Рабочая программа по литературе для 8 класса.2017 год.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования на основе учебной программы «Литература. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы М.: «Просвещение», 2014 год.

 

Учебник: Литература. 8 класс: учебник, в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_litra_8_klass.docx90.45 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  общеобразовательное учреждение   г. Калачинска Омской области «Лицей»

Рассмотрено                                                                    Согласовано                                                        Утверждаю

на заседании кафедры                                                 на  методсовете                                                Директор БОУ «Лицей»

Протокол №1                                                             Протокол №1                                                            Л.Ю.Кирилихина

от 28.08.2017                                                                от   29.08.2017                                                 31.08.2017                .

Рабочая программа по литературе

 

 

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования на основе учебной программы «Литература. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы М.: «Просвещение», 2014 год.

Учебник: Литература. 8 класс: учебник, в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.

Класс:   8

Учитель: Михайлова Светлана Петровна, учитель первой квалификационной категории

        

                                                                                     

                                                                                         г.Калачинск  2017г.  

Рабочая программа по литературе для 8класса  разработана на основе Федеральным   государственным   стандартом основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.  

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: планируемые результаты обучения. содержание тем учебного предмета, тематическое планирование, Рабочая  программа учебного предмета « Литература » для  8 класса БОУ «Лицей» разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.  (с учётом изменений  ФГОС  от  31.12.2015)

2.Основная образовательная программа основного общего образования  БОУ г. Калачинска «Лицей ».

3. Программа общеобразовательных учреждений  «Литература   5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2014 год.

 В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием уроков, учебным планом по  БОУ»Лицей»на 2017-2018 учебный год количество уроков по данному предмету составляет  70часов ( 35 недель по 2 часа   в неделю). Учебник: «Литература.8 класс».  В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: «Просвещение»,  2014 год.

Практическая часть программы: 

           Внеклассное чтение- 8

           Контрольные работы- 6.СОЧИНЕНИЙ -4

            Р. Р. – 8

           Заучивание наизусть-10

           Проекты – 17

                                               

    Личностные, метапредметные и предметные результаты   освоения  учебного предмета

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.".

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

•  совершенствование  духовно-нравственных  качеств личности,  воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

•  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет  ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

•  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

•  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

•  умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной  школы состоят в следующем:

1)  в познавательной сфере:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского  фольклора и  фольклора других  народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,   непреходящих  нравственных  ценностей  и  их современного звучания;

•  умение  анализировать литературное  произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и  жанров;  понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять  героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции,  изобразительно  выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы  филологического анализа);

•  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2)  в ценностно-ориентационной сфере:

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

•  собственная   интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•  понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3)  в коммуникативной сфере:

•  восприятие  на  слух  литературных  произведений разных жанров,  осмысленное чтение  и адекватное восприятие;

•  умение  пересказывать прозаические  произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;  отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;  уметь вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с  тематикой,  проблематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимание русского слова в его эстетической функции,    роли   изобразительно  выразительных   языковых средств в создании художественных  образов литературных произведений.

                                        Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультиплика-ция, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Планируемые результаты изучения учебного  предмета

 Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

• видеть черты русского национального характера в героях русских  былин;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Ученик получит возможность научиться:

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Учебно-тематический план

(70 часов)

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

2

Древнерусская литература.

2

Русская литература 18 века

3

Русская литература XIX века.

36

Русская литература XX века.

21

Зарубежная литература.

4

Итоговый урок

1

Развитие речи

4

Всего

70

   Содержание тем учебного  предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная ... », «Вдоль по улице метелица метет ... », «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком ... ». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи (далее - Р.Р.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Контрольная работа (далее - К. Р.). Контрольная работа №1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36ч)

Иван Андреевич Крылов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы.

Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы к.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин (11 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«K***». («Я помню чудное мгновенье …»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений) .

К.Р. Контрольная работа №4 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Иван Сергеевич Тургенев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

К.Р. Контрольная работа №5 по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Контрольная работа №6 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Николай Семенович Лесков (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий, Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведении.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей ... »; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами ... ». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (21 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее nроизведения (развитие представлений).

Александр Иванович Куприн (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

К.Р. Контрольная работа №7 по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Александр Александрович Блок (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа №8 по творчеству С.А. Есенина. Контрольная работа №9 по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал nисателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

Писатели улыбаются (2 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

.

Тэффи.

Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

Михаил Михайлович Зощенко.

Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Михаил Андреевич Осоргин.

Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (обзор) (1 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не nоют ... »; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа №10 по произведениям о Великой Отечественной войне.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок ... »; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия ... ».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России ... » (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо ... ». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не nохожи ... », «Увы, мой стих не блещет новизной ... ». 

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве». (обзор с чтением отдельных сцен). ХVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.- Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго».  Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

                                               Календарно -  тематическое планирование 8 класс литература. ФГОС 

№ урока

Дата

 Тема урока

1

  Русская литература и история.

2

В мире исторической песни. Лирические и исторические песни .

3

Предания как исторический жанр русской исторической прозы. проект №1 конкурс «частушки и народные песни»

 Из древнерусской литературы ( 3 ч )

4

«Житие князя Александра Невского».фрагменты

5

«Шемякин суд»как сатирическое произведение 17 века.

 Из литературы 18 века (3 часа)

Д. И. Фонвизин ( 4 ч)

6

Д. И. Фонвизин. "Социальная и нравственная проблематика комедии.

7

Фонвизин. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.               проект №2   постановка фрагментов комедии «Недоросль»

8

С

РР Фонвизин. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов .СОЧИНЕНИЕ 1

9

НАИЗУСТЬ

И А .Крылов .»Обоз» басня о войне 1812 года, проект №3      электронный сборник «Баснописцы народов мира»

10

НАИЗУСТЬ

К.Ф.Рылеев.»Смерть Ермака»как романтическое произведение

 Из литературы 19 века (32часа)

  А.С. Пушкин  (9 час)

11

В ч

 А.С.Пушкин «История Пугачева»отрывки. ПРОЕКТ №4   маршрут экскурсии «Пушкин в Оренбурге»

12

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» реалистический исторический роман.

13

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка»образ главного героя.

14

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» система образов романа

15

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка»нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

16

. А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка»образ предводителя народного восстания и его окружение

17

. А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».особенности содержания и структуры.

ПРОЕКТ №5     ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «ГЕРОИ РОМАНА К .Д  «

18

Рр.  А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».урок развития речи.подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1

19

НАИЗУСТЬ

. Пушкин .»19 ОКТЯБРЯ» «ТУЧА»

20

В ч

НАИЗУСТЬ

Пушкин «К» «Я вас любил» и другие стихотворения ,посвященные темам любви творчества

21

Контрольная работа по творчеству Пушкина 2

 М. Ю. Лермонтов ( 3 + 1 р.р.)

22

М. Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество (обзор)..«Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма.

23

Лермонтов. «Мцыри» Образ романтического героя

24

  Лермонтов. «Мцыри» Особенности композиции  поэмы. ПРОЕКТЫ №6  .№7 ЭЛЕКТРОННЫЙ АЛЬБОМ»КАВКАЗСКИЕ ПЕЙЗАЖИ»

25

 Рр.Лермонтов. «Мцыри»подготовка к ответу на проблемный вопрос.   СОЧИНЕНИЕ 2

 Н. В. Гоголь ( 4 ч)

26

Н. В. Гоголь. Слово о писателе Комедия «Ревизор».. как социально- историческая комедия

27

Н .В. Гоголь. «Ревизор». как сатира на чиновничью Россию.

28

Н .В. Гоголь. «Ревизор».Образ Хлестакова.

29

Н .В. Гоголь. «Ревизор».сюжет и композиция  комедии.   ПРОЕКТ №8КОМЕДИЯ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ.  ПРОЕКТ№9

30

 Рр.Н .В. Гоголь. «Ревизор» подготовка к ответу на проблемный вопрос. СОЧИНЕНИЕ 3

31

Н.В. Гоголь «Шинель»своеобразие реализации маленького человека.

32

Н.В. Гоголь «Шинель»как «петербургский текст» ПРОЕКТ №10эл. альбом»Петербург в повести» шинель»

33

КР

Контрольная работа по творчеству Лермонтова и Гоголя 3

Тургенев 1 час .Салтыков-щедрин 2 часа

34

В ч

 Тургенев «Певцы» .сюжет и герои, образ повествователя  в рассказе

35

Салтыков-щедрин «История одного города»сюжет и герои. Отрывок

36

Салтыков-Щедрин «История одного города».средства создания комического .отрывок .

Лесков Н.С. (2 часа)

37

Лесков . «Старый гений», сюжет и герои .

38

Лесков  «Старый гений»проблематика и поэтика.

 Л. Н. Толстой ( 3 часа)

39

Л. Н. Толстой.  «После бала»проблемы и герои

40

Особенности композиции и поэтика   рассказа "После бала".

41

КР

Контрольная работа по творчеству Салтыкова, Лескова и Толстого 4

42

НАИЗУСТЬ

 РР.ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ 19 ВЕКА (1 ЧАС). ПРОЕКТ №11

А.П. Чехов  (2 час)

43

А.П.Чехов «О любви».ИСТОРИЯ ОБ ОПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ.

44

В.ч

А.П.Чехов . «Человек в футляре».ЦИКЛ РАССКАЗОВ О ФУТЛЯРНЫХ ЛЮДЯХ.

45

И.А. Бунин  Слово о писателе.Рассказ «Кавказ»-лики любви . ПРОЕКТ №12 МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ.

А.И. Куприн (1 час)

46

А.И. Куприн Слово о писателе.Рассказ «Куст сирени» история счастливой любви .ПРОЕКТ №13.ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЛИКИ ЛЮБВИ »

47

Рр. Урок-диспут. Поговорим о превратностях любви

48

Контрольная работа по рассказам Чехова. Бунина. Куприна  5

А.А. Блок (1 час)

49

НАИЗУСТЬ

А.А. Блок «На поле Куликовом», «Россия»-история и современность .

С.Есенин  (1 час)

50

 С.Есенин.«Пугачев»- как поэма на историческую тему.

51

Рр. Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях Пушкина и Есенина .СОЧИНЕНИЕ4

52

И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» -  воспоминание о пути к творчеству

53

Осоргин «Пенсне».РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ.

54

Журнал «Сатирикон». ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ОБРАБОТАННАЯ САТИРИКОНОМ

55

В ч

Тэффи. «Жизнь и воротник». И другие рассказы .сатира и юмор.

56

В ч.

М.Зощенко«История болезни». смешное и грустное в рассказах. ПРОЕКТ №14 ИНСЦЕНИРОВАНИЕ «СМЕШНОЕ И ГРУСТНОЕ РЯДОМ»

А.Т. Твардовский (2 час)

57

НАИЗУСТЬ

А.Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор).Поэма «Василий Теркин».  Человек и  война .

58

Образ главного героя  .Твардовский «Василий Теркин»

59

Твардовский «Василий Теркин»особенности композиции поэмы.

60

НАИЗУСТЬ

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.ПРОЕКТ №15 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

61

В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».Картины военного детства .образ главного героя

62

РР. В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РАССКАЗА

63

НАИЗУСТЬ

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе .СОЧИНЕНИЕ 4

64

НАИЗУСТЬ

Поэты Русского Зарубежья о Родине.

65

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РААБОТА В ФОРМЕ ОГЕ.6

Из зарубежной литературы

У. Шекспир (3 ч )

66

У. Шекспир .Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Семейная вражда и любовь

67

Сонет как форма лирической поэзии.ПРОЕКТ №16 ПОСТАНОВКА СОНЕТА

68

В ч

Ж.Б.Мольер  «Мещанин во дворянстве». САТИРА НА ДВОРЯНСТВЕ.

69

В ч

В.Скотт. «Айвенго»исторический роман ПРОЕКТ №17ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ»

70

Литература и история  в произведениях ,изученных в 8 классе

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет -ресурсы )

Формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

Потребность в самовыражении через слово;

Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

обучение целеполаганию;

самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

анализировать условия достижения цели;

устанавливать целевые приоритеты;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

принимать решения в проблемной ситуации;

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;

создавать тексты определённого жанра;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

давать определения понятиям;

обобщать понятия;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

пользоваться изучающим видом чтения;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

строить рассуждения;

осуществлять сравнение;

излагать содержание прочитанного текста выборочно;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осуществлять анализ;

учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

осуществлять классификацию

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

Предметные результаты

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

• выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

• пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства;

• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;



Описание  учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

Литература для учащихся

Интернет-ссылки

В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева

 Литература. 5-9 классы. Рабочие программы

Русская литература в оценках, суждениях, спорах. Хрестоматия литературно-критических текстов

http://festival.1september.ru

Н. А. Миронова

 Тематическое и поурочное планирование по литературе. 8 класс. К учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной "Литература. 8 класс"

Мировая литература. Энциклопедия

rus@1september.ru

О. А. Еремина

 Древнерусская литература в школе. Поурочное планирование. 5-9 классы

Н. Шульговский

 Занимательное стихосложение

http://www.riash.ru/

В. Я. Коровина

 Литература. 8 класс. Методические советы

Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев

 Характеристики персонажей из произведений русской литературы

http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/ruslo/index.php

О. А. Еремина

 Поурочное планирование по литературе. 8класс

Марина Мещерякова

 Литература в таблицах и схемах

http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov

         И. В. Золотарева, Н. В. Егорова

 Поурочные разработки по литературе. 8 класс

Татьяна Кучина

 Литература на "пятерку". Олимпиадные задания, вопросы, тесты. Ответы, комментарии, творческие работы учащихся

http://www.mapryal.org/shownews.phtml?id=112

Учим успешному чтению. Рекомендации учителю

Р. И. Альбеткова

 Учимся читать лирическое произведение. 7-11 классы

www.gramota.ru

Татьяна Черкашина

 Литература. 8 класс. Проектная деятельность

Н. А. Миронова

 Литература в таблицах. 5-11 классы

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

А. Кожевников

 Энциклопедия ляпов

Литература в схемах и таблицах

http://ruslit.ioso.ru

Л. А. Новиков

 Художественный текст и его анализ

Б. В. Томашевский

 Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору

http://slova.ndo.ru

Б. А. Макарова

 Литературные сценарии

М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова

 Справочник по русской литературе для школьников

http://www.ruscorpora.ru

Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев

 Характеристики персонажей из произведений русской литературы

О. Д. Ушакова

 Великие поэты. Справочник школьника

http://yamal.org/ook/

Л. Л. Бельская

 Викторины по русской литературе XX века

Все произведения школьной программы. Зарубежная литература. 7-11 классы

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Настольная книга учителя литературы

Белова С.В.

 Диалогическое изучение литературы в старших классов. Как помочь школьнику раскрыть свое «Я»

http://gramota.ru/book/ritorika/

Л. В. Тодоров, А. В. Федоров

 Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3

Г. И. Романова

 Практика анализа литературного произведения

http://www.ropryal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс 2017-2018

Рабочая программа по литературе 6 класс...

Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по литературе 5 класс 2017-2018 уч.г. (ФГОС)

Рабочая программа по литературе к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой....

Рабочая программа по литературе 7 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по литературе 7 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по литературе 9 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по  литературе 9 класс 2017-2018 учебный год...