Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе на 2017-2018 учебный год
    календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

    Гацко Евгения Сергеевна

    Программа составлена к учебнику Т.Ф.Курдюмовой 6 класс 105 часов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_6_kl_literatura.docx57.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Предметные результаты изучения литератур предполагают:

    ученик научится:

    в познавательной сфере:

     • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

     • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

     • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

     • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

     • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

     2) в ценностно-ориентационной сфере:

     • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

     • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

     • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

     • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

     3) в коммуникативной сфере:

     • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

     • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

     • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

     4) в эстетической сфере:

     • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

     • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

    ученик получит возможность научиться:

    выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;

    характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;

    выявлять этапы развития сюжета;

    выявлять элементы композиции повести, рассказа;

    составлять  план  анализа  эпизода и анализировать его по плану;

    анализировать различные формы выражения авторской позиции;

    сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;

    составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;

    составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос;

    анализировать стихотворение по плану анализа лирики;

    работать со словарём литературоведческих терминов;

    работать над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

    создавать  оригинальное произведение (загадку, частушку, колыбельную песню, сказку, басню, рассказ, стихотворение).

    1. Содержание программы.

    Герой художественного произведения.

    Герой художественного произведения. Герой художественного произведения и его роль в сюжете. «Разновозрастной отряд» героев художественных произведений, знакомых ученикам. Подросток-герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества»  (Л.Толстой).  По страницам автобиографических произведений.

    Фольклор. Былины.

    «На заставе богатырской», «Илья Муромец и Соловей –разбойник», «Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои. События на границах родной земли. Подвиг богатыря- основа сюжета былин. Илья Муромец- герой былин-защитник родной земли. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Художественное совершенство былины.

    Былины и их герои в живописи и музыке.

    Теория. Былина, сюжет былины. Гипербола.

    А.Н. Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка»- «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки. Могучий мир природы и юная героиня-Снегурочка.

    Теория. Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.

    Литература 19 века.

    И.А. Крылов. «Два мальчика», «Волк и ягненок». Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчики змея», «Вороненок», «Два мальчика»). Федюша и Сеня в басне «Два мальчика», представляющие различные типы поведения. Осуждение эгоизма Федюши. Отсутствие чувства благодарности у этого героя. «Волк и ягненок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Мораль басен Крылова.

    Теория. Поступки героев и мораль басни.

    В.А.Жуковский. «Лесной царь». Загадки в стихах. Трагические события баллады «Лесной царь». Жуковский-мастер перевода («Лесной царь»- перевод баллады Гете). Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в загадках.

    Теория. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

    Незабываемый мир детства и отрочества.

    С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», «Буран». Багров-внук в гимназии. Герой произведения как читатель. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 19 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия.

    Теория. Герой литературного произведения как читатель. Пейзаж в прозаическом произведении.

    В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши»(«Пестрые сказки»). Различные жанры прозы, объединенные в сборнике. Дневник Маши. Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

    Теория. Дневник как жанр художественного произведения.

    А.С. Пушкин. «К сестре», «К Пущину», «К Юдину», «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким друзьям и родным. Радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

    Теория. Гимн. Послание.

    М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Три пальмы», «Панорама Москвы», эпиграмма. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова. «Три пальмы»- баллада о красоте и беззащитности мира живой природы. «Панорама Москвы»- патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Эпиграмма как жанр, способствующей острой постановке нравственных вопросов (решение вопроса об эгоизме).

    Теория. Место и роль пейзажа в художественном произведении. Эпиграмма.

    И.С. Тургенев. «Бежин луг», «Певцы». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Павлуша, Ильюша, Костя, Ванечка и Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Особенности диалога в рассказе. Речевая характеристика героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

    «Певцы» -роль искусства в жизни деревни. Песня как вид народного творчества. Герои рассказа и типы исполнителей народных песен. Тонкость и точность психологических характеристик героев.

    Теория. Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приемы, которые использует автор при создании портрета. Автор о своем герое.

    Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник», «Мороз, Красный нос». Тема детства в произведениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Крестьянская семья и дети. Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник». «Мороз, Красный нос»- изображение крестьянского труда. Образ русской женщины. Фольклорные мотивы в произведении.

    Теория. Сюжет в лирико-эпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении. Трехсложные размеры стиха.

    Л.Н. Толстой. «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющаяся в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

    Теория. Автобиографическая трилогия.

    Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы». Герои эпизода трагизм их судеб. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

    Теория. Эпизод в художественном произведении.

    Н.Г. Гарин- Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

    Теория. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

    А.П. Чехов. «Хамелеон», «Тонкий и толстый», «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Юношеские рассказы Чехова. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков рассказов. Сатира в творчестве Чехова. Особенности композиции. Герои сатирических произведений. Говорящие фамилии героев. Художественная деталь в рассказах. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки. Творческие состязания учеников с ровесницей Наденькой.

    Теория. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

    Мир путешествий и приключений.

    Юный читатель в мире путешествий и приключений (по выбору). Произведения о далеком прошлом.

    Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта- одна из популярных книг о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои –король Артур и Ланселот. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

    Теория. Тетралогия.

    Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление и изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.

    Теория. Юмор.

    Ж. Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65романов его «Необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт- юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Название романов и имена героев.

    Теория. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического.

    О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующее кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

    Теория. Пародии.

    О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета. Рождественский рассказ и его особенности.

    Теория. Рождественский рассказ.

    А. де Сент -Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.

    Теория. Философское звучание романтической сказки.

    Литература 20 века.

    20 век и культура чтения.

    А. Блок. «Ветер принес из далека…», «Полный месяц встал над лугом…». Отражение высоких идеалов поэта.

    И.А. Бунин. «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

    К.Д. Бальмонт. «Золотая рыбка». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

    Б.Л. Пастернак. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта.

    Теория. Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.

    А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлеченного любителя приключенческой литературы. Смысл заголовка.

    Теория. Эпилог. Название произведения.

    М. Горький. «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

    Теория. Авторская позиция.

    А.С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

    Теория. Слово в рассказе.

    К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). «Далекие годы» как первая из шести частей. «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра героя в свой флот. Глава «Как выглядит рай» в автобиографической повести.  Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

    Теория. Роль пейзажа в прозе.

    Ф.А. Искандер. «Детство Чика» (главы «Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описания пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

    Теория. Инсценировка.

    Великая Отечественная война в лирике и прозе.

    Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны, в том числе и о подвигах подростков: Б. Лавренев. «Разведчик Вихров»; В. Катаев. «Сын полка»; К.М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е.К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной…»; песни военных лет: «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

    Теория. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

    Итоги.

    Герой художественного произведения и автор.

    Тема защиты природы в литературе нашего века. Произведения М.М. Пришвина и В.В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где здесь природа?», созданная по письмам ребят Дании.

    Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

    Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

    Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы,  и другие.

    Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, практических работ, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля.

    1. Календарно-тематическое планирование в 6 классе

    № п/п

    № урока по теме

    Тема раздела, уроков

    Форма занятий

    Контроль

    Сроки проведения

    6 «а»

    План     Факт

    Сроки проведения

    6 «б»

    План       Факт        

    Корректировка

    Герой художественного произведения 2 ч

    1

    1

    Герой художественного произведения в нашем чтении.

    Урок

    2

    2

    Герой художественного произведения в нашем чтении.

    Урок

    Фольклор 3 ч

    3

    1

    Былины и их герои. «На заставе богатырской».

    Урок

    4

    2

    «Три поездки Ильи Муромца».

    Урок

    5

    3

    «Илья Муромец и Соловей разбойник». Героическая защита Родины.

    Урок

    Литература 19 века 9 ч

    6

    1

    А.Н. Островский «Снегурочка».

    Урок

    7

    2

    Поэзия фольклора на русской сцене.

    Урок

    8

    3

    Героиня сказки и пьесы - Снегурочка.

         Урок

    Чтение по ролям

    9

    4

    Музыка и пьеса «Снегурочка»

    Урок

    Сообщение

    10

    5

    И.А. Крылов «Два мальчика», «Волк и ягненок». Юные герои басен Крылова.

    Урок

    11

    6

    Мораль басен и связь характера героя  и сюжет басни.

    Урок

    12

    7

    Обличие несправедливости.

    Урок

    Инсценировка

    13

    8

    В.А. Жуковский «Лесной царь». Баллада о трагической судьбе мальчика.

    Урок

    14

    9

    Роль фантазии в сюжете баллады. Трудный путь и невозможность спасения.

    Урок

    Незабываемый мир детства и отрочества 50 ч

    15

    1

    С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

    Урок

    16

    2

    Глава «Буран». Анализ художественных приемов.

    Урок

    17

    3

    Творческая работа. Человек и стихия на страницах автобиографических произведений.

    Урок

    Творческая работа по описанию природы

    18

    4

    В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши»

    Урок

    19

    5

    Героиня и ее рассказы о себе и своей жизни.

    Урок

    20

    6

    Творческое состязание, создание лучшего журнала.

    Урок

    Проект

    21

    7

    А.С. Пушкин. Слово о писателе.

    Урок

    Образовательное путешествие

    22

    8

    Годы в лицее и творчество поэта.

    Урок

    Образовательное путешествие

    23

    9

    Друзья поэта и его многочисленные послания: «К сестре», «К Пущину», «Товарищам» и др.

    Урок

    Образовательное путешествие

    24

    10

    Коллективное творчество лицеистов.

    Урок

    Образовательное путешествие

    25

    11

    Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы.

    Урок

    Образовательное путешествие

    26

    12

    Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы.

    Урок

    Образовательное путешествие

    27

    13

    Послания близким друзьям и родным. Радостное чувство от общения с близкими людьми.

    Урок

    Образовательное путешествие

    28

    14

    Послания близким друзьям и родным. Радостное чувство от общения с близкими людьми.

    Урок

    Образовательное путешествие

    29

    15

    Совершенство и легкость формы пушкинских посланий.

    Урок

    Образовательное путешествие

    30

    16

    Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе

    Урок

    Образовательное путешествие

    31

    17

    Урок- презентация результатов образовательного путешествия.

    Урок

    Презентация

    32

    18

    К.Р. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

    Урок

    Тест

    33

    19

    М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова. «Утес», «На севере диком стоит одиноко». «Панорама Москвы», эпиграмма.

    Урок

    34

    20

     Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова. «Три пальмы»- баллада о красоте и беззащитности мира живой природы

    Урок

    Чтение наизусть

    35

    21

    «Панорама Москвы»- патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

    Урок

    36

    22

     Эпиграмма как жанр, способствующей острой постановке нравственных вопросов (решение вопроса об эгоизме).

    Урок

    37

    23

    Проверочная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова.

    Урок

    Тест

    38

    24

    И.С. Тургенев «Бежин луг», «Певцы». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника».

    Урок

    39

    25

    «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Павлуша, Ильюша, Костя, Ванечка и Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик.

    Урок

    40

    26

    Творческая работа. Особенности диалога в рассказе. Речевая характеристика героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.

    Урок

    Творческий анализ описаний героев

    41

    27

    Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

    Урок

    42

    28

    «Певцы» -роль искусства в жизни деревни. Песня как вид народного творчества. Герои рассказа и типы исполнителей народных песен. Тонкость и точность психологических характеристик героев.

    Урок

    43

    29

    Проверочная работа по творчеству И.С. Тургенева

    Урок

    Тест

    44

    30

    Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Школьник», «Мороз, Красный нос». Тема детства в произведениях Некрасова.

    Урок

    45

    31

    Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Крестьянская семья и дети. Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник

    Урок

    46

    32

    ». «Мороз, Красный нос»- изображение крестьянского труда. Образ русской женщины. Фольклорные мотивы в произведении.

    Урок

    47

    33

    Л.Н. Толстой «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя.

    Урок

    48

    34

     «Пустыня отрочества», сменяющаяся в трилогии картины «золотого детства».

    Урок

    49

    35

    Отрочество Николеньки Иртеньева.

    Урок

    Пересказ отрывка

    50

    36

    Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя.

    Урок

    51

    37

    Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

    Урок

    Творческая работа «Мечты героя рассказа» или «Что такое мечты»

    52

    38

    Ф.М. Достоевский «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы».

    Урок

    53

    39

    Герои эпизода трагизм их судеб.

    Урок

    54

    40

    Герои эпизода трагизм их судеб.

    Урок

    55

    41

    Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

    Урок

    56

    42

    Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

    Урок

    57

    43

    Н.Г. Гарин- Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

    Урок

    58

    44

    Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».

    Урок

    59

    45

    Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

    Урок

    Сочинение- рассуждение

    60

    46

    А.П. Чехов. «Хамелеон», «Тонкий и толстый», «Каникулярные работы институтки Наденьки N».

    Урок

    61

    47

    Юношеские рассказы Чехова. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков рассказов. Сатира в творчестве Чехова. Особенности композиции.

    Урок

    62

    48

    Герои сатирических произведений. Говорящие фамилии героев. Художественная деталь в рассказах.

    Урок

    63

    49

    Творческая работа. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки. Творческие состязания учеников с ровесницей Наденькой.

    Урок

    64

    50

    К.Р. Контрольная работа по разделу.

    Урок

    Тест

    Мир путешествий и приключений 14 ч

    Урок

    65

    1

    Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта- одна из популярных книг о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои –король Артур и Ланселот.

    Урок

    66

    2

    Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

    Урок

    67

    3

    Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования.

    Урок

    68

    4

    Странствия Гека и Джима по полноводной Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление и изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.

    Урок

    69

    5

    Ж. Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65романов его «Необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад».

    Урок

    70

    6

    Герберт- юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Название романов и имена героев.

    Урок

    71

    7

    О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений.

    Урок

    72

    8

    Юные герои и воинствующее кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

    Урок

    73

    9

    О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои.

    Урок

    74

    10

    Особенности сюжета. Рождественский рассказ и его особенности.

    Урок

    75

    11

    А. де Сент -Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет.

    Урок

    76

    12

    Ответственность человека за свою планету.

    Урок

    77

    13

    Философское звучание сказки.

    78

    14

    К.Р. Контрольная работа по разделу

    Урок

    Тест или сочинение

    Литература 20-21 века 7 ч

    Урок

    79

    1

    А. Блок. «Ветер принес из далека…», «Полный месяц встал над лугом…». Отражение высоких идеалов поэта.

    Урок

    80

    2

    И.А. Бунин. «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

    Урок

    81

    3

    К.Д. Бальмонт. «Золотая рыбка». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

    Урок

    82

    4

    Б.Л. Пастернак. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта.

    Урок

    83

    5

    А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

    Урок

    84

    6

    Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлеченного любителя приключенческой литературы. Смысл заголовка.

    Урок

    85

    7

    Творческая работа «Создание собственного комментария к названию одной из любимых книг».

    Урок

    Сочинение.

    Произведения о детстве в начале 20 века 10 ч

    Урок

    86

    1

    М. Горький. «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

    Урок

    87

    2

    М. Горький. «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

    Урок

    88

    3

    К.Р. Промежуточная аттестация

    Урок

    89

    4

    А.С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

    Урок

    90

    5

    А.С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

    Урок

    91

    6

    К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). «Далекие годы» как первая из шести частей. «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином.

    Урок

    92

    7

    Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра героя в свой флот. Глава «Как выглядит рай» в автобиографической повести.  Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

    Урок

    93

    8

    Ф.А. Искандер. «Детство Чика» (главы «Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера.

    Урок

    94

    9

    Важность главы «Чик и Пушкин» как описания пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

    Урок

    95

    10

    К.Р. Контрольная работа по разделу.

    Урок

    Тест

    Великая Отечественная война в лирике и прозе 8 ч

    Урок

    96

    1

    Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны, в том числе и о подвигах подростков:

    Урок

    Образовательное путешествие

    97

    2

    Б. Лавренев. «Разведчик Вихров»;

    Урок

    Образовательное путешествие

    98

    3

    В. Катаев. «Сын полка»;

    Урок

    Образовательное путешествие

    99

    4

    В. Катаев. «Сын полка»;

    Урок

    Образовательное путешествие

    100

    5

    В. Катаев. «Сын полка»;

    Урок

    Образовательное путешествие

    102

    6

    К.М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»;

    Урок

    Образовательное путешествие

    102

    7

    Е.К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной…»; песни военных лет: «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).

    Урок

    Образовательное путешествие

    103

    8

    Творческая работа. Урок-концерт широкой тематики: от поэтических картин величия Родины до торжественных и героических описаний ее защиты.

    Урок

    Презентация

    Итоги 2 ч

    Урок

    104

    1

    Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе нашего века. Произведения М.М. Пришвина и В.В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где здесь природа?», созданная по письмам ребят Дании.

    Урок

    105

    2

    Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

    Урок

    Контрольная работа

    Творческая работа

    Проверочная работа

    5

    5

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

    I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...

    Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

            Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

    Рабочие программы по химии на 2017-2018 учебный год

    Рабочие программы учителя по учебному курсу "Химия" 8-11 классы. УМК Габриелян О.С.. 2 часа в неделю. 2017-2018 учебный год...

    Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год

    Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....

    Рабочая программа по математике на 2017-2018 учебный год ( 8 класс, на дому, VIIII вид)

    Рабочая программа и КТП по математике 8 класс ( VIII вид)...

    АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида

    Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...