тайной до тех пор, пока вы не захотите сами ее раскрыть, углубившись в изучение русской литературы, великого русского слова. И здесь пришло время поговорить о традициях Гоголя, и мы переходим к 5-му пункту нашего плана.
5.Слово учителя
Н.В.Гоголь, как не раз отмечалось, - это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей – сатириков начала 20 века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова).Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же. На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию.(Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы… Где «служат лицам, а не делу», где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые «звериные морды», вместо человеческих лиц).
6. Домашнее задание
Написать сочинение «Гоголь есть!», где постараетесь выразить свое отношение к поэме, к образам, к писателю, к нашему сегодняшнему уроку. Я надеюсь, что ваше общение с Николаем Васильевичем Гоголем этим уроком не закончится.
Раздаточный материал
Карточка №1
« Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» (Манилов).
Карточка №2
«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти» (Коробочка).
Карточка №3
«Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, посадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» (Ноздрев).
Карточка №4
«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродацы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» (Собакевич).
Карточка №5
«Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» (Плюшкин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""
Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
Урок литературы в 9 классе на тему: "Жанровое свеобразие поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" и его связь с идейно-художественным замыслом произведения"
Урок литературы с использованием элементов технологии проблемного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-332233-1417621699.jpg)
Общественный смотр знаний по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" "Дело, взятое из души..."
Как сделать так, чтобы после изучения произведения не осталось бы страниц, не прочитанных учениками? Чтобы в памяти остались образы героев и чтобы классическая литература заставила задуматься над совр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-593832-1424102202.jpg)
Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс
Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...
Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока ...