«Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/
элективный курс (русский язык, 9 класс) по теме

Бурцева Елена Валерьевна

 

Содержание курса «Читая между строк» соответствуют «Образовательному стандарту по русскому языку» для предпрофильного уровня.

Программа адресована учащимся 9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs._chitaya_mezhdu_strok_9_kl.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/

Бурцева Е.В., г. Томск, МОУ СОШ №8, 2007г.

Объяснительная записка:

Изменение в современном гуманитарном образовании, связанные с усилением внимания к личности учителя и ученика, их творческому диалогу, направленному на развитие общей культуры и потребности самосовершенствования субъектов общения, стимулировали особое внимание к их текстовой деятельности. Антропоцентризм и текстоцентризм гуманитарного знания, составляющие отличительную особенность, обусловили новые подходы к преподаванию специальных предметов, среди которых русский язык по праву занимает ключевое место. Это связано с тем, что русский язык является не только объектом изучения, но средством обучения.

В соответствии с потребностями общества меняются приоритеты в сфере языкового образования: главным становится не передача специальных знаний, а речевое развитие учащихся, умение эффективно общаться, владеть разными видами речевой деятельности: письмом, чтением, говорением, слушанием /см. подробнее: Болотнова, 2002 [2]/.

Осознание высокого предназначения языка не только в сфере коммуникации, но и в мышлении, этике, социальной жизни (в связи с выделением 4-х новых подходов к преподаванию русского языка в школе: коммуникативно-деятельностного, текстовоориентированного, этнокультуро-ведческого, функционального) /см. подробнее «Русский язык в школе». – 2000. - №2/ обуславливает выдвижение качественно новых задач обучения, целью которого является всестороннее развитие речевых способностей  ученика, формирование языковой компетенции. «Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку» предусматривает значительный объем коммуникативно ориентированных теоретических знаний и практических навыков.

Традиционная модель обучения русскому языку, сформировавшаяся в рамках системно-структурной лингвистической парадигмы, не располагает достаточным аппаратом для разработки образовательных стратегий, нацеленных на развитие коммуникативной и лингвокультуроведческой компетенции учащихся. Курс «Читая между строк» основан на принципе обучения русскому языку на коммуникативной основе.

Содержание курса «Читая между строк» соответствуют «Образовательному стандарту по русскому языку» для предпрофильного уровня.

Программа адресована учащимся 9-х классов.

В структуре изучаемой программы выделяется 3 взаимосвязанных модуля, каждый из которых можно использовать самостоятельно, так как он является целостно законченным:

1 модуль        «Стилистические ресурсы языка и их функционирования в художественной речи» (1–7 пункты тематического планирования – 16 часов);

2 модуль        «Функционирование тропов и стилистических фигур в художественной речи» (8–9 пункты тематического планирования – 8 часов);

3 модуль        «Лингвистический анализ поэтического текста» (10–11 пункты тематического планирования – 10 часов).

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является:

-        развитие коммуникативной компетенции на основе формирования систематических знаний об изобразительно-выразительных ресурсах языка и навыков разного вида анализа поэтического текста.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

-        овладеть специальными понятиями стилистики и лингвистики текста, не изучающимися в базовом школьном курсе русского языка;

-        сформировать навыки анализа поэтического текста с основой на различные методики интерпретационной деятельности;

-        формировать систему умений и навыков обучающихся при порождении собственных текстов.

Решение задач нацелено на:

-        получение фундаментальных знаний путем усвоения основополагающих понятий и научных концепций в адаптированном для учащихся изложении;

-        формирование навыков научно-исследовательской работы;

-        развитие креативного гуманитарного мышления, способности к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности;

-        повышение общей культуры учащихся, развитие функциональной грамотности, коммуникативной и интеркультурной компетенции;

-        овладение всеми видами речевой деятельности.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия стилистики, основ литературоведения и стихосложения, принципы организации и взаимодействия различных уровней организации текста, понимать основные проблемы современной стилистики, связанные с интерпретацией художественного текста, уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности при анализе художественного текста.

Основной метод работы: наблюдение за использованием языковых средств в различных контекстах, анализ текстов и его компонентов.

Виды упражнений и заданий, используемых на занятиях:

-        проблемные вопросы;

-        анализ актуализации семантических и стилистических компонентов слова в контексте;

-        анализ изобразительно-выразительных средств текста (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических);

-        составление опорных схем-планов для анализа текстов (различные варианты лингвистического анализа текста);

-        лингвистический анализ текста;

-        творческие задания по порождению текстов различной тематической и жанровой приуроченности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение практических занятий.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной исследовательской и творческой работы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится по каждому разделу программы с помощью устных опросов, тестов, которые включают вопросы и задания по основным проблемам курса, а так же индивидуальные исследовательские и творческие работы ребят, которые могут иметь выход на школьные и городские научно-практические конференции.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий или 16 ч. – 1-е полугодие, 18 ч. – 2-е полугодие.

Содержание программы:

  1. Стилистические ресурсы языка как предмет изучения стилистики. Понятие функционального стиля. Стилеобразующие признаки. Стилистика как наука об изобразительно-выразительных средствах языка. Место стилистики в системе лингвистических дисциплин.
  2. Текст как единица коммуникативного уровня. Структурно-композиционное и функционально-смысловое единство текста. Роль единиц различных языковых уровней в организации текста.
  3. Фоника. Благозвучие речи. Понятие о фоносемантике и звукосимволизме. Звукопись в художественной речи. Роль ассонанса и аллитерации в создании художественного образа.
  4. Лексическая стилистика. Выбор слова в соответствии с задачами, условиями общения. Обусловленность выбора слова замыслом автора, стилем и жанром произведения. Стилистические функции синонимов, антонимов, многозначных слов, омонимов, паронимов.
  5. Лексические образные средства (тропы): метафора, олицетворение, аллегория, эпитет, сравнение, антономасия, гипербола, литоте, перифразе, антитеза, оксюморон, метонимия, синекдоха, антропоморфизм, эвфемизм.
  6. Роль порядка слов в передаче смысловых и стилистических оттенков в построении текста.
  7. Фигуры речи. Фигуры прибавления (анафора, эпифора, стык, кольцо, хиазм, многосоюзие, геминация, гомеология). Фигуры убавления (эллипсис, умолчание, зевгма, бессоюзие). Фигуры размещения и перестановки (инверсия, парцелляция, парантеза, анаколуф, параллелизм). Интонационные фигуры (риторическое обращение, риторический вопрос).
  8. Лингвистический анализ текста. Поуровневый анализ текста. Декодирование текста, Анализ ассоциатино-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры.

Тематическое планирование:

Тема

Часы

(всего)

Теория

Практика

Виды

контроля

1

Что изучает стилистика

2

1

1

Устный опрос

2

Благозвучие и звукопись

в художественной речи

4

1

3

Анализ контекстов

3

«Дюжина фокусов»

(функционирование в речи многозначных слов)

2

1

1

Анализ текстов

4

«Двойники, но не братья»

(стилистические функции омонимов)

2

1

1

Анализ текстов

5

«Пестрое семейство»

(функционирование синонимов в речи)

2

1

1

Анализ текстов

6

«Великое противостояние»

(стилистическое использование антонимов)

2

1

1

Анализ текстов

7

Использование в речи паронимов

2

1

1

Анализ текстов

8

Функционирование тропов в художественной речи

4

1

3

Устный опрос

Анализ текстов

9

Использование стилистических фигур в художественной речи

4

2

2

Устный опрос

Тест

Анализ текстов

10

Лингвистический анализ поэтического текста:

- поуровневый анализ

- декодирование текста

- анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры

8

3

5

План-схема

Анализ текстов

Творческая работа

11

Контрольная работа

2

2

Творческая работа

Итого часов

34

13

21

Приложение №1

        Творческие задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать отрывки из художественных поэтических произведений, в которых актуализированы:

а) синонимы;

б) антонимы;

в) многозначные слова;

г) омонимы;

д) паронимы.

Проанализировать их стилистические функции.

  1. Составить словарь изобразительно-выразительных средств с объяснением понятий и примерами из стихотворений:

а) А.Фет «Я жду…Соловьиное эхо…»;

б) Н.Заболоцкий «Ночной сад»;

в) Б.Пастернак «Единственные дни».

  1. Проанализировать звуковую организацию стихотворений В.Хлебникова «Мы чаруемся и чураемся…» и И.С.Никитина «Утро».
  2. Показать зависимость звуковой организации текста и художественно-смысловой стороны речи на примере отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Дары Терека», стихотворения А.Ахматовой «Я живу, как кукушка в часах…».
  3. Выявить подтекстовую информацию в стихотворении:

а) А.Ахматова «Я научилась просто мудро жить…»;

б) М.Цветаева «Кто создан из камня…»;

в) Б.Пастернак «Светает».

  1. Выполнить лингвистический анализ стихотворения:

а) С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…»;

б) А.Ахматова «Не любишь, не хочешь смотреть?»;

в) М.Цветаева «Сон»;

г) Б.Пастернак «Когда разгуляется…».

  1. Выполнить структурный анализ стихотворения:

а) А.Фет «Я тебе ничего не скажу…»;

б) Б.Пастернак «Зимняя ночь»;

в) Б.Пастернак «Музыка».

  1. Определить, какими изобразительными средствами передается главная тема в стихотворении:

а) С.Есенин «Шел Господь пытать людей в любови…»;

б) Н.Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…».

Как и с помощью чего передаются в стихотворениях тютчевские мотивы и интонации?

Творческие задания составлены на основе программы внеклассного чтения к программе по литературе для 10-12 классов средней школы под редакцией В.Г.Маранцмана. – С.-П., «Спец.литература», 1998.

Список литературы

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Д.В. Лингвистический анализ художественного текста. Учебник. Практикум. – М., Флинта. Наука, 2003.
  2. Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методика лингвистического анализа художественного текста. Методическое пособие. – Т., 2002, - 64 с.
  3. Болотнова Н.С., Филологический анализ текста. Ч.1. – Томск, 2001. – 129 с., Ч.2. – Томск, 2003. – 170 с.; Ч.4. – Томск, 2004. – 119 с.
  4. Болотнова Н.С., Безменова Л.Р. и др. Основы текстоведения в школе. – Томск, 1994. – 246 с.
  5. Гальперин И.Г. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – 138 с.
  6. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1988.
  7. Диалог с текстом: Проблемы смысловой интерпретации. – Томск, 2002. – 143 с.
  8. Ростова А.Н. Программа курса «Изобразительно-выразительные средства языка» в сб. Художественный текст и языковая личность. – Томск, 2005. – с.272-278.
  9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976. – 279 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Задания по определению и использованию изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях

Материал содержит достаточное количество заданий, позволяющих закрепить знания учащихся по определению используемых в художественных произведениях языковых средств....

Изучение экспрессивной сферы языка в художественном тексте

Формирование устойчивого представления выразительности в художественном тексте, так как она – основа коммуникативного общения....

Разработка выступления на мастер - классе конкурса "Педагог года 2017" на тему: "Читая между строк".

Всегда ли у нас получается понять прочитанное произведение? Вникнуть во все сюжетные линии? Оценить позицию автора, его замысел? Что нужно сделать, чтобы научиться читать великие произведения между ст...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе при подготовке к ЕГЭ "Выразительные средства языка в художественном тексте" (задание 26)

на уроке учащиеся повторяют  лексические и синтаксические средства выразительности (тропы, стилистические фигуры), учатся их различать в контексте, работают с рецензией на текст (формат ЕГЭ)...

Роман "Кысь", или Умение читать между строк.

Разговор о литературе, написанной на современном этапе, можно по-разному "построить", реалистическое и постмодернистское, композиционное построение (старославянский алфавит, его элементы), р...