Семинар по журналам
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Семинар для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_zhurnalam.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар по журналам

11 класс

Семинар – один из видов учебных практических занятий, включающий в обсуждение учащимися сообщения, доклады, рефераты, выполненные по итогам самостоятельного поиска. Эта форма широко применялась в школах Древней Греции и Рима, где сообщения учеников сочетались с диспутами, комментариями и обобщениями учителя. На подготовку семинара отводим 3 месяца. Класс делим на группы. Журналы разные «Мир фантастики», «Компьютерные игры», «Москва», «Новый мир» и другие. Рекомендации для учеников: выбрать журнал, сделать выписки, точно указать номер и год издания, автора статьи. Какие разделы тебе больше всего  нравятся. О чем ты хочешь рассказать товарищам? Выяснить, нет ли у одноклассников полезной информации для тебя в их журналах? Задачи чтения журнала: оценка позиции журнала. Продолжает ли журнал традиции лучших российских журналов? Чем интересен ваш журнал? Какие разделы в нем самые-самые? Как вы думаете, почему? Что порекомендуете прочитать всем? Что не понравилось из публикаций и почему? Для успешного выступления сделайте выписки, отберите самое яркое и значительное, подберите цитаты.  Цель семинара: агитация за журнал, своего рода реклама. Трудности будут в том, что журналов почти ни у кого нет. В библиотеке их мало. Решение: обзор журналов 1988 года. Подготовлено объявление на главном мониторе лицея:  где, когда, как будет проведен семинар. И небольшой блиц-опрос (ответы сдавали в кабинет литературы) – кто из писателей показал главные события страны? Кто из писателей создал галерею русских князей? Крестьян? Полководцев? Лауреатами Нобелевской премии в области литературы были: И Бунин, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Солженицын, И. Бродский. Кто из них отказался от этой премии и почему? В каком произведении создан образ голубоглазой волчицы? Развешана реклама журналов (готовили ученики самостоятельно). Очень много информации: история журналов, варианты их оформления, награды, портреты редакторов и авторов журналов, иллюстрации. Во время выступления ученики делают записи, а не просто слушают и зевают. Готовят вопросы к выступающим. Записи делаем на листочках. Вступительное слово – библиотекарь рассказывает об истории журнального дела, успехи и просчеты. Фрагмент вступительного слова: Наиболее ярко заявили о себе журналы во второй половине 19 века, продолжая традиции пушкинского «Современника».  Благодаря усилиям Н. Некрасова и его товарищей по перу журналы стали источником эстетического и нравственного заряда, трибуной, где скрещивались клинки критики в отношении того или иного произведения. Правительство по-разному относилось к журналам: одни существовали долго, другие закрывали. Были и журналы бабочки-однодневки. Лучшие традиции продолжены нашими современниками: честность и правда, объективность оценок, высокая художественность, острое ощущение времени и его задач, бережное отношение к начинающим, уважительное отношение к Отечеству и человеку, смелость и риск редакторов, бойцовские качества. По жребию определяем выступления групп. Выступления и вопросы. В ходе семинара названы десятки имен, произведений, прочитаны отрывки из них, стихи, строки публицистики и критики. Рефлексия: сообщения каких «редакций» тебе запомнились больше и почему? Чем? О каких произведениях прозы ты хотел бы поговорить особо? Каким поэтам рекомендовал бы посвятить очередную поэтическую тетрадь? Какие произведения критики и публицистики помогли тебе в определении своих позиций? Итоги рефлексии: Б. Пастернак «Доктор Живаго», Булгаков «Мастер и Маргарита», Шолохов «Судьба человека». Поэзия: А. Ахматова, В Цой, В. Высоцкий, И. Бродский, Б. Окуджава. Публицистика:  Д. Лихачев, Н. Шмелев. Задача семинара: помочь тем, кто ищет, кто желает нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Статья-конспект в журнале "ЛОГОПЕД " № 2, 2006 г. "Предлог ИЗ-ПОД"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе....

«Игры с предлогами», статья в журнале «Логопед» № 8/2008,

В статье представлены варианты игр с  предлогами...

Приложение к лицейскому журналу как вариант проектной деятельности школьников

Несколько лет руководила работой издательского центра Лицея ТвГУ в Твери. Проектной деятельностью занялась с удовольствием, потому что подобная работа (а выпуск любого номера журнала - уже полноц...

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....

«Учим словарные слова» Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №5, 2009

В статье представлены различные мнемотехники для развития памяти у детей, имеющих проблемы при усвоении родного языка....

Работаем по ФГОС. Рабочие журналы. Индивидуальные образовательные маршруты

Из чего же должна  складывается наша   оценка в начальной школе по ФГОС? В новом образовательном стандарте большое внимание уделяется системе формирующего оценивания, т.е. такого, при к...