Статья "Гоголь. Маленькие комедии (к проблеме жанра)"
статья по литературе (9, 10 класс) на тему

Статья на тему: "Гоголь. Маленькие комедии (к проблеме жанра)". В данной статье рассказывается о незавершенной комедии  Н.В. Гоголя "Владимир 3-й степени", распавшейся впоследствии  на отдельные небольшие пьесы. Пьесы носят оригинальный характер, их изучение поможет лучше понять более поздние произведения Н.В. гоголя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Статья

           «Гоголь. Маленькие комедии

                  (к проблеме жанра)»

Автор:

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода

Бредихина Светлана Леонидовна

        1832 – 1833 годы явились переломными в творчестве Н.В. Гоголя. С этого времени его мысль была постоянно обращена к театру. Ещё с детства он был влюблён в него, а учась в Неженской гимназии, сам был организатором и активным участником ученических спектаклей. Ему предсказывали лавры выдающегося комического актёра, но он стал писателем.

        Едва вышли из печати «Вечера на хуторе близ Диканьки», как Н.В. Гоголь приступил уже к написанию комедии. На первые планы писателя в этой области проливает свет свидетельство С.Т. Аксакова. В ответ на замечание Аксакова, что современная русская жизнь не даёт материала для комедии, Гоголь сказал, что «это неправда, что комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но что если художник перенесёт его в искусство, на сцену, то мы сами над собой будем валяться со смеху…»[1]. Это происходило летом 1832 года. А в начале 1833-го года Гоголь уже приступил к работе над пьесой из современной жизни, комедией «с правдой и злостью» – над «Владимиром 3-й степени», не закончив её, он начал писать «Женихов» («Женитьбу»), затем приступил к «Ревизору». Во второй половине 30-х годов, за границей, в разгар работы над «Мёртвыми душами», он вновь возвращается к своим незавершённым драматургическим замыслам: к «Женитьбе» и сценам, оставшимся от «Владимира 3-й степени».

            Многих исследователей творчества Н.В. Гоголя интересовал вопрос, почему «Владимир 3-й степени» не был закончен. На этот счёт в исследовательской литературе чётко прослеживаются три точки зрения.

        Так Н.А. Котляревский, М.Б. Храпченко, А.Н. Степанов, И.П. Золотусский считали, что окончить пьесу Гоголю помешали мысли о цензуре. Именно на это обстоятельство он сам и ссылался в пистъьме к Погодину: «…уже и сюжет было на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради: «Владимир 3-й степени»… Но вдруг остановился увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит… Итак, за комедию не могу приняться»[2].

        Другая точка зрения о причине неудачи с «Владимиром 3-й степени» принадлежит И.Л. Вишневской. Она предполагает, что Гоголь ещё не нашёл для этого раннего замысла особого «сдвига» действительности, «сумасшедшинки», без которой не писалась ни одна его пьеса. В «Ревизоре» – это появление жандарма и следующая за ним немая сцена, в «Женитьбе» – прыжок Подколесина из окна. Возможно, для «Владимира 3-й степени» ещё не было найдено подобного финала, возможно, комедия казалась её автору пресной, тускло отражающей жизнь.

        Однако, исследователь А.Н. Степанов, основываясь на свидетельствах современников Гоголя, убеждает нас в другом. Он отмечает, что уже тогда всё было найдено в комедии. «Героем её был человек, поставивший себе целью жизни получить крест святого Владимира 3-й степени. Орден дал бы ему право на получение дворянского звания. В конце концов этот чиновник сходит с ума. Сумасшедший канцелярист воображает, что он сам и есть Владимир 3-й степени[3]. Этот сюжет в ином социальном плане был воплощён писателем в повести «Записки сумасшедшего». Раскинувший руки сумасшедший, воображающий себя перед зеркалом огромным крестом, конечно же перекликается с Поприщиным, возомнившим себя королём испанским.

        Герой, вообразивший себя «Владимиром 3-й степени», – это тот самый гоголевский «сдвиг», впоследствии позволивший обозначить «Женитьбу» как «совершенно невероятное событие». Почему же тогда Гоголь не захотел писать эту пьесу дальше?

        С.И. Машинский в своей книге «Художественный мир Гоголя» говорил о том, что в самой художественной природе «Владимира 3-й степени» что-то не устраивало Гоголя. Эта самая ранняя комедия была связана с традициями прямолинейного обличительства просветительской комедиографии ХVІІІ века. По словам Машинского, не хватало здесь Гоголю целостной художественной идеи, в результате чего пьеса лишалась внутреннего единства и подвергалась угрозе воздействия центробежных сил[4].

        Не зная первоначального текста пьесы, мы сегодня с трудом можем представить себе, как четыре вполне самостоятельные сцены могли составить единый художественный организм. Из светской гостиной действие переносилось на квартиру чиновника, из кабинета – в переднюю. Рядом с главной канвой, представляющей злоключения Барсукова, развивалась и другая канва: Повалищева, сестра Ивана Петровича, пытается женить своего сына на княжне Шлепохвостовой (сюжет будущего «Отрывка»). Связать это в один драматургический узел было трудно, тем более, что каждая сцена начиналась утром делового человека. Действие не двигалось, сцены механически нанизывались на сцены. Гоголь же был всегда чуток к требованиям единства произведения.

        Тем не менее незавершённое произведение обрело жизнь, стало крупным явлением культуры, продолжает пользоваться успехом в наше время. Драматургом был написан ряд сцен из «Владимира 3-й степени». В собрании сочинений, вышедшем в 1842 году, Гоголь опубликовал их в виде отдельных драматических картин: «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», «Отрывок».

        Эти картины носят оригинальный характер, ни ранее, ни после Гоголя ничего подобного не было создано в области драматургии. Маленькие одно- и двухактные сцены изображали явления типичные для русской жизни, давали представления о типичных русских характерах, рассматривали ситуации, повторяющиеся в разные периоды жизни России. В его картинах персонажи по-настоящему живут. Их уродства и пороки – это не внешние черты, а сущность их природы, поэтому они так убедительны и так жизненны.

        Четыре пьесы составили некий цикл, связанный общей мыслью, сходством формы и композиции, их можно назвать «маленькими комедиями».

        Во-первых, все они малы по объёму («Утро делового человека» состоит из пяти миниатюрных эпизодов, «Тяжба» – из четырёх, занимая шесть страниц книжного текста, «Лакейская» – из восьми, а «Отрывок» всего лишь из двух).

        Во-вторых, верное изображение драматургом в каждой маленькой пьесе целого сонма типичных характеров русской жизни. Так оба персонажа в «Тяжбе» – Пролетов и Христофор Петрович Бурдюков – имеют свои приметы, свой стиль, но в то же время они мошенники и прохвосты, готовые совершить любую подлость для достижения своей цели. Это типичные представители чиновничьего мира той поры.

        В-третьих, Гоголь использует специальный художественный приём, благодаря которому пьеса, где действуют два-три персонажа (например, в «Утре делового человека» – это Иван Петрович Бурдюков, Александр Иванович Пролетов и Шрейдер; в Отрывке» – Марья Александровна, Миша, Собачкин) стали «густонаселёнными», оставаясь малыми по форме. Это приём включения в диалог или монолог, в котором речь идёт о чём-то существенном, рассказов о никому не известных людях или нелепых происшествиях. Этот же приём мы найдём в одной из сцен «Женитьбы», в «Ревизоре» и «Мёртвых душах», в произведениях Островского, Тургенева, Толстого, Чехова[5].

        В-четвёртых, в пьесах Гоголя нет деления на главных и второстепенных персонажей, все они участвуют в завязке и в последующем развитии действия, «каждый из них живёт на сцене и обнаруживает свой характер в отношении к конфликту»[6].

        В-пятых, во всех четырёх сценах нет и намёка на любовную интригу. В каждой из них – свой микромир, являющийся сколком большого бюрократического мира. Здесь есть и завязка, и кульминация, и комический исход, переходящий в грустную тональность. В них нет экспозиции, действие пьес начинается с завязки. Автор сразу же ставит зрителя перед какой-либо страстью или желанием персонажа. В «Утре делового человека» это честолюбивые мечтания чиновника «получить хоть орденок на шею»; в «Отрывке» – замысел Марьи Александровны относительно военной карьеры и выгодной женитьбы сына на княжне Шлепохвостовой, о которой он и слышать не хочет; в «Тяжбе» – зависть Пролетова к своему товарищу и смутное желание ему «нагадить». Все компоненты композиции в маленьких комедиях Гоголя стянуты в тугой узел, завязка, кульминация и развязка стоят рядом, сплавлены воедино: в завязке – уже конфликт, в конфликте – уже развязка.

        В-шестых, драматург использует особый приём, который непосредственно относится к композиции – приём «миражной интриги» (по выражению А.А. Григорьева). Он заключается в том, что герой, уже почти достигнувший желаемого, остаётся ни с чем из-за непредвиденно возникших обстоятельств или внезапного открытия, «дающего всему делу новый поворот». Иван Петрович Барсуков решил во что бы то ни стало получить орден святого Владимира 3-й степени, но различные препятствия расстраивают честолюбивые планы героя комедии, доведя его до сумасшествия.

        Это приём можно увидеть в «Невском проспекте» и «Мёртвых душах».

        Маленькие комедии – это большое достижение Гоголя, шаг вперёд в развитии реалистической драматургии. Содержание пьес было настолько злободневно, что поставить их на сцене было практически невозможно. При жизни Гоголя только одна маленькая комедия была поставлена на сцене. Щепкину во время гастролей в Петербурге удалось добиться разрешения на постановку «Тяжбы» в свой бенефис. Премьера состоялась 27 сентября 1844 года. Щепкин, по воспоминаниям современников, с изумительной верностью обрисовал ограниченного помещика, а Мартынов точно передал характер петербургского чиновника. В «Литературной газете» от 19 октября 1844 года говорилось, что «одна эта мимолётная сцена стоит десятка многоактных комедий»[7].

        И сейчас интерес к маленьким комедиям не случаен. Ведь эти пьесы помогают понять более поздние произведения Гоголя, близко соприкасаются с нашей духовной жизнью, с нравственными проблемами современности. В них раскрываются те пороки, которые мешали жить нашим предкам и мешают жить нам сейчас: взяточничество, лицемерие, подхалимство, лесть, зависть, жадность, паучье поедание другого, лакейское презрение к подчиненным и лакейское угодничество перед высшими.

        

        Используемая литература:

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. Том четвёртый. Драматические произведения. М., 1952.

2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1984.

3. Гоголь в русской критике. Сборник статей. М., 1953.

4. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

5. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960.

6. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедия. М., 1976.

7. Дмитриев Ю.А., Клинчин А.П. История русского драматического театра в 7-ми т. М., 1978.

8. Ермилов В.В. Гений Гоголя. М., 1959.

9. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя. М., 1987.

10. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. М., 1986.

11. Золотусский И.П. Гоголь. М., 1984.

12. Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. М., 1987.

13. Золотусский И.П. По следам Гоголя /очерк. М., 1987.

14. Кожинов В.В., Осетров Е.И. Гоголь: история и современность. М., 1985.

15. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

16. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

17. Степанов А.Н.  Н.В. Гоголь. Биография писателя. М., 1966.

18. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя, М., 1969.

19. Вишневская И.Л. О гоголевской традиции.// Театр., 1959, № 4.

20. Кожинов В. Поэма Гоголя.// литература в школе. 1995, № 2.

21. Манн Ю.В. Парадокс Гоголя-драматурга.// Вопросы литературы. 1981, № 12.

22. Пропп В.Я.  Природа комического у Гоголя.// Русская литература. 1988, № 1.


[1] Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960, с. 11 – 12 

[2] Гоголь Н.В. Собрание соч. в 8-ми т. М., 1984, т. 8, с. 59

[3] Степанов А.Н.  Н.В. Гоголь. Биография писателя. М., 1966, с. 48

[4] Машинский С.И.  Художественный мир Гоголя. М., 1979, с. 188

[5] На это указывает Вишневская И.Л. в своей книге «Гоголь и его комедия». М., 1976

[6] Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972, с. 121

[7] Дмитриев Ю.А. История русского драматического театра в 7-ми т. М., 1978, т.3, с. 349


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...

Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность  и важность вопросов, поставленных в комедии "Недоросль" должна привлечь внимание не толь...

Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

На данном уроке по теме "Проблемы воспитания  и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" происходитуглубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характери...

Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).

Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....

Интерпретация басни Ивана Крылова "Камень и червяк" в жанре комедии.

В рамках года литературы мною было организовано и проведено театральная постановка басни И. Крылова "Камень и червяк" в жанре комедии в 5-8 классах. Ученики исполняли басню в жанре комедии, трагедии и...