Разработка выступления на мастер - классе конкурса "Педагог года 2017" на тему: "Читая между строк".
проект по литературе (10 класс) на тему

Всегда ли у нас получается понять прочитанное произведение? Вникнуть во все сюжетные линии? Оценить позицию автора, его замысел? Что нужно сделать, чтобы научиться читать великие произведения между строк?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.66 МБ
Файл Выступление22.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

…Читая между строк… Подготовил: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 6 Семенова Олеся Валерьевна

Слайд 2

— Ну, что? Читали книгу? — Читал, ваше превосходительство. — О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка, расскажите ! <…> — Забыл, ваше превосходительство <…> — Значит, вы не читали или, э-э-э… невнимательно читали! Авто- мма - тически ! Так нельзя! А. П. Чехов. Чтение

Слайд 3

Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила . А. С. Грин «Алые паруса»

Слайд 4

Согласны ли вы: «Бранил Гомера , Феокрита ; Зато читал Адама Смита , И был глубокий эконом …» Евгений Онегин был экономным человеком, берег каждую копейку.

Слайд 5

Согласны ли вы: «Всего , что знал еще Евгений , Пересказать мне недосуг …» А. С. Пушкин не хотел заострять внимание читателя на не столь значимых деталях в описании главного героя.

Слайд 6

Согласны ли вы: «Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно …» Евгений Онегин обладал всеми теми заурядными качествами, которыми должен был обладать каждый мужчина, оказавшийся в высшем обществе.

Слайд 7

Согласны ли вы: «Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Ученый малый, но педант…» Евгений Онегин был мелочно дотошен в выполнении всех формальных требований общества.

Слайд 8

«…Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня .» Согласны ли вы: У А. С. Пушкина были проблемы со здоровьем, проживание во влажном климате Петербурга могло его ухудшить.

Слайд 9

Согласны ли вы: «Бранил Гомера , Феокрита ; Зато читал Адама Смита , И был глубокий эконом …» Евгений Онегин был экономным человеком, берег каждую копейку. Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист. Евгений Онегин интересовался общими вопросами государства, имел экономическое образование.

Слайд 10

Согласны ли вы: «Всего , что знал еще Евгений , Пересказать мне недосуг …» А. С. Пушкин не хотел заострять внимание читателя на не столь значимых деталях в описании главного героя. А.С. Пушкин дал ещё одну характеристику героя, понять которую можно только при внимательном чтении романа. Евгений Онегин был либералом, имел декабристские убеждения. Но говорить об этом было нельзя.

Слайд 11

Согласны ли вы: «Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно …» Евгений Онегин обладал всеми теми заурядными качествами, которыми должен был обладать каждый мужчина, оказавшийся в высшем обществе.

Слайд 12

«Перечислены признаки, по которым светская элита отграничивала людей своего круга от «чужих». Искусство непринужденных поклонов вырабатывалось в результате длительного обучения. " При появлении в общество незнакомца, прежде, нежели узнают о его достоинстве, обращают внимание на вид его и движения. - Как в походке, так и в поклонах - разные способы <...> человек благовоспитанный сам знает, где и какой поклон сделать должно. От тех, которые никогда не обращали внимания, как прилично ходить, сидеть, кланяться, ничего приятного ожидать нельзя». Разночинец не был посвящен в тайны искусства свободно выражать движением и позой оттенки душевного состояния, поэтому, попадая в светское общество, чувствовал себя "без языка", преувеличенно неловким, ср. поведение Мышкина (хоть и князя, но не аристократа) в салоне Епанчиных или рассказы современников о застенчивости и неловкости Белинского (например, рассказ Герцена о том, как Белинский от застенчивости перевернул на вечере у В. Одоевского столик и бутылку бордо на белые панталоны Жуковского) ("Былое и думы", ч. 4, гл. XXV )» (Ю. М. Лотман)

Слайд 13

Согласны ли вы: «Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Ученый малый, но педант…» Евгений Онегин был мелочно дотошен в выполнении всех формальных требований общества. «Человек , щеголяющий своей ученостью, поучающий других, берущий на себя роль наставника (устар.). Онегин был, по мненью многих, судей решительных и строгих, ученый малый, но педант. Пушкин .» Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

Слайд 14

«…Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня .» Согласны ли вы: У А. С. Пушкина были проблемы со здоровьем, проживание во влажном климате Петербурга могло его ухудшить. Здесь А. С. Пушкин намекает на вынужденный отъезд из столицы в южную ссылку.

Слайд 15

Диалог между автором и читателем. Чтение – средство коммуникации: книга помогает установить между автором и читателем диалог, направляющий, как говорил Сократ, в поисках истины.

Слайд 16

Мортимер Адлер - основатель Института философских исследований в Сан-Франциско и Центра изучения великих идей в Чикаго. Читать книгу надо три раза: Для удовольствия Для детального анализа (с блокнотом и ручкой) 3. Для критической оценки прочитанного (смог ли автор достичь поставленной ц ели, все ли затронул аспекты изучаемой проблемы)

Слайд 17

Название книги («Горе от ума», «Отцы и дети» и т. д.) Знакомство с образами и персонажами. Полное погружение в текст, представление себя на месте героев. Выделение ключевых слов, моментов. Чтение не только книги, но и о книге. (Биография писателя, ее связь с историей. Работа со словарями, энциклопедиями) Детальный анализ текста

Слайд 18

…Читая между строк… «Троекуров <…> уважал Дубровского. Некогда были они товарищами по службе<…>. Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим . Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф , приехал в свое поместие ; они свиделись и обрадовались друг другу .» Волконский Михаил Никитич (9 [20] октября 1713—8 [19] декабря 1788)

Слайд 19

генерал-аншеф — général en chef . В рус. армии 18 в. высший генеральский чин; лицо, имеющее такое звание. Князь Николай Болконский-старший в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Болконский фигура большого общественного и даже исторического значения, вызывает трепет в высшем обществе, судит о масштабных событиях, имена Суворова и Кутузова для него почти вровень, сам Наполеон строго им судится. Пушкин отличался известной щепетильностью в иерархических тонкостях . Чины в пушкинских произведениях не даются понаслышке, случайно. Обращение «государь МОЙ» , употреблялось в отношении только равного лица. Чиновники обращаются к Троекурову «ваше превосходительство» , хотя по чину следовало «ваше высокопревосходительство» .

Слайд 20

«Второй Чадаев , мой Евгений…» «Он из уборной выходил Подобный ветреной Венере…» 3) «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы...» 4) «Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне».



Предварительный просмотр:

1. Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги! Меня зовут Семенова Олеся Валерьевна, я учитель русского языка и литературы в школе № 6.

Своим выбором профессии я обязана своему учителю русского языка и литературы. Она всегда умела нас заинтересовать материалом. Особую роль в моей жизни сыграли уроки литературы. Вместе с учителем я училась познавать великие произведения, читая  между строк.

Тема моего мастер – класса: «Читая между строк».

2. ( 1 слайд)  — Ну, что? Читали книгу?

— Читал, ваше превосходительство.

— О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка,

расскажите! <…>

— Забыл, ваше превосходительство <…>

— Значит, вы не читали или, э-э-э… невнима-

тельно читали! Авто-мма-тически! Так нельзя!

      А. П. Чехов. Чтение

 Что значит автоматически читать?

3. (2 слайд) «Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила.»

А. С.  Грин «Алые паруса»

Как вы понимаете выражение «читать между строк»?(Понимать скрытый смысл)

4.(4-8 слайд)  Давайте с вами проведем небольшое тестирование и проверим, как вы умеете читать между строк. Для анализа возьмем всем нам известное еще со школьной скамьи роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

5. Тестирование фокус – группы и аудитории.

6.(9-14 слайд) Анализ проведенной работы.

7. ( 15 слайд) Чтение — средство коммуникации: книга помогает установить

между автором и читателем диалог, направляющий, как говорил Сократ, в поисках истины.

Трудно ли научиться читать между строк? Трудно, нужен огромный читательский багаж, но стремиться к этому необходимо. Иначе у нас не состоится диалог с автором, и читать мы будем автоматически.

8. (16 слайд) Методологию, инструментарий, даже целую науку о чтении книг создали и продолжают разрабатывать отечественные и зарубежные исследователи.

Одним из основательных трудов в этом направлении является работа Мортимера Адлера, основателя Института философских исследований в Сан-Франциско и Центра изучения великих идей в Чикаго, - «Как читать книги». Он считает, чтобы понять книгу, ее нужно прочитать три раза:

  1. Для удовольствия.
  2. Для детального анализа (с блокнотом и ручкой).

     3. Для критической оценки прочитанного (смог ли автор достичь поставленной

цели, все ли затронул аспекты изучаемой проблемы). Возвращаться к прочитанной книге, конечно, нужно. Каждый раз читая, мы будем открывать что-то новое. Но прочитать книгу три раза подряд огромный труд, при нынешней загруженности учеников, это практически невозможно.

9. (17 слайд) Мы должны объединить все три аспекта чтения книги, которые выдвигает Мортимер Адлер, в один. Будем получать удовольствие от знакомства с книгой, подвергать ее детальному анализу и делать свои выводы о написанном.

С чего нужно начать знакомство с книгой? Конечно, 1) с названия.

Название произведения нас подготавливает к восприятию книги, мы уже  начинаем предполагать о чем эта книга. Название может нас заинтересовать, или наоборот оттолкнуть , и мы вернёмся к этой книге нескоро.

"Евгений Онегин" - по имени главного героя назван весь рассказ. Многие критики, приходили к мысли, что роман следовало бы назвать "Татьяна Ларина". Мы должны помнить, что авторы великих произведений, просто так не дают названия своим книгам. Евгений Онегин определяет судьбы многих героев в этом рассказе, он проходит путь духовного взросления вместе с Пушкиным.

«Следующее на что следует обратить внимание, 2) это имена героев.

Иногда имена главных героев раскрывают характеры своих персонажей, иногда наоборот, автор выбирает типичные фамилии. Пушкин отказался от принципа значимости, он хотел, чтобы фамилии напоминали реальные, а поэтичность им придаёт за счёт сходства с названиями больших русских рек, а это решительно невозможно в реальных русских фамилиях пушкинской поры.

3. Представить себя на месте героя. 

Это нам поможет лучше понять чувства и переживания героя.

4. Выделение ключевых моментов и эпизодов.

Здесь  важно помнить, что автор не использует фразы и выражения просто так, читая Пушкина, создаётся ощущение, что он писал, как жил, а ведь каждая реплика фраза тщательно продуманны.

Давайте попробуем применить наш метод - умение читать между строк и проанализируем следующие эпизоды романа "Евгений Онегин".

10. 18 слайд. Давайте попробуем проанализировать несколько эпизодов из романа "Евгения Онегин".

11. Кто как не учитель должен обращать внимание учащихся на скрытые   оттенки смысла, заложенные в словах и фразах, уметь   настроить на авторскую волну. Освоив это  вместе с учащимися, мы сможем видеть в художественных книгах сокрытое между строк, слышать музыку слов, ощущать вкус, цвет и запах звуков.

Свое выступление мне бы хотелось закончить словами Всеволода Рождественского:

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш – краток или долог, –

Всегда бывает нужен мне и вам…

Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/

Содержание курса «Читая между строк» соответствуют «Образовательному стандарту по русскому языку» для предпрофильного уровня.Программа адресована учащимся 9-х классов....

Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....

Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" Особенности гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ по слуху в условиях крупного мегаполиса".

Выступление на мастер-классе городского фестиваля "Духовные скрепы Отечества" посвящено особенностям патртиотического воспитания детей с ОВЗ по слуху, сопровождалось примерами и фотографиями...

Роман "Кысь", или Умение читать между строк.

Разговор о литературе, написанной на современном этапе, можно по-разному "построить", реалистическое и постмодернистское, композиционное построение (старославянский алфавит, его элементы), р...

Мастер-класс ; " Толерантность - принцип терпимости и взаимоуважение между людьми"

формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в ОУ....