Урок по творчеству Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».
Мечтанье -есть душа поэтов.
К.Батюшков
Цель урока: дать более полное представление о повести .
Задачи урока:
- познакомить ребят с творчеством писателя 40-х годов ;
- рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;
- прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского ;
- особое внимание уделить образу главного героя ;
- познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;
- проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века .
Оборудование к уроку:
портрет писателя ;
книги разных изданий ;
интерактивная презентации ( программа Microsoft Office Power Point) .
Реквизиты : диск с записью музыкальной пьесы Р. Шумана « Грезы»;
костюмы Настеньки и Мечтателя.
Ход урока:
Слово учителя.
Сегодня мы вновь обращаемся к повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» и ее героям.
Подобно тому , как увертюра является вступлением к опере или балету , вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы».
После прослушивания ребята отвечают на вопросы :
- Какое настроение владеет вами сейчас?
- Как вы думаете , какие чувства , в этой пьесе хотел выразить композитор?
- Что вы слышите ? Здесь звучит тема одного или нескольких героев?
( В этой музыкальной пьесе слышится светлая грусть , милые сердцу воспоминания, устремленность в будущее , надежда и … лиризм, пронизывающий все произведение.)
Думаю, все согласятся с тем , что эти два произведения обладают несомненной близостью характеров.
А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.
Смысл названия повести «Белые ночи»?
(В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе , по словам Н.В.Гоголя : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…» )
А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.
Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.
Повествование ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь.
Сюжет прост: во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви . Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя.
На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой
является ее избранник. А Мечтатель остается один.
Да , конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.
Читаем отрывок со слов … «Знаю вас, и приглашаю вас завтра… У меня тоже никого нет…, у кого можно было совета спросить… , я вас так знаю, как будто уже мы двадцать лет были друзьями».
- Почему у героев складываются почти что сразу дружеские , доверительные отношения?
( Они оба молоды , чисты душой , добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье
Они сдружились из-за схожести характеров).
Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет…И на вопрос: « Кто же вы такой ?» Герой отвечает:
« …я тип - это оригинал, такой смешной человек!»
Характер этот , этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет , что это « единственный и самый фантастический город в мире».
Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М.Достоевского .В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает его как среду , глубоко воздействующую на человека.
Во всех произведениях Достоевский создает образ Петербурга , холодного, бездушного , равнодушного к судьбе человека.
Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему
« Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского»
Этой темы мы будем касаться при изучении романов Ф.М.Достоевского, а пока хочется обратить ваше внимание на то , что образ мечтателя все- таки освещен в повести мягким светом белых ночей.
Пейзаж - описание места , где происходят те или иные события .Это важный художественный прием.
В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда связан с внутренним миром героев.
В повести есть пейзаж, но нет портрета Мечтателя – еще одного художественного приема.
-Как вы думаете , почему ?
( Вероятно , это происходит потому, что сам герой рекомендует себя как тип…)
- Каковы функции пейзажа в этой повести?
(Пейзаж создает настроение каждой главы . Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать , как закончится эта глава : весело или печально).
Сам герой в своем рассказе признается , что мечтам иногда приходит конец.
«В комнате потемнело; на душе … пусто и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа , без шума и треска, пронеслось , как сновидение , а он и сам не помнит, что ему грезилось…»
- Так почему и о чем мечтает наш герой ?
(Ответ в тексте повести: «Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите , какие разнообразные приключения…Вы спросите , может быть, о чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем…»
(Мечты героя –это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).
Мечтатель закончил…,а Настенька с робким участием спросила:
- Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?
- Всю жизнь , Настенька, - отвечал я,- всю жизнь и, кажется, так и окончу!
- Нет, этого нельзя… это вовсе нехорошо так жить!
-Знаю, Настенька, знаю! - …и теперь знаю больше , чем когда- нибудь , что я даром потерял все свои лучшие годы!
Именно теперь, потому что Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.
Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. До появления романа « Бедные люди» , повести « Неточка Незванова », « Белые ночи» Достоевский публикует ряд фельетонов под общим названием « Петербургская летопись» , в которых попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.
Но наш герой тянется к жизни , откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей . Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний , чувств. Он готов теперь уже отказаться от несбыточных фантастических грез и радоваться своему маленькому счастью.
Мечтатель признается Настеньке в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.
( Сцена на скамейке со слов: « Я не хочу молчать!»)
В конце Настенька сама говорит , что любит Мечтателя , она признает его доброту и благородство.
Для нашего героя Настенька стала воплощением мечты . Но она ушла из жизни так же внезапно , как и появилась . Он не смог удержать ее.
- В опережающем домашнем задании вы должны были написать эссе и решить , кто виноват в несчастье Мечтателя?
- Закономерен ли финал повести ?
Вот , что я прочитала: « Настеньку нельзя обвинять в том , что она снова оставила Мечтателя наедине со своими чувствами и мыслями».( Соня )
- Вы согласны с этой точкой зрения?
( Настенька- верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье. Мы не знаем , как сложится ее судьба. Но видим , что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)
Мечтатель снова остается один , но все же благословляет Настеньку.
Читаем конец повести: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!
Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Теперь вернемся к музыкальной пьесе , с которой начался наш сегодняшний разговор.
В ней вы все услышали тему одного героя - Мечтателя . Состояние души всегда можно выразить в музыке , а ведь музыка и литература , как и все виды искусства , являются отражением жизни.
Мне кажется, вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи».Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка»:
« В «Белых ночах» музыка создает всю атмосферу действия .Разумеется, Достоевский не пытался воспроизвести музыкальную структуру и форму , но он следовал принципу проведения и развития мелодии.
« Белые ночи» - это поэма с наплывающими и возвращающимися темами .
Музыка возникает в памяти героев, ибо и Мечтатель , и Настенька живут воспоминаниями и ожиданием. Достоевский сам указывает на связь этих мыслей – образов с музыкой. Мечтатель , описывая свое утро, говорит:
« Когда я проснулся, мне казалось , что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый , где-то прежде слышимый , забытый и сладостный, теперь все вспоминается мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей».
Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.
Музыкальность«Белых ночей » выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…
Это и ночь предчувствия радости , которое его не обманывает. В его жизнь входит Настенька.
В структуре повести отчетливо даны вступление ( все , что предшествует появлению Настеньки, чей образ является « главной партией»), четыре части или эпизода и постлюдия « Утро» , в которой Настеньки уже нет.
« В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька .Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи.
Несомненно, к воплощению образов этой гениальной лирической повести не раз будут обращаться музыканты.»
- Согласны ли вы с мнением исследователя о том , что именно Настеньке принадлежит «главная партия» ?
(Думается , это не совсем так, хотя , конечно , именно благодаря ей нам ближе и понятней становится сам Мечтатель).
Сочувствуя герою , многие из вас в своих отзывах задавались вопросом: «Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?»
И отвечали : « Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен ,- а некоторые добавляли,- горд…»
- Только ли гордость удерживает Мечтателя от решительных действий?
( Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор , и наш герой не посмел ему противиться.)
Но он тоже, как вам кажется , имеет право на счастье.
«Он должен был проявить хоть каплю настойчивости , он имел на это право.., он это заслужил…»( Женя)
Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье.
- Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки ?
- Изменится ли он вообще?
( Скорее всего нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий , горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний).
Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему . Мы чувствуем жалость и сострадание , но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования.
А ведь эти чувства мы уже испытывали к героям ранее изученных произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя . Это , конечно, Самсон Вырин из
« Станционного смотрителя» и Акакий Акакиевич из повести « Шинель».
Эти авторы названы не случайно , поскольку Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века.
А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. ( Слушаем доклады заранее подготовленных учеников. )
Итак , Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба.
- Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?
( 1. У них отнюдь не высокое социальное положение.
2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.
3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку.
4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.
5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости.
6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.
С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.
Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.
Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем, но предположить можем.
7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела.
8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)
Реализм - верность жизни , стремление увидеть и изобразить ее такой , какая она есть.
А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на защиту «маленького человека» , их произведения проникнуты беспредельной
любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели, чувствуем сострадание к ним , вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича : « Я брат твой!»
А почему для этих писателей тема « маленького человека» была так важна ? Ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти .
Домашнее задание :
Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?
Соотнести содержание повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи» со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...
Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).
Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....
Урок "Очерк жизни и творчество Достоевского"
жизнь и творчество Достоевского...
Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского
Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...
Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского
Сценарий раскрывает отношение писателя к "униженным и оскорблённым" героям своих произведений : "Преступление и наказание", "Униженные...
Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс
УМК под ред. И.Н.Сухих предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близ...
Вводный урок по творчеству Ф.М. Достоевского
познакомить обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества...
- Мне нравится (1)