Урок по творчеству Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Найда Александра Владимировна

урок по  повести "Белые ночи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_dostoevskomu.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

                     

                                                                 Мечтанье -есть душа поэтов.

                                                                                                           К.Батюшков      

Цель урока:  дать более полное представление о повести  .

Задачи урока:      

- познакомить ребят с творчеством писателя 40-х годов   ;

- рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;

- прикоснуться к теме Петербурга в творчестве   Ф.М.Достоевского ;

- особое внимание уделить образу главного героя ;

- познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;

- проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века .

Оборудование к уроку:    

 портрет писателя    ;

книги разных изданий   ;

  интерактивная презентации ( программа Microsoft Office Power Point)  .  

Реквизиты  : диск с записью  музыкальной  пьесы  Р. Шумана « Грезы»;

 костюмы Настеньки и Мечтателя.

Ход урока:

Слово учителя.

Сегодня    мы вновь обращаемся к повести   Ф.М.Достоевского «Белые ночи» и ее героям.

Подобно тому , как увертюра  является вступлением к опере или балету , вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы».

После прослушивания  ребята отвечают на вопросы :

- Какое настроение владеет вами сейчас?

- Как вы думаете , какие чувства ,  в этой пьесе  хотел выразить  композитор?

- Что вы слышите ? Здесь звучит  тема одного или нескольких героев?    

(  В этой музыкальной пьесе слышится светлая грусть , милые сердцу воспоминания, устремленность в будущее ,  надежда   и … лиризм, пронизывающий все произведение.)    

Думаю,  все согласятся с тем ,  что  эти два произведения  обладают несомненной близостью характеров.

 

А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.  

 

 Смысл названия  повести «Белые ночи»?  

(В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька .    В этом городе , по словам Н.В.Гоголя :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»  )

А подзаголовок  «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.  

 Композиция    ее состоит из 4 глав  - 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит  историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.  

 Повествование   ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами   рассказ- исповедь.   

Сюжет прост:  во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви . Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души  старается помочь, желает счастья, но скоро  понимает,  что сам   влюблен в нее. Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя.

На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой   

является ее избранник. А Мечтатель остается один.

Да , конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.

 

Читаем отрывок  со слов … «Знаю вас, и приглашаю вас завтра… У меня тоже никого нет…, у кого можно было совета спросить… , я вас так знаю, как будто уже мы двадцать лет были друзьями».  

- Почему у героев складываются почти что сразу дружеские , доверительные отношения?  

( Они оба молоды , чисты душой , добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье

Они сдружились из-за схожести характеров).

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет…И на вопрос: « Кто же вы такой ?»  Герой отвечает:

« …я тип - это оригинал, такой смешной человек!»                

 Характер этот , этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет , что это « единственный и самый фантастический город в мире».

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М.Достоевского .В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает  его  как среду ,  глубоко воздействующую на человека.

Во всех произведениях Достоевский создает  образ Петербурга , холодного, бездушного , равнодушного к судьбе человека.  

Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему

 « Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского»

Этой  темы мы будем касаться при изучении романов Ф.М.Достоевского, а пока хочется обратить ваше внимание на то , что образ мечтателя  все- таки освещен в повести мягким светом белых ночей.

Пейзаж - описание места , где происходят те или иные события .Это важный художественный прием.

В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда   связан с  внутренним миром героев.

В повести есть пейзаж, но нет портрета Мечтателя – еще одного художественного приема.

-Как вы думаете , почему ?

( Вероятно , это происходит потому, что сам герой рекомендует себя как тип…)

- Каковы функции пейзажа в этой повести?

(Пейзаж создает настроение каждой главы . Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать , как закончится эта глава : весело или печально).

Сам герой в своем рассказе  признается , что мечтам иногда приходит конец.

«В комнате потемнело; на душе …  пусто  и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа , без шума и треска, пронеслось , как сновидение , а он и сам не помнит, что ему грезилось…»

- Так почему и о чем мечтает наш герой ?

(Ответ в тексте повести: «Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите , какие разнообразные приключения…Вы спросите , может быть, о  чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем…»

(Мечты героя –это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).

Мечтатель закончил…,а Настенька с робким участием спросила:

- Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?

- Всю жизнь , Настенька, - отвечал я,- всю жизнь и, кажется, так и окончу!

- Нет, этого нельзя… это вовсе нехорошо так жить!

-Знаю, Настенька, знаю! - …и теперь знаю больше , чем когда- нибудь , что я даром потерял все свои лучшие годы!

Именно теперь, потому что  Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.

Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. До появления романа « Бедные люди» , повести « Неточка  Незванова », « Белые ночи» Достоевский публикует ряд фельетонов под общим названием « Петербургская летопись» , в которых попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель  считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Но наш герой тянется к жизни , откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей . Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний , чувств. Он готов теперь уже  отказаться от несбыточных фантастических грез и радоваться своему маленькому счастью.

Мечтатель признается Настеньке  в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.

( Сцена на скамейке со слов: « Я не хочу молчать!»)

В конце Настенька  сама говорит , что любит Мечтателя , она признает его доброту и благородство.

Для нашего героя Настенька стала воплощением мечты . Но она ушла из жизни так же внезапно , как и появилась . Он не смог удержать ее.

- В  опережающем домашнем задании вы должны были  написать эссе  и решить , кто виноват в несчастье Мечтателя?

- Закономерен ли финал повести ?

Вот , что я прочитала: « Настеньку  нельзя обвинять в том  , что она снова оставила Мечтателя  наедине со своими  чувствами и мыслями».( Соня )

- Вы согласны с этой точкой зрения?

( Настенька- верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье.  Мы не знаем , как сложится ее судьба. Но видим , что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)

Мечтатель снова остается один , но все же благословляет Настеньку.

 Читаем  конец повести: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!

Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало  хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Теперь вернемся к музыкальной пьесе , с которой начался  наш сегодняшний разговор.

В ней вы все услышали тему одного героя  -  Мечтателя . Состояние души всегда можно выразить в музыке , а ведь музыка и литература , как и все виды искусства , являются отражением жизни.

 Мне кажется,  вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи».Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка»:

      « В «Белых ночах» музыка создает всю атмосферу действия .Разумеется, Достоевский не пытался воспроизвести музыкальную структуру и форму , но он следовал принципу проведения и развития мелодии.

« Белые ночи» - это поэма с наплывающими и возвращающимися темами .

Музыка возникает в памяти героев, ибо и Мечтатель , и Настенька живут воспоминаниями  и ожиданием. Достоевский сам указывает на связь этих мыслей – образов с музыкой. Мечтатель , описывая свое утро, говорит:

 « Когда я проснулся, мне казалось , что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый ,  где-то прежде слышимый , забытый и сладостный, теперь все вспоминается мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей».

   Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.

Музыкальность«Белых ночей »  выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…

Это и ночь предчувствия радости , которое его не обманывает. В его жизнь входит Настенька.

В структуре повести отчетливо даны вступление ( все , что предшествует появлению Настеньки, чей образ является « главной партией»), четыре части или эпизода и постлюдия « Утро» , в которой Настеньки уже нет.

      « В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька .Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи.

Несомненно, к воплощению образов этой гениальной лирической повести не раз будут обращаться музыканты.»

- Согласны ли вы с мнением исследователя о том , что именно Настеньке принадлежит «главная партия» ?

(Думается , это не совсем так, хотя , конечно , именно благодаря ей нам ближе и понятней становится сам Мечтатель).

Сочувствуя герою , многие из вас в своих отзывах задавались вопросом: «Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?»

И отвечали : « Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен ,- а некоторые добавляли,- горд…»

- Только ли гордость удерживает Мечтателя от решительных действий?

( Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор , и наш герой не посмел ему противиться.)

Но он тоже, как вам кажется ,  имеет право на счастье.

«Он должен был проявить хоть каплю настойчивости , он имел на это право.., он это заслужил…»( Женя)

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве  с судьбой за свое крошечное счастье.

- Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки ?

- Изменится ли он вообще?

( Скорее всего нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий ,  горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний).

Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему . Мы чувствуем жалость и сострадание , но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования.

А ведь эти чувства мы уже испытывали к героям ранее изученных произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя . Это , конечно, Самсон Вырин  из

 « Станционного смотрителя» и Акакий Акакиевич  из  повести « Шинель».

Эти авторы названы не случайно , поскольку Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека»  в русской литературе первой половины XIX века.

А одним из  первых к этой теме   обратился А.С. Пушкин. ( Слушаем доклады заранее подготовленных учеников. )

Итак , Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои  интересы, своя судьба.

- Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

( 1. У них отнюдь не высокое социальное положение.

2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.

3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку.

4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.

5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости.

6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.

С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.

    Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.

   Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем,  но предположить можем.

  7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела.  

8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Реализм - верность жизни , стремление увидеть и изобразить ее такой , какая она есть.

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский -  все эти писатели  встают на защиту «маленького человека» , их произведения проникнуты беспредельной

любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели,  чувствуем сострадание к ним , вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича : « Я брат твой!»

А почему для этих писателей  тема « маленького человека»  была так важна ? Ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти .

Домашнее задание :

Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в  образе Мечтателя  на сегодняшнем уроке?

 Соотнести содержание повести  Ф.М.Достоевского « Белые ночи»  со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Урок "Очерк жизни и творчество Достоевского"

жизнь и творчество Достоевского...

Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского

Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...

Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского

Сценарий  раскрывает  отношение  писателя  к "униженным  и  оскорблённым"  героям  своих  произведений : "Преступление  и  наказание", "Униженные...

Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс

УМК под ред. И.Н.Сухих  предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близ...

Вводный урок по творчеству Ф.М. Достоевского

познакомить обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества...