мастер - класс "Искусство чтения текстов"
презентация к уроку по литературе на тему

Дреева Галина Николаевна

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете, SMS-сообщение и т.д. и т.п. Умение понимать и создавать текст формируется в школе. Предлагаемый мастер – класс поможет учителю организовать практическую работу с текстом на различных уроках. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство чтения текстов Некоторые методы работы с текстом на уроках

Слайд 2

Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний. Джон Нейзбитт

Слайд 3

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете, SMS-сообщение и т.д. и т.п. Умение понимать и создавать текст формируется в школе. Предлагаемый мастер – класс поможет учителю организовать практическую работу с текстом на различных уроках.

Слайд 4

Технология критического мышления Три стадии Вызова Осмысления Рефлексии

Слайд 5

Прием «Лови ошибку» Цель: актуализация знаний по изучаемой теме, развитие у учеников критического подхода к получаемой информации.

Слайд 6

Приём «Пометки на полях» Цель оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. знаю узнал хочу узнать

Слайд 7

Приём «Двойной дневник» Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме Выписки из текста Вопросы и комментарии Произвели наибольшие впечатления Вызвали воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни Вызвали протест или озадачили Какие вопросы возникли? Какие мысли возникли?

Слайд 8

Кластер Кластер (от англ. Cluster – гроздь) –это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Посредине чистого листа - ключевое слово – «сердце» текста Вокруг слова, предложения – идеи, факты, образы, подходящие для этой темы (модель «планета и ее спутники») Слова соединяются с ключевым понятием, устанавливаются логические связи

Слайд 9

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Итоговый урок Княгиня Вера любовь семья Печорин Я = свобода деятельность Княжна Мери Бэла Максим Максимыч Доктор Вернер дружба люди природа ?

Слайд 10

Приём «Составление логической цепочки» Цель: развитие умения выявлять и объяснять причинно – следственные связи. Прием «Завершим схему» Цель: формирование навыков составления опорных схем

Слайд 11

«Ассоциации и предположения» Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста (статьи)? 2) О чем, по-вашему мнению, этот текст (статья)? ∆ нейтральная информация ∆ мнения ∆ юмористическая беседа ∆ советы и указания 3) Откуда возможно взят данный текст (статья)? ∆ из романа ∆ из дневника ∆ из журнала ∆ из газеты

Слайд 12

«Вопрос - ответ» Учитель диктует 5-10 вопросов к незнакомому для учащихся тексту. Затем он предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст - оригинал. После этого учащиеся пересказывают данный текст.

Слайд 13

«Читай и угадывай!» Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и прочесть несколько предложений. После этого учащиеся читают и пересказывают весь текст.

Слайд 14

«Диктант-фантазия» Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним - двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый учащийся зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.

Слайд 15

«Текст с пропущенными словами» Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно. Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.

Слайд 16

«Редукция текста» Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Учащиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений. «Измени сюжет!» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и изменяют логическое содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию. «Озаглавь текст!» Учитель раздает лист с текстом (с или без заглавия). Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

Слайд 17

«Реклама» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган. «Изменение временной формы» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают. «Изменение типа текста» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и представляют тематику текста в форме: А) рекламы Б) объявления В) дневника Г) письма к другу

Слайд 18

«Телеграмма» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (учащиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе " Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов. «Придумай концовку текста!» Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста. «Преобразование» Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.

Слайд 19

«Судопроизводство в мусульманском мире» «Суд кади (мусульманский духовный судья) называется "макхема". Судья получает 3 % от величины иска, по которому он выносит приговор, и платит тот, кто выигрывает дело. Но в последнее время кади жалуются на то, что их заработок сильно уменьшается из-за открытия городских судов, которые называются" "меджлис" Об этих кади и их судах идет дурная слава вследствие их пристрастия, завистливости, взяточничества, вмешательства заинтересованных лиц и т.п. Поэтому неудивительно, что жители предпочитают обращаться в местный меджлис, несмотря на все его недостатки, или к одному из европейских консулов. Кроме кади в мусульманском судопроизводстве есть другой постоянный чиновник, который совершенно не зависит от судьи. Это - "муфтий". Он не заседает в суде. Он судья-консультант, который судит у себя дома. Зачастую он местный житель, назначаемый Стамбулом по рекомендации губернатора. Иногда люди нуждаются в нем, и в случаях, вызывающих сомнение, даже кади посылает ему письменный запрос из суда. Во всех случаях консультации запрашиваются только об абстрактном законе, без упоминания имен участников тяжбы, а при описании дела пользуются вымышленными именами. Ответ муфтия называется "фатва". Он не требует за него определенную плату, а вместо этого получает подарок, так как невозможно определить справедливую плату за дело, подробности которого неизвестны».

Слайд 20

1 группа Тест 1. Чем недовольны в последнее время кади? 1) высокими суммами, которые взимают судьи макхемы за услуги суда; 2) учащающимися явлениями коррупции в судах; 3) уменьшением их заработка из-за открытия судов меджлис; 4) конспиративной связью, организованной против них судьями городских судов и европейскими консулами. 2. Каков главный недостаток местного меджлиса? 1) пристрастие, завистливость и взяточничество; 2) не указано в отрывке; 3) то, что он подчинен европейским консулам; 4) заседания суда происходят в доме судьи. 3. Какое из следующих предложений верно, судя по тексту? 1) ясно, что нет никакой связи между кади и муфтием; 2) кади иногда консультируется с муфтием; 3) проигравший дело оплачивает судебные издержки; 4) меджлис служит заменой муфтию. 4. Как сделать, чтобы суд муфтия был беспристрастным? 1) его назначают в Стамбуле по рекомендации губернатора; 2) ему позволяют судить у себя дома и не обязывают его находиться в суде; 3) к нему посылают только случаи, вызывающие сомнения; 4) дело представлено ему в общей форме без упоминания лиц, замешанных в нем. 5. Какое из предложений верно, судя по тексту? 1) у кади может быть мотивация заниматься делами о максимально высоких суммах; 2) можно определить справедливую плату за дело, подробности косого неизвестны; 3) жители предпочитают европейских консулов меджлису; 4) "фатва", ответ муфтия, выдается только для кади.

Слайд 21

2 группа –документ исторического характера Какие исторические факты излагаются в документе? Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления. Каково значение этого исторического факта? По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? Важны ли данные сведения в современном мире?

Слайд 22

3 группа - Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему? Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

Слайд 23

Спасибо за работу! Интересно Полезно Бесполезно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Как подготовиться к выразительному чтению текста (памятка для учащихся)

Данная памятка поможет ученикам с нарушениями речи подготовиться к уроку литературы...

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.

Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...

Прием смыслового чтения текста в технологии РКМ.

Данный материал будет полезен на уроке биологии в 10-11 классе, при изучении темы: "Развитие и происхождение жизни на Земле". Материал содержит вариант  дидактического стиха по этой теме....

Методические рекомендации по обучению осознанному чтению текста для успешной подготовки к сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе

Методические рекомендации по обучению осознанному чтению текста для успешной подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ предполагают подробную работу по плану:Работа с планом текста задачи.Перевод текста в таблицу,...

Прием смыслового чтения текста. Варианты используемых текстов на уроках экологии в 10 - 11 классах.

Предлагаю ознакомиться с несколькими вариантами текстов по курсу экологии в 10-11 классах, учителям работающим в технологии РКМЧП....

Английский язык. Тренажёр по чтению для учащихся 2 класса (фрагмент блока 3: чтение текстов)

Во втором классе необходимо читать много и в различных комбинациях, чтобы навык чтения прочно сформировался. Тренажёр по чтению - необходимый компонент в инструментарии учителя английского языка. Данн...