патриотическое и нравственное воспитание на основе русских былин
статья по литературе на тему

статья об актуальности русских былин

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Федяева, учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

Патриотическое и нравственное воспитание на основе русских былин

В последнее время на экранах появились мультипликационные фильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», которые, несомненно, привлекли внимание зрителей. Намерения режиссёров вполне понятны: они хотели возродить угасший интерес к былинным героям и русской истории. Однако богатыри в данных мультфильмах изображены комически, что даёт современной молодёжи (не знающей порой толком ни истории, ни литературы) неправильное представление о былинных героях, их роли в национальной культуре нашей страны.

Несмотря на то, что в любой школьной программе по литературе представлены былины, на их изучение отводится мало времени, а обсуждаются они с точки зрения содержания и художественных особенностей. А если вдуматься, то данные фольклорные произведения несут в себе большой воспитательный потенциал.

«Былины – наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа», – так характеризует современная фольклористика значение и содержание былин.

Воспитанию чувства любви к Родине и высоких моральных качеств способствует изучение киевского цикла былин, герои которого – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, олицетворяющие свойства, черты, интересы, возможности целого народа, его идеалы.

У каждого богатыря свой облик, свои поступки, своё место в кругу былинных персонажей, но их характеры как бы взаимно дополняют друг друга, создавая целостный, монументальный образ безупречного воина, способного не только отважно биться с врагом, но и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, обладающего свободой личности.

Главное качество богатыря — воинская доблесть, а все остальные качества — второстепенные. Это отражало действительность того времени. Достоинства богатыря проверяются в сражении, в неравном бою. С этим связана и композиция былины, кульминационным событием которой будет именно сражение — насыщенное гиперболами.

Добрыня Никитич — первый по времени герой русского эпоса. Считается, что прототип богатыря — дядя Владимира Красно Солнышко, брат ключницы Малуши, которого летопись называет «храбр и наряден муж». В былинах о Добрыне подчёркивается его «вежество» — это самый «культурный» богатырь киевского цикла. Он прекрасно поёт, аккомпанируя себе на гуслях, обучен грамоте, искусно стреляет и являет чудеса богатырской удали. Обладая необыкновенной силой, своих успехов он добивается не столько благодаря силе, сколько своей многосторонней одарённости.

  Постоянный эпитет Алёши Поповича — «смелый», он молод, порывист и умён, способен на воинскую хитрость (именно этим средством пользуется Алёша Попович в сражении с Тугариным, ловко отвлекая внимание врага). В некоторых былинах об Алёше Поповиче подчёркивается его слабость по сравнению с противником, что не мешает ему, однако, быть богатырём. Он насмешлив и остроумен. Его поповское происхождение, по всей видимости, — дань вступившему в силу христианству. Неслучайно некоторые исследователи считают, что в народном представлении Алёша был сыном ростовского священника, впоследствии ставшего святым. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив.

Особое место занимает Илья Муромец, причисленный в XIII веке к лику святых. Это человек, целиком посвятивший себя защите Руси, опытный и мудрый, лишённый страха смерти. Не случайно, исцеляя Илью, странники говорят ему: «Смерть тебе в бою не писана». У него нет личной жизни, он мужественный, опытный, зрелый, скромный, обладает огромной силой, являющейся средством неволшебным. Как правило, эта особая сила – то, что выделяет героя, даётся ему от рождения и делает его воином – защитником государства. Полюбившемуся богатырю народ стал приписывать подвиги, совершённые другими. В описании внешности и подвигов Ильи Муромца народ выразил своё отношение к герою: любование им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской, руководствовавшемуся в своих действиях народными интересами. Расположенные в определённой последовательности, былины поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Как перевелись богатыри на Руси». Образ Ильи Муромца покоряет своей масштабностью и поэтическим совершенством, привлекает силой и благородством выраженных в нём чувств: личной сознательностью, желанием творить добро, совестливостью.

Былина – один из самых сложных жанров фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочным, фантастическим вымыслом.

Внешний мир былин – реальная русская земля с её историей. Обобщённый образ Родины слагается из изображения грандиозного эпического пейзажа, который, разворачиваясь во времени и пространстве, предстаёт и сферой действия героев, и мотивировкой их поступков, и мерой их качеств, их деяний.

Внутренний мир былин – это всегда мир противостояния добра и зла, светлых и темных сил. Даже те немногие былины, которые заканчиваются гибелью героев, тем не менее, утверждают их нравственную победу. Широкий былинный мир светел и солнечен, пока ему не угрожает опасность. Былинный враг, нападающий на Русь, всегда жесток и коварен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Важная особенность былины в том, что враг в ней (даже будучи мифическим существом) воспринимается как враг государства, которому служит богатырь. В былинах получил отражение трудный процесс становления и выживания древнерусского государства, в течение многих веков отбивавшего набеги кочевых восточных народов. В этой борьбе формировалось историческое сознание восточных славян и сознание единства Русской земли. И это сильное государство, способное победить любого врага, защищаемое богатырями, видится идеальным. Именно былины помогают различать справедливость и несправедливость, человечность и жестокость, патриотизм и национализм.

Идейное содержание многих былин актуально и сегодня: мысли о едином сильном государстве, о безвозмездном служении русскому народу, о защите Родины как естественном долге богатыря. Русские воины беззаветно любят свою родину и не захватывают чужих территорий, воюют не числом, а уменьем; самоотверженно помогают всем, кто в этом нуждается; являются носителями лучших нравственных черт: мужества, благородства, бескорыстия, доброты; выражают наш национальный характер, русское понимание добра и зла, морали, долга, дружбы и любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»

Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисци...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Методическая разработка серии классных часов «Воспитание морально-нравственных принципов на основе русских сказок, чувашских легенд и восточных притч (опыт работы)» Семенова О.З., Егорова Н.А.

В данной методической разработке представлен опыт работы кураторов по воспитанию морально-нравственных ценностей на примере проведения классных часов....