Урок по стихотворению Никитина "Утро"
план-конспект урока по литературе на тему

Пилюгина О.Е.

Разработка урока позволяет учителю познакомить детей с творчеством поэта Ивана Никитина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов XIX  века

( на примере стихотворения И.С.  Никитина «Утро»)

Урок – проект в 5 классе

 

Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов XIX  века

( на примере стихотворения И.С.  Никитина «Утро»)

Время: 40 минут

Цели урока:

  • показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов,
  • помочь понять настроения, чувства поэта,
  • определить способы создания образов.

Тип урока. Систематизация и обобщение знаний

Вид урока. Урок- исследование

Средства обучения. Текст стихотворения И. Никитина «Утро», иллюстрации, карточки для групп с алгоритмом рассуждений.

Межпредметные связи. Русский язык, изобразительное искусство.

Ход урока

Эпиграф:

Природа была мне мать, друг и наставник.

Никитин

I Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II Актуализация опорных знаний.

Одной из любимых тем в русской поэзии XIX века была тема природы.  - Вспомните, каких русских поэтов знаете вы?

Сегодня мы поговорим о стихотворении Ивана Саввича Никитина «Утро» и попробуем ответить на вопросы:

  • Какой видит природу Никитин.
  • Какие художественные средства помогают ему в создании образа русской природы.
  • Каково место человека в мире природы.

2. Прочтите стихотворение «Утро» про себя

  • Понравилось ли вам стихотворение?
  • О чем оно?

Мы определили  тему стихотворения, а сейчас, чтобы ответить на главные вопросы сегодняшнего урока, поработаем исследователями, а я на время стану вашим научным руководителем.

  • Поделите стихотворение на три части по количеству строк в стихотворении.
  • О чем говорится в первой части?
  • О чем говорится во второй части?
  • О чем говорится в третьей части?

Составим план стихотворения:

 1. Предутренняя тишь и безлюдье

2.  Пробуждение природы и людей

3.  Восход солнца и выезд пахаря в поле.

III Исследовательская работа учащихся

1) Самостоятельный поиск ответов на вопросы по проблеме урока

На этом этапе исследования класс делится на три группы.  Первая группа  получает  свое задание к первой части  стихотворения

Первая группа:

  1. Выделите  признаки раннего утра.
  2. Какие этапы пробуждения выделяет Никитин?
  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?
  4. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.
  5. Выпишите из всего стихотворения  эпитеты, которые помогают создать картину раннего утра

Вспомнить определения дети смогут с помощью справочных карточек, которые получает каждая группа.

эпитеты – яркие художественные определения.

Зеркальная вода, алый свет, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки солнца, утро веселое.

Вторая группа:

  1. Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей?
  2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.
  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?
  4. Выпишите из всего стихотворения  олицетворения

Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

Дремлет чуткий камыш,

Потянул ветерок, воду морщит, рябит

И стоит себе лес, улыбается,

Вот и солнце встает

За морями ночлег свой покинуло,

Здравствуй, солнце да утро веселое.

Третья группа:

1. Что самое главное в этой части?

2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

3. Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский?

         Чьими глазами увиден пейзаж?

4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами,  ни олицетворениями

В результате работы учащиеся выписывают следующие выражения:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается,

От зари алый свет разливается,

А восток все горит-разгорается,

Солнце… золотыми потоками хлынуло.

Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ

2) Рассмотрение различных  точек зрения, полученных в результате исследовательской работы в группах.

3)  Выразительное чтение   стихотворения.

-   Найдите образ, который объединяет все три части стихотворения.

  (свет солнца)

-  Какое место занимает человек в мире природы?

4) Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.

 Изображая картину утра, Никитин отмечает три последовательных этапа в ней, то есть дает картину в развитии и в движении. В этом выразилось преимущество поэтического изображения  перед живописью. Художник-живописец схватил бы и передал на полотне лишь какой-нибудь один момент. Художник-поэт дал живую картину природы, показал движение во времени и пространстве.

Так ли это?

Давайте обратимся к картинам художников XIX века.

( Учитель строит беседу на основе репродукций картин художников XIX века А. Куинджи  «Ладожское озеро», Н. Дубовского  «На Волге»,

К. Крыжицкого «Озеро», Г. Сороки «Рыбаки. Вид в Спасском»).

  • Какая из картин, с вашей точки зрения, наиболее созвучна настроению стихотворения?
  • Одинаково ли понимают художники и поэты место  человека в мире природы?

Таким образом, мы видим, что И.С. Никитин, благодаря использованию различных художественных средств, создал необыкновенно точную, яркую и хорошо запоминающуюся картину утра в развитии и очень точно определил место человека в мире природы: он не хозяин, не властелин, а гармоничная  часть этого мира.  

IV  Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

V  Выставление оценок.

Первая группа:

  1. Выделите  признаки раннего утра.
  2. Какие этапы пробуждения выделяет Никитин?
  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?
  4. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.
  5. выпишите из всего стихотворения  эпитеты, которые помогают создать картину раннего утра

Вторая группа:

  1. Как изображено поэтом пробуждение жизни в природе и среди людей.
  2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.
  3. Зрительные или слуховые образы преобладают в этой части стихотворения?
  4. Выпишите из всего стихотворения  олицетворения

Третья группа:

1. Что самое главное в этой части?

2. Выразительно прочтите свою часть стихотворения.

3.  Какой пейзаж изображен в стихотворении – городской или сельский?

 Чьими глазами увиден пейзаж?

4. Выпишите выражения, которые не являются ни эпитетами,   ни олицетворениями

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

              Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

              Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Эпитеты – яркие художественные определения.

  • Олицетворение – это очеловечивание явлений природы или перенесение свойств человека на явления природы.

  • Это метафора – образное выражение, переносящее свойства неодушевленных предметов на явления природы.

 

            Это греческое слово буквально означает ПЕРЕНЕСЕНИЕ

Никитин

УТРО

Звезды меркнут и гаснут.  В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит – рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

А восток всё горит- разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет- песню поет;

По плечу молодцу всё тяжелое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!



Предварительный просмотр:

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

      I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
      Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:
      — Как вы думаете, прочитанное нами произведение — рассказ или повесть? Почему?
      Прочитаем определение повести в учебнике
(с. 48) и выпишем его к себе в тетрадь. Затем сравним повесть с рассказом и романом.

      
Повесть — один из видов эпического произведения.

Виды эпических произведений

      Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
      
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
      
Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
      — Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.
      — Что такое сюжет?
      
Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
      — Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
      
Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
      — Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
      Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

      
Составление плана
      Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.

      
Вариант плана
      
I. Развалины. (Экспозиция.)
      1. Смерть матери.
      2. Княж-городок.
      3. Замок на острове.
      4. Изгнание жильцов из замка.
      5. Новый приют изгнанников.
      6. Тыбурций Драб.
      7. Дети Тыбурция.
      
II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
      1. Жизнь Васи после смерти матери.
      2. Отношение отца к сыну.
      3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
      4. Переживания отца.
      5. Вася и его сестра Соня.
      6. Вася исследует жизнь города.
      
III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
      1. Начало экскурсии.
      2. Исследование часовни.
      3. Бегство мальчишек.
      4. Таинственный шепот.
      5. Появление мальчика и девочки.
      6. Первый разговор.
      7. Знакомство.
      8. Новые приятели провожают Васю домой.
      9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.
      
IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
      1. Подарки для Валека и Сони.
      2. Сравнение Маруси и Сони.
      3. Попытка Васи устроить игру.
      4. Разговор о сером камне.
      5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
      6. Новый взгляд на отца.
      
V. Среди серых камней. (Развитие действия.)
      1. Встреча Васи с Валеком в городе.
      2. Ожидание на кладбище.
      3. Спуск в подземелье. Маруся.
      4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
      5. Новые чувства Васи.
      
VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
      1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
      2. Игра в жмурки.
      3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.
      4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.
      5. Мясо на обед.
      6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.
      
VII. Осенью. (Развитие действия.)
      1. Болезнь Маруси.
      2. Приход старого Януша к отцу.
      3. Размышления Тыбурция о судье и законе.
      
VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
      1. Сонина кукла.
      2. Маруся словно ожила.
      3. Опасения и неприятности Васи.
      4. Попытка забрать куклу у Маруси.
      5. Приказ отца не отлучаться из дому.
      6. Расспросы отца о кукле.
      7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.
      8. Примирение отца с сыном.
      9. Деньги для Тыбурция.
      10. Прощание с Марусей.
      
Заключение. (Эпилог.)
      1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
      2. Марусина могилка.

      
II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом
      
Беседа
      — От чьего имени ведется рассказ?
      Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
      — Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
      «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
      — Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
      «Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
      — Как складывались отношения Васи с отцом?
      Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
      Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
      — Почему мальчик начал бродяжить?
      Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

      
III. Характеристика героя
      В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:
      1. Как выглядит герой?
      2. Из какой он семьи? Из какого общества?
      3. Какие поступки он совершает?
      4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

      
Домашнее задание
      Составить рассказы о героях повести:
      1) о Васе;
      2) о Валеке;
      3) о Марусе (сравнить с Соней);
      4) о Тыбурции.



Предварительный просмотр:

Повесть Владимира Железникова«Чучело»

Урок внеклассного чтения в 7-м классе

Предварительное домашнее задание.

1. Краткий пересказ произведения.

2. Рассказ о действующих лицах (индивидуальные задания).

3. Работа со средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора).

4. Работа с толковым словарём (нравственно-этические термины: доброта, милосердие, унижение).

5. Составление генеалогического древа своей семьи (по желанию учеников).

Ход урока

Уроки внеклассного чтения в 7-м классе я провожу под рубрикой «Уроки доброты». Считаю эту тему особенно нужной ребятам в возрасте 13–14 лет. Уже прочитаны, обдуманы такие произведения, как рассказ В.Астафьева «Бабушка с малиной», повесть Ю.Яковлева «Баваклава». Они вызвали у ребят много эмоций, размышлений о добре и зле, об отношении к людям. Они остались в душе. Там, где порою бессильна педагогика, спасает литература.

И вот прочитана повесть В.Железникова «Чучело». Почему же мы, несмотря на жестокие события, происходящие в ней, тоже относим её к “урокам доброты”? Этот вопрос и будет в центре урока внеклассного чтения.

Вступительное слово учителя. Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием. Это очень хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет) — Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас.

— Какова композиция повести? От чьего лица ведётся повествование?

— В повести два рассказчика: сам автор и главная героиня — Ленка Бессольцева.

(Далее один из учеников кратко пересказывает содержание повести, выделяя три элемента композиции: завязку, кульминацию и развязку — открытый финал.)

Учитель. Итак, перед вами ваши ровесники (на доске их имена). Расскажите об одном из них: Железной Кнопке, Рыжем, Попике, Шмаковой, Димке Сомове.

— Почему у многих ребят нет имён, только фамилии, клички?

Ученики.

— Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно.

(Ленка. Помнишь, дедушка, я тебе про Рыжего рассказывала… что он от рождения рыжий. И все ребята над ним хохотали, и он сам над собой смеялся громче всех, и у него от хохота даже слёзы стояли в глазах. А почему он такой?

— Потому что Рыжий. Все кричат: “Рыжий! Рыжий!” А он боится этого и старается не выделяться.

— Дедушка, а вдруг он не хохотал над собой, а плакал… — Ленка в ужасе замолчала. — А вдруг у него слёзы в глазах стояли не от хохота, а от обиды?..)

— А ещё, может быть, автор хотел показать, что человек невольно начинает соответствовать своей кличке: “Раз я Железная Кнопка, то я буду такой: бессердечной, безжалостной — железной”.

— А я — Попик (уменьшительно-ласкательный суффикс -ик говорит о том, что это маленький человек, и обладатель его чувствует себя рабом). И поэтому автор предупреждает нас: “Стойте! Задумайтесь! Клички разрушают личность”.

Учитель. Рассказам о главных героях — Николае Николаевиче Бессольцеве и его внучке Ленке — уделяется особое внимание. Вы анализировали дома художественные средства, используемые автором при создании этих образов. Эпитеты и сравнения помогают дополнить образ Ленки — девочки доброй, отзывчивой, искренней: “Ленка засмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву”; “Она отвечала одноклассникам беспомощной и открытой улыбкой”.

Н.Н. Бессольцев, уйдя в отставку, возвращается в родной дом, чтобы исполнить свой последний долг — собрать картины, написанные его далёким предком. Этому посвятил свою жизнь и его отец — доктор Бессольцев.

“В городе судачили, что он (Н.Н. Бессольцев) ищет какие-то картины, тратит на них уйму денег, а оставшиеся… отдаёт на дрова. И топит все печи каждый день, чтобы его картины не отсырели”. Когда Николай Николаевич наполнил дом картинами, тот “ожил, заговорил, запел, зарыдал”. Метафоры, подобранные автором, тоже заставляют о многом поразмышлять. (Почему “зарыдал”?)

— Зачем автор рассказывает нам историю рода Бессольцевых?

Ученики. Лишь у главных героев повести есть полные имена, отчества, фамилии. Они знают и берегут свою родословную. Это очень важно, чтобы стать человеком.

Учитель. Генеалогия — это история рода. Многие из вас к этому уроку начертили генеалогическое древо своей семьи. (Желающие представляют классу историю своего рода.)

— А что даёт память вашей семье?

Ученики.

— Любовь и заботу друг о друге.

— Желание сберечь всё лучшее, уважать свой род, свою страну.

— Память делает человека сильнее, увереннее. Знание родословной помогает многое понять в себе, объяснить некоторые наклонности, черты характера.

Учитель. Итак, милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и её класс считает предателем, а не Димку Сомова.

— Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность была не раз? Как это её характеризует? Поразмышляйте над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие. Присущи ли они нашей героине?

Ученики.

— Доброта — это отзывчивость, стремление делать добро.

— Милосердие — это готовность помочь из чувства сострадания.

— Ленка не выдала Димку, потому что не может видеть страдания других. “Димка, бледный-бледный, ни кровинки в лице, стоял около дверей. Смотреть на него было невозможно — так он дрожал”.

— Николай Николаевич неожиданно успокоился. “Значит, Ленка взяла чужую вину на себя. А он, старый леший, даже не подумал об этом. Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже всех Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые требовали от неё участия в судьбах других людей и боли за них. Это открытие обрадовало Николая Николаевича несказанно”.

Далее обсуждаются вопросы:

— Кому из героев присущи такие качества, как милосердие, сострадание?

— Почему так жестоки остальные? За что они преследуют Ленку? Кто самый жестокий?

— Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость?

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре»

1. Чтение эпизода (от слов “Сжечь его на костре!” до слов “Вот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась”).

2. Беседа по восприятию. (Если сможешь, то передай чувства, испытываемые тобой.)

3. Составление словесных рядов. (Словесный ряд — представленная в тексте последовательность языковых единиц, объединённых композиционно. Словесный ряд помогает ярче увидеть художественный метод автора.)

Словесный ряд 1. Действия Димки 

“— У меня спичек нет, — тихо сказал Димка… — Стоял около чучела, низко опустив голову… ссутулился и казался каким- то маленьким… он был маленький и некрепкий… упал на колени и низко опустил голову… он чиркнул спичкой… вскочил и торопливо отбежал в сторону”.

Вопросы:

— Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет “маленький”? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный.) Всегда ли эпитет — украшение?

— Считаете ли вы Димку предателем? А автор? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуации.)

Словесный ряд 2. Чувства и поступки Ленки

“…Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру… Я замерла — ждала в последний раз… Я не выдержала и закричала… Они подтащили меня к огню… Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня… Я закричала… Я бросилась к костру… Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала”.

Вопросы:

— Как средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) помогают понять авторскую идею?

— Что такое унижение? (Унижение — это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)

— Какие произведения русской литературы, где описаны подобные ситуации, вы читали? (Л.Н. Толстой. «Детство». Сцена, где ребята, играя, унизили Иленьку. Мальчик плакал не от боли, а от отчаяния.)

— Было ли так, чтобы унижали тебя? Как нужно вести себя в такой ситуации? А было ли так, чтобы унижал ты? Что ты испытывал после этого? (Впрочем, об этом ты можешь рассказать в домашнем сочинении «Поступок, за который мне было стыдно».)

— Как заканчивается повесть? О чём задумались вы, читая её? Что потерял город с отъездом Бессольцевых?

Учитель. Да, Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое. Прочитаем заключительные слова и подумаем над ними.

В качестве домашнего задания предлагается сочинение на одну из трёх тем: по повести (тему могут сформулировать сами ученики), свободная (см. выше) и по кинофильму Р.Быкова «Чучело», просмотр которого желателен после изучения произведения.



Предварительный просмотр:

И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

      I. Проверка домашнего задания.
      Чтение наизусть.
      
II. И. А. Бунин: страницы биографии
      Переходим ко второй части учебника
      
Чтение и пересказ статьи
      В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине
(с. 3—4). Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».
      После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.
      Эпиграф сообщает о том, что Бунин — нобелевский лауреат.
      Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
      В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события, изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь Николай II, произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки большевики. Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным образом изменилась. Старый уклад был уничтожен.
      — Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?
      Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не хотел вернуться на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России уже нет и никогда не будет. Как писатель, он старался в своих произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы читатели могли прикоснуться к тому светлому, что переживал сам Бунин, и ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.

      
III. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
      — «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия. «Косцы» — это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение похоже на обычный рассказ, иногда — на стихотворение, иногда — на описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель тосковал об оставленной России: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
      Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.
      Текст «Косцов» читает учитель. Важно хорошо подготовиться, чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей часто не увлекает это произведение — они плохо понимают, о чем в нем идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.
      Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос»
(см. форзац 2-й части учебника) или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» (с. 7).

      
Обучение выразительному чтению
      Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по большой дороге...» — до слов: «И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели» (1—4-й абзацы, исключая 2-й абзац).
      Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.
      Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через полуторный интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и понижения интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу учеников.
      После первого чтения текста учениками коллективно работаем над режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет вместе с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают, правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с учителем — коллективное чтение.
      Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей чуткостью обращаться к новым художественным произведениям, учит улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в музыку слов.
      По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.

      
Домашнее задание
      Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы»



Предварительный просмотр:

Тема урока.        Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

                              Боль поэта за судьбу народа.

Цель урока. Расширить знания учащихся о творчестве и личности

                     Н.А. Некрасова, привлечь их внимание  к глубокому

                     раздумью автора о  народе, его угнетенном положении, духовных

                     силах и судьбе; показать позицию автора-гражданина;

                     определить художественное своеобразие стихотворения, тему,

                     настроение;  

                     формировать умения выразительного чтения лирического

                     произведения, нахождения тропов;

                     материалом урока воспитывать чувства милосердия, сострадания.

Оборудование. Портрет Н.А. Некрасова, иллюстрации к стихотворению,

                           репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»,

                           мультимедийный проектор, презентация.

Эпиграф к уроку (на доске)

Это было раненое сердце,

и незаживающая рана эта

была источником всей его поэзии,

всей страстной до мучения

любви этого человека ко всему,

что страдает от насилия, от жестокости…

                           Ф.М. Достоевский

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

          Добрый день!

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского поэта Н.А. Некрасова. Современники поэта высоко ценили его творчество. Ф.М. Достоевский, автор многих произведений об униженных и оскорбленных, писал о Некрасове: (учитель читает эпиграф к уроку)

             «Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости…»

       

 - Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе?

         - Как вы их понимаете?

(Раненое сердце – источник поэзии и любви ко всему, что страдает.

Раненое сердце болит, не даёт покоя.)

         - Чем же ранено сердце поэта?

         - Почему Некрасов обращается к теме судьбы народа? (Тема урока)

         Н.А. Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его душа и сердце откликались на народные беды. Некрасов писал о народе, о страданиях народа. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда».

            Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. У стихотворения «Размышления у парадного подъезда» очень интересная, хотя довольно грустная история. Благодаря воспоминаниям жены поэта Авдотьи Яковлевны Панаевой, мы можем узнать, как появилось это стихотворение.

II. Сообщение ученика об истории создания стихотворения

                                                                        (Учебник, с. 249-250)  

 III. Беседа                          

         - Как вы думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему женой и увиденная им самим? Как мы узнали об этих чувствах? Насколько они были сильны? Подтвердите текстом воспоминаний.

( Чувство гнева, сочувствие к крестьянам, мысль о несправедливости по отношению к крестьянам.                                                                                                  Сжал губы и нервно пощипывал усы.

Находился в состоянии хандры, ничего не писал, но, увидев, как прогоняют крестьян, через два часа написал стихотворение.)

         Будничная, обычная ситуация, а из-под пера мастера возникла целая картина, целая история.

         В 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было напечатано стихотворение, которое издатель, а это был А.И. Герцен, сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение

                           нет возможности не поместить».                                                                                  - Какого же рода оказалось это стихотворение?

На этот вопрос мы ответим в конце урока.

А сейчас давайте его послушаем.

IV. Чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

      (Читают наизусть ученики)

V. Работа с текстом стихотворения. Элементы анализа текста.

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

    Какое настроение?

2. Почему стихотворение так называется?

Подберите синоним к слову размышления (раздумья).

    Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.

 

3. Какова тема стихотворения? (Тема народа)

 

4.   На сколько частей можно разделить это стихотворение?

      Подсказка в самом тексте.

      Как можно озаглавить каждую из сменяющих друг друга картин?        

      Цитатный план (Домашнее задание - 1-ая гр.;  2-ая гр. - обычный план)

1) «Вот парадный подъезд…»;

2) «Раз, я видел, сюда мужики подошли…»;

3) «А владелец роскошных палат

      Ещё сном был глубоким объят…»;

4) «Не беда, что потерпит мужик…»;

5) «Выдь на Волгу: чей стон раздаётся…»;

6) «Где народ, там и стон…»

5. Стихотворение построено на контрасте, антитезе,  и это видно уже в 1-ой части.

Что же противопоставляется?

(Парадный подъезд в торжественные дни и обычные – устное рисование)

6. Работа с иллюстрацией худ. А. Лебедева.

Какой момент стихотворения раскрывает данная иллюстрация?

    Подтвердить текстом стихотворения.

 - Какую лексику использует Некрасов?

(Слова с уменьшительными оценочными суффиксами:

«армячишко худой», «долгонько», «в домишке»;

пилигримы - странники

7. А какими вы увидели крестьян? (Домашнее задание – 1 гр.)

8. Как вы думаете, как автор относится к крестьянам?

  (Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он сочувствует им.  Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор возмущён покорностью народа, его рабским  отношением к вельможам.)

9. «И пошли они, солнцем палимы…» Значит, уже полдень.

  Давайте посмотрим, что же в это время делает владелец роскошных палат?

   («Ещё сном был глубоким объят…»)

 

- Зачем к нему пришли крестьяне? (За помощью)

 - Почему не помог им этот вельможа? (Счастливые глухи к добру…)

 

- Меняется ли голос поэта?                                                                                                (Гневное обличение вельможи, автор призывает вельможу одуматься: «Пробудись! Вороти их!»                                                                                               Называет его саркастически героем.

Но что сделал этот «герой» для России?)

 - Какую интонацию, какой художественный прием мы слышим? (Иронию)

10. А с какими словами вы, ребята, обратились бы к владельцу роскошных палат?  (Домашнее задание – 1-ая гр. Сочинение-обращение.)

11. Этот напряженный лиризм разрешается прямым обращением к родной земле.

      Многие исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном.

      -Каким стихотворным размером написана эта часть? (Д/з – 1-ая гр.)

        (Трехсложный размер – анапест; на стихи, сложенные анапестом, легко ложится музыка.)

   

 - Какую музыку мы слышим? (Стон)

     

- С какой целью пять раз повторяется слово стон?

(Нарастает эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон)

- Как называется такой художественный приём? (Повтор)

12. «Выдь на Волгу: чей стон раздаётся

         Над великою русской землёй?»

И вот мы уже на берегу великой русской реки Волги, любимой реки Некрасова. Стон мужика подхвачен бурлацким хором.

       Этот стон, это напряжение удивительно передает художник Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге».

13. Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой строчкой автор отвечает на этот вопрос?

(«Где народ, там и стон»)

14. Какой художественный прием использует автор, чтобы показать картину народного горя?

(«Волга! Волга! Весной многоводной        Риторическое обращение

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…»                Сравнение

VI. Слово учителя.

       Стонет Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном  заканчивается стихотворение «Размышления у парадного    подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа.                                       И мы слышим вопрос, обращение к народу:

…Эх, сердечный!..

Ты проснёшься ль, исполненный сил?

   - Так какого же рода оказалось стихотворение? Почему газета «Колокол» не смогла не напечатать его?

- А каким вы увидели автора за строчками стихотворения?

VII. Защита проекта «Н.А. Некрасов – народный поэт» (Творческое задание

                                                                                                        группы учащихся)

VIII. Заключительное слово учителя.

          После написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:

Вынесет всё и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

         Поэт сочувствовал народу и верил в его могучую силу.

Д/з Выучить отрывок наизусть (по выбору), попробовать себя в роли художников (рисунки к стихотворению).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."

Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией....

План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"

Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»

УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ…»...

Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"

в данной презентации содержатся  репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены  средства художественной выразительности....

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Конспект урока литературы в 8 классе (внеклассное чтение) Урок одного стихотворения. А.К.Толстой "Средь шумного бала"

  Это вариант урока внеклассного чтения в 8 классе. Тема "О любви в лирике" по программе И.Н.Сухих, хотя можно использовать по любой программе. В материале урока я постаралась об...