сочинение-рассуждение "История жизни Печорина".
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Алексеечкина Юлия Олеговна

интересные рассуждения на основе книги "Герой нашего времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_zhizni_pechorina.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПЕЧОРИНА

                                                        Изгнанники, скитальцы и поэты –

                                                        Кто жаждал быть, но стать ничем не смог…

                                                        М. Волошин

        В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов в центр исследования ставит типичного представителя молодого поколения 30-х годов 19 века. Что это было за время? Попытку осмыслить происходящее в России в те годы сделал А.И. Герцен: «Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей».

 Возможно, резкость взгляда А.И. Герцена на современность можно объяснить мировоззрением революционера, но все же после 1825 года (восстание декабристов на Сенатской площади) в общественной жизни явно сложилась переходная ситуация, когда идеалы прошлого были разрушены, а идеалы новые еще не успели сформироваться. В Печорине как раз и отражено то переходное состояние, «в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем». Хотя, как мне кажется, еще трагичнее в герое М.Ю. Лермонтова полная оторванность от своих национальных корней, неукорененность в русскую действительность.

Выросший и сформировавшийся в высшем обществе, Печорин живет нравственными принципами, выведенными из этой системы. «Тут-то и возникает то, что… на языке философском называется рефлексиею». Прежде всего это проявилось в неспособности к дружбе, в сознательном одиночестве. Сам герой твердо убежден, что «к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого». Если дружба настоящая, то она строится на взаимном внимании и взаимном уважении; если же отношения людей зависимы, то они, вероятно, объяснимы эгоизмом и себялюбием одного из «друзей». Мне кажется, другом Печорина вполне мог стать Вернер, но тогда наш герой не был бы в этих отношениях «господином». Хотя он, надо заметить, не сильно и стремится к такой роли, вполне достаточно, что настоящим другом Печорина стал его дневник. Ему доверяет герой все тайные движения своей души, искренние порывы сердца, слезы и радости. Однако и этого друга Григорий Александрович предал: Максиму Максимовичу он разрешает делать со своими бумагами «Что хотите!»

        Но еще страшнее в герое неспособность любить. Ни одна из женщин не сумела внушить ему желание создать семью, воспитывать детей. Печорин вообще не способен любить кого-то. Даже себя. Женская любовь для него – попытка отвлечься от однообразия и скуки жизни, возможность внести в свой мирт подобие полноты бытия. Он и хотел бы полюбить, да не может. Лишь Вера стала для Печорина очень дорогим человеком, но желание сохранить душевный покой оказалось сильнее: «Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний…» А жаль, ведь это был шанс стать счастливым.

Да, человек, сознательно отказывающийся от дружбы и любви, должен быть сильной и мыслящей личностью. Наверняка, его не минует вопрос «что движет человеческой жизнью: высшие силы или я сам?» Такая постановка вопроса предполагает, что герой уже усомнился в вере, он хочет самостоятельно определять свои поступки и действия. Остается принять именно собственное «Я» в качестве мерила всех ценностей, единственного бога, которому следует служить и который становится тем самым по ту сторону добра и зла. Выбрав зло, что может такой человек сказать о смысле жизни? Ничего…

        Отсюда понятно, что все низкие поступки Печорина естественно вытекают из его системы жизненных ценностей. Обмануть Мери, играючи погубить Бэлу, предать Веру, вовлекать Грушницкого в сомнительную игру – вполне в духе героя, никаких нравственных мук при этом он не испытывает: «… об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно». А ведь на его совести две смерти – Бэлы и Грушницкого – и, как минимум, две искалеченные судьбы – Мери и Веры. Это страшный груз, грех, за который придется отвечать и перед самим собою.

При этом мы не можем не видеть, что герой не лишен человеческого, доброго. И лучшие порывы его души, как ни странно, направлены на тех же Бэлу, Мери, Веру, Грушницкого. Последнему он, например, дает шанс исправить ошибки, каждая из названных женщин в определенный момент заставляет Печорина почти сдаться, отказаться от своей мнимой свободы. И сам герой понимает эту свою противоречивость: «… верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых т неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Итак, Печорин отличается от других смелостью, жаждой познать неизвестное, сильной волей. Он не хочет мириться со своей долей, а пытается активно противостоять судьбе, решать и определять свое будущее. Сил очень много, но в душе нет веры, поэтому так много зла приносит Печорин и себе, и другим. Сила без веры разрушительна! Вот в чем причина «болезни» поколения тридцатых годов позапрошлого века. Но это отнюдь не проблема прошлого, она остро стоит и в наше время. И нынешние молодые мучительно ищут себя, мучаются в своем безверии. И о нашем времени можно сказать словами лермонтовской «Думы»:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно…

И все же другой путь есть, о нем мечтал и сам поэт в стихотворении 1839 года «Молитва»:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Сценарий урока-спектакля " Любовный треугольник «Грушницкий – Мери – Печорин»

Сценарий урока-спектакля по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе по предмету.  Данная разработка, во-п...

Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".

Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся  подготовиться к сочинению....

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «М.Ю.Лермонтов. Трагедия жизни Печорина и его поколения»

Тема урока-размышления: «Трагедия жизни Печорина и его поколения». Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Цель урока: обзор и обсуждение ...

Любовь в жизни Печорина

Любовь в жизни Печорина...