Рабочая программа по литературе 7 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Рабочая программа по литературе 7 класс 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа 7 класс315 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основании следующих нормативных документов:

1.        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2.        Примерной программы по литературе основного общего образования.

3.        Авторской программы по литературе к предметной линии учебников авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.

4.        Учебного плана МБОУ Новоникольской СОШ  на 2017 – 2018 учебный год.

5.        Федерального перечня учебников на 2017-2018 учебный год

 В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70  часов в год.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Учащиеся должны знать:

  • особенности предания как фольклорного прозаического жанра;
  • своеобразие былин как героических песен эпического характера;
  • понятие эпос, эпические произведения;
  • роль сюжета и композиции былин в общем замысле;
  • сказочные элементы в былине, особенности новгородского цикла былин;
  • своеобразие мифологического эпоса;
  • определение пословиц и поговорок, особенности жанра.

Учащиеся должны уметь:

  • находить художественные приемы, используемые в преданиях;
  • воспринимать и анализировать поэтику преданий;
  • определять основную мысль, пересказывать текст преданий;
  • находить художественные приемы, используемые в былине;
  • воспринимать и анализировать поэтику былин;
  • определять основную мысль, пересказывать текст былин;
  • выразительно читать фрагменты былин и преданий;
  • характеризовать героя былины как воплощение национального характера;
  • давать развернутый ответ о героях, чертах характера;
  • пересказывать былины и предания.
  • охарактеризовать мифологический эпос;
  • различать пословицы и поговорки;
  • использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Учащиеся должны знать:

  • определение поучения как жанра древнерусской литературы, его особенности;
  • понятие повести как жанра древнерусской литературы, ее специфика;
  • определение летописи как жанра древнерусской литературы, ее своеобразие;
  • время появления ПВЛ, характерные черты ПВЛ как наиболее раннего из дошедших до нас летописных сводов;
  • древнерусский текст в современном переводе;
  • особенности характера героя древнерусской литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • определять жанр поучения, выявлять его специфику;
  • находить художественные приемы, используемые в повести;
  • охарактеризовать героев повести, используя текст;
  • определять основную мысль, пересказывать текст поучения, повести;
  • воспринимать и анализировать поэтику ПВЛ;
  • различать поучения, повести, летописи;
  • выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать героя древнерусской литературы;

выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Учащиеся должны знать:

  • факты жизни и творчества Ломоносова, его роль в развитии литературы;
  • определение оды, своеобразие произведений, теорию «3 штилей;
  • факты жизни и творчества Державина, его роль в развитии литературы;
  • определение поэтической речи, метафорических сравнений, аллегории;
  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XVIII века;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в.;
  • характеризовать героя русской литературы XVIII в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;
  • производить анализ стихотворений, определять художественные особенности;
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Ломоносова, Державина.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XIX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека;
  • определение баллады, ее жанровые особенности;
  • историческую основу стихотворений;
  • содержание понятий повесть,  образ, лаконизм, выразительность; фольклоризм литературы, стихотворения в прозе, поэма, трехсложные размеры стиха, гротеск, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, сатира, юмор,  деталь произведения, пейзаж.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.;
  • характеризовать героя русской литературы XIX в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии;
  • давать оценку действиям героев;
  •  защищать подготовленное сообщение;
  • воспринимать и анализировать поэтический текст, выражать свое отношение к прочитанному;
  • выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев;
  • выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, редактировать написанное;
  • владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
  • определять жанровое своеобразие.
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.К.Толстого, А.П.Чехова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, И.А. Бунина, В.А Жуковского.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок,

Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека;
  • содержание понятий тема, идея произведения, портрет героя, публицистика, интервью, литературные традиции, лирический герой, ритм, рифма, тоническое стихосложение, мемуары.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XX века;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX века;
  • характеризовать героя русской литературы XX века;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
  • подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.В Маяковского, Л.Н. Андреева, Б.Л. Пастернака, А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова, Ф.А. Абрамова, Е.И. Носова, Ю.П. Казакова, В. Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Д.С. Лихачева,   М. Зощенко, А. Вертинского, И. Гоффа, Б. Окуджавы.

Из литературы народов России( 1ч.)

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя литературы народов России;
  • темы, образы и приемы изображения человека;

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты литературы народов России;
  • характеризовать героя литературы народов России;
  • выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений литературы народов России с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;

подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве Р. Гамзатова

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

        

Учащиеся должны знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя зарубежной литературы;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы;
  • характеризовать героя зарубежной литературы;
  • выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;

сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык

Подведение итогов(2 ч.)

  Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Контроль-ная работа, ч.

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

6

3

Из древнерусской литературы

2

1

4

Русская литература XVIII века

2

5

Русская литература XIX века

29

4

6

Русская литература XX века

22

2

7

Из литературы народов России

1

8

Из зарубежной литературы

5

9

Подведение итогов

2

Итого

70

7

        

Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование по литературе

Тема урока

План.дата

Факт.дата

Виды контроля

Введение (1 ч.)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Выразительное чтение отрывков (эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному, работа в группах, составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 6 Ч.)

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа

Коллективный, индивидуальный, чтение преданий, беседа

3

Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

4

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора

Ответ на проблемный вопрос

5

Эпос народов мира. Былины «Вольга и Микула Селянинович»

Коллективный, групповой, беседа

6

Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин

Выразительное чтение былин. Опрос

7

Французский и карелофинский мифологический эпос.

Написать ответ на проблемный вопрос

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)

8

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Устные и письменные ответы на вопросы, выразительное чтение отрывков

9

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

КР (письменный ответ на вопрос:

1. Каковы худож.особенности русских былин?

2. Что воспевает народ в героическом эпосе?

3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

4. В чем значение ДРЛ для современного читателя?

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА ( 2Ч.)

10

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Практическая групповая работа (определение жанрово-композиционных особенностей текста при консультативной помощи учителя). самостоятельное определение функций образных средств с последующей самопроверкой.

11

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»

Групповая работа по тексту стихотворения (выразительные средства языка). Самостоятельная работа (выявление жанровых особенностей стихотворения)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 29 Ч.)

Александр Сергеевич Пушкин

(4ч.)

12

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII

Практическая работа

13

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Самостоятельная работа (устный и письменный ответ на проблемный вопрос)

14

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов».Образ летописца Пимена.

                

Инсценирование фрагмента.

15

.«Станционный смотритель» Изображение «маленького человека» 

Михаил Юрьевич Лермонтов

 ( 4 ч.)

16

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем

Самостоятельная практическая работа .

17

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника …» Защита Калашниковым человеческого достоинства

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос

18

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва»

 Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос: «Почему лирический герой поэзии М. Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой?

19

Контрольная  работа №2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1. Какой показана Россия в произведениях А.Пушкина?

2. Каково отношение к «маленькому человеку» в «Повестях Белкина»?

3. в чем своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»?

4.Какие человеческие качества воспевает М. Лермонтов в образе купца Калашникова?

5. Почему лирический герой поэзии М. Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой?)

Николай Васильевич Гоголь

 ( 5 ч.)

20

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

 Составление плана аргументированного рассуждения на проблемный вопрос

21

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Составление тезисного плана для пересказа

22

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

 Письменный ответ  на проблемный вопрос

23

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской оценки

24

Контрольная работа №3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

КР.

1. Какова авторская оценка образа Бульбы?

2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия?

3. Какова роль картин прирлды  в понимании характера героев повести?

Иван Сергеевич Тургенев ( 2 ч.)

25

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

Конкурс пересказа эпизода по теме урока

26

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача»

Составление тезисного плана

Николай Алексеевич Некрасов

(3 ч.)

27

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

Взаимопроверка

28

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские  женщины».

29

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих трехсложные размеры стиха, с последующей взаимопроверкой)

Алексей Константинович Толстой ( 1ч.)

30

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

Текущий контроль

Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина (2 ч.)

31

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина

Составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста»).

32

Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Выполнение заданий:

1. письменный ответ на проблемный вопрос «Каковы средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина?», тестирование.

Лев Николаевич Толстой ( 3 ч.)

33

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых»

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести

34

«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого

Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента повести

35

«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого

Текущий контроль

Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (3 ч.)

36

«Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова

Текущий контроль

37

Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

Составление литературного портрета писателя

38

Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

Групповая работа ( составление викторины на знание текста рассказа)

«Край ты мой родной, родимый край…»  (2 ч.)

39

В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Определение общего и индивидуального, неповторимого в образе Родины в творчестве русских поэтов

40

Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов

Групповое выполнение заданий. Письменный ответ на вопрос «Что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX века о Родине и родной природе?»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч.)

Иван Алексеевич Бунин ( 2 ч.)

41

Воспитание детей в семье рассказе И.А. Бунина «Цифры»

Устное иллюстрирование

42

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

Работа в парах (различные виды пересказа)

Максим Горький ( 2 ч.)

43

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

Составление устного или письменного ответа на проблемный на вопрос

44

Романтические рассказы М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш»

Составление устного или письменного ответа на проблемный  вопрос

Владимир Владимирович Маяковский ( 2 ч.)

45

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Составление письменного ответа на вопрос «В чем сходство и различия образов лирического героя и автора?»

46

Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Подбор цитат, иллюстрирующих  понятия лирический герой, ритм, рифма, тоническое стихосложение

Леонид Николаевич Андреев

 ( 2 ч.)

47

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака»

Обсуждение сообщений на проблемную тему

48

Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект

Коллективный диалог

Андрей Платонович

( 2 ч.)

49

Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». Проект

Письменный ответ на вопрос «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

50

Контрольная работа № 6 по произведениям писателей XX века

Выполнение контрольных заданий

Борис Леонидович Пастернак

 (2 ч.)

51

Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

52

Контрольная работа №7 по произведениям Б.Л. Пастернака

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения (по выбору учителя)

На дорогах войны (обзор) ( 1ч.)

53

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Выразительное чтение

Федор Александрович Абрамов

( 1 ч.)

54

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Составление письменного сообщения о писателе

Евгений Иванович Носов ( 2 ч.)

55

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» , «Акимыч»

Работа в парах (Составление устной или письменной характеристики героев рассказа)

56

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

Конкурс на лучшее инсценирование рассказа

Юрий Павлович Казаков ( 1 ч.)

57

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Письменный ответ на проблемный вопрос

«Тихая моя Родина…» (обзор)

 ( 1ч.)

58

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

Групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений)

Александр Трифонович Твардовский ( 1 ч.)

59

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни»

        

Групповая работа (Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта: поэтическая лексика, синтаксис, тропы, фигуры, фоника и т.п.)

Д.С. Лихачев ( 1 ч.)

60

Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

Подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражение авторской мысли

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко ( 1 ч.)

61

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Составление тезисного плана для пересказа эпизодов рассказа

Песни на слова русских поэтов XX века ( 1ч)

62

А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект

Выразительное чтение

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ ( 1 Ч)

63

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни

Выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 Ч.)

64

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

Работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции)

65

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

 Анализ текста: элементы композиции, особенности языка

66

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

Устный ответ на проблемный вопрос

67

Сила любви и преданности О. Генри «Дары волхвов»

Составление тезисного плана к различным видам пересказа

68

Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

Текущий контроль

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД

6970

Итоговый тест        

Тест

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 20017

 Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2017.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2014

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2010

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2010.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2015.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2014.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2016.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2015.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2016.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2012.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2017-2018 учебный год

Программа составлена к учебнику Т.Ф.Курдюмовой 6 класс 105 часов...

Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа 5-9 классы 2017-2018 г.

Рабочая программа 5-9 классы.Ритмика третий урок физкультуры....

Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год

Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....

Рабочая программа по математике на 2017-2018 учебный год ( 8 класс, на дому, VIIII вид)

Рабочая программа и КТП по математике 8 класс ( VIII вид)...

Рабочая программа ФГОС 7 класс,2017-2018 гг

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального госуд...