Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе
статья по литературе (6 класс) на тему

Внеклассная работа по русскому языку и литературе — важное звено учебно — воспитательной работы в школе.  Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей  русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Организация внеурочной деятельности  учащихся

по русскому языку и литературе.

                                                                               

                                                                             Турусова Людмила Геннадьевна

учитель русского языка и литературы, МБОУ «Изыхская СШ», п. Изыхские Копи Республика Хакасия.

        Внеклассная работа по русскому языку и литературе — важное звено учебно — воспитательной работы в школе.  Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей  русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся.  Итогом внеклассной работы в школе является проведение Предметной недели. Тематика её может быть самой разнообразной.

         Прежде всего нужно подумать для чего, с какой целью эта Неделя проводится. Обычно ставятся следующие цели:

  • развитие интереса к изучаемому предмету;
  • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

        Кроме этих целей, данный способ позволяет по — новому взглянуть на своих коллег, учителей других предметов, что может способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе.

Планирование недели.

        План Недели составляется на заседании Клуба любителей русской словесности и проводится учителями — словесниками совместно  с учащимися — членами Клуба. По результатам проведения Недели русского языка и литературы все участники награждаются дипломами и призами, а члены Клуба проводят рефлексию ( опрос)  с целью выяснить , какие мероприятия особенно понравились, показались наиболее интересными, познавательными. В течение Недели в школе работают фотокорреспонденты, которые по завершению всех мероприятий оформляют презентацию.

План недели русского языка и литературы.

        

Понедельник — День рисунка ( выставка рисунков и стенгазет).

Принимаются иллюстрации к любым художественным произведениям от учащихся 5 — 7 классов. 8 — 11 классы выпускают тематические газеты.

Вторник — Аукцион литературных знаний «Любви все возрасты покорны...» для учащихся 8 — 11 классов.

Среда — День творчества ( конкурс «Ода русскому языку» или « Ода учению» или « Ода учителю»). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают участие все желающие.

Четверг — Конкурс чтецов. Участвуют учащиеся 5 — 11 классов.

Пятница — Аукцион знаний по русскому языку (для учащихся 5 — 8 классов).

Суббота — Подведение итогов конкурсов, аукционов. Награждение победителей дипломами и призами.

        План утверждается за 10 — 12 дней до начала проведения Недели. В это время начинается подготовка ко всем мероприятиям, объявляются темы творческих работ, конкурсов и аукционов. Утверждаются ответственные за проведение того или другого дня, члены жюри конкурса чтецов и рисунков. В качестве жюри можно привлечь учителей естественно — математических дисциплин, библиотекаря, администрацию школы и старшеклассников.

        Вопросы к аукционам знаний готовят сами ребята, таким образом, в работу вовлечены практически все учащиеся школы среднего и старшего звена, что  обеспечивает реализацию всех поставленных целей.

Аукцион литературных знаний «Любви все возрасты покорны...»

( Принять участие  приглашаются учащиеся 8 — 11 классов и все желающие педагоги).

1 задание. Кому посвящены эти строки ?

 1. Я помню чудное мгновенье:

               Передо мной явилась ты,

               Как мимолетное виденье,

               Как гений чистой красоты. ( А. Пушкин, Анне Петровне Керн)

 2.  Я  вас любил; любовь ещё быть может, в душе моей угасла не совсем...

                                                           ( А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)

3.   Исполнились мои желания.

                Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

                Чистейшей прелести чистейший образец...

                                                         (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)

          4.   Я красивых таких не видел...

                                   ( С. Есенин, сестре Шуре)

5. Я встретил Вас — и все былое.

                        В отжившем сердце ожило...

                                                        ( Тютчев, Елене Александровне Денисьевой)

           6.   И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

                 Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

                                                                                 ( Фет, Марии Лазич)

2 задание. Назовите авторов следующих строк:

  1. О, как убийственно мы любим,

                     Как в буйной слепоте страстей

                     Мы то всего вернее губим,

                     Что сердцу нашему милей ! ( Тютчев)

             2. Я тебе ничего не скажу,

                 Я тебя не встревожу ничуть,

                 И о том, что я молча твержу,

                 Не решусь ни за что намекнуть. (Фет)

 

                   

             3.Среди миров, в мерцании светил

                Одной звезды я повторяю имя...

                Не потому, чтоб я её любил,

                А потому, что я томлюсь с другими. ( И. Анненский)

               

             4.О, как на склоне наших лет

                Нежней мы любим и суеверней...

                Сияй, сияй, прощальный свет

                Любви последней, зари вечерней.  ( Ф.Тютчев)

             5. Любить иных тяжелый крест,

                 А ты прекрасна без извилин,

                 И прелести твоей секрет

                 Разгадке жизни равносилен. ( Б. Пастернак)

             6.Чем меньше женщину мы любим,

                 Тем легче нравимся мы ей... ( А. Пушкин, « Евгений Онегин»)

             7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

                 И все , чем я страдал, и все, что сердцу мило было,

                 Желаний и надежд томительный обман... ( А. Пушкин, « Погасло дневное светило»)

                       

              8.Мне дорого любви моей мученье -

                 Пускай умру, но пусть умру любя. ( А. Пушкин , « К Наталье»)

3 задание. Назовите авторов следующих афоризмов:

  1. Любви все возрасты покорны. ( А.С. Пушкин)
  2. Счастливые часов не наблюдают. ( А.С. Грибоедов)
  3. Любовь — претрудная школа жизни. ( И.А. Гончаров)
  4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. ( И.С. Тургенев)
  5. Хочешь быть счастливым — будь им.( Козьма Прутков)
  6. Любовь к себе — вот роман, который длится всю жизнь. ( О. Уальд)
  7. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении. ( Антуан де Сент — Экзюпери)

4 задание. Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П. Керн, Н.Н. Гончаровой, Е. Денисьевой,   Л.Д. Менделеевой и др.

5 задание. Назовите авторов музыки.

Звучат романсы:

Б. Шереметьева « Я вас любил», Н. Римского — Корсакова « На холмах Грузии», М. Глинки « Я помню чудное мгновенье», А. Шусера « Не спрашивай , зачем».

Аукцион знаний по русскому языку.

        Участвуют все желающие 5 — 7 классов. За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

  1. Задание. « Волшебный круг».

Сколько имен существительных  можно прочитать в этом круге

( Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке).

ЯРМОСТОЛЬКОТИКУСОКОЛОСЬЯ

  1. Задание. Вопросы о происхождении слов.

Из какого языка в русский язык пришли  следующие слова:

 

Бульон ( французский)

Футбол ( английский)

Галстук( немецкий)

Бухгалтер( немецкий)

Баскетбол ( английский)

Жалюзи ( французский)

Школа ( греческий)

Балет ( французский)

Гимназия( греческий)

Спорт ( английский)

  1. Задание. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова:

Вершок ( мера длины, равная 4,5 см).

Кушак ( пояс из мягкой ткани).

Сафьяновый ( сделанный из кожи высокого качества).

Яхонт ( драгоценный камень).

Невод ( сеть).

Розги ( прутики, тонкие ветки для наказания).

Бричка ( повозка, телега, вид транспорта).

Кляча ( плохая, изнуренная лошадь).

Пищаль ( оружие).

Ржа ( ржавчина).

  1. задание. Что обозначают в русском языке  заимствованнные слова:

Дискуссия ( спор).

Диалог ( разговор двух лиц).

Дебаты ( осуждение).

Инновация ( нововведение).

Консилиум ( совещание врачей).

Менталитет (склад ума).

  1. задание. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

( Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал, ел и т.д.)

  1. задание. Произнеси словами числительные:

                  К 518 + 242

                 От 263 — 75

                 К 359 + 923

                 От 841 — 136

                 С 678 рублями

                 С 849 рублями

  1. задание. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.

Б) На улице сыро.

В) Думаю о тебе всегда.

Г) Жить — Родине служить.

Д) Свобода — это осознанная необходимость.

Е) Рассвело.

        По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом ( на торжественной линейке).

        Таким образом, мы видим, что план недели даёт возможность каждому ученику проявить себя. Происходит активация  мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.

        Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

внеклассная работа по русскому языку и литературе

Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.

Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....

Внеклассная работа по русскому языку и литературе

В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...

Предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку

Организация внеклассной работы по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний уч...