Литературная гостиная
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Литературная гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

“Мне нравится, что Вы больны не мной ”

Эпистолярный роман

Звучит музыка

Мизансцена №1

За столиками сидят чтецы и актеры. Цветаева и Пастернак по разным концам сцены , на их столах пачки писем , листы бумаги На экране  видеоряд с портретами Цветаевой ,Пастернака

Голос за кадром:    

.

Более 200 писем,

13 лет горячей дружбы –любви

Борис Пастернак-Марина Цветаева- большие поэты,

Трагические  изломанные судьбы  и стихи ,стихи .стихи

Цветаева

Читает стихотворение  

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Чтец № 1

Так пишет Марина Цветаева в 1913 году, не надеясь, что ее услышат, но Пастернак  ее не только услышал, но и почувствовал родную душу

     Поводом для 1 письма послужило прочитанное поэтом стихотворений Цветаевой из сборника “Версты”

 читает  2 чтец

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на  заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Чтец №1

Именно это стихотворение , в числе других, напечатанных в  маленьком сборнике ,взволновало поэта.14 июня 1922 года он пишет Цветаевой  1 письмо

Пастернак :

 Дорогая Марина Цветаева ! Сейчас с дрожью в голосе стал читать брату Ваше

 “Умру на заре» и был перебит волною подкатывавшего к горлу  рыдания … Дорогой, золотой , несравненный мой поэт!”

Цветаева

Не ответить на письмо, полное восхищения я не могла

Так начался этот роман в письмах

Мизансцена 2

 Звучит музыка

Он и она (сцена)

Он пишет письмо при свечах

На протяженье многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

И целая их череда

Составилась мало-помалу -

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Звучит романс  «Под маской плюшевого пледа»

 Она, глядя на озаренное окно

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может - пьют вино,

Может - так сидят.

Или просто - рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:

От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -

Ты, окно в ночи!

Может - сотни свеч,

Может - три свечи...

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За окно с огнем!

Мизансцена №3

Танец  Расставание

Чтец 1                                                                 Она –в Праге

Чтец2                                                                  Он-в Москве…

Но между двумя государствами как будто построен воздушный мост, по которому мчатся  невидимые поезда , а в них письма с  планами на будущее , обсуждение важных событий: смерть Есенина, затем смерть Маяковского…

Чтец №2

Цветаева, сравнивая Маяковского и Пастернака, писала:

Когда читаем Маяковского, мы помним все, кроме М., когда мы читаем П., мы все забываем, кроме П.

От П. думается, от М. делается

После М. ничего не остается сказать, после П. – все.

П. долго читать невыносимо от мозгового напряжения, М. долго читать невыносимо от чисто физической растраты.

П. мы не понимаем – мы в него попадаем, в него впадаем. Мы П. понимаем так. Как нас понимают животные. Мы так же не умеем говорить по-пастернаковски. Как П. не умеет говорить по-нашему, но оба языка есть, и оба внятны и осмысленны. Только они на разных ступенях развития.

Какие точные замечания. Как будто слышна музыка

Пианино  

Мизансцена 4

 А между тем Лето сменяется осенью ,и вот наступает любимое время для Пастернака –зима, Она еще сильна ,но в метелях и бурях уже ощущается весна ,и так хочется плакать над февралем навзрыд . Ведь именно в феврале родился  поэт

Сцена

  Он пишет при свече:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

 Звучит скрипка  

 Актриса  слушает игру:

     Какой-нибудь предок мой был -- скрипач,

     Наездник и вор при этом.

     Не потому ли мой нрав бродяч

     И волосы пахнут ветром!

     Не он ли, смуглый, крадет с арбы

     Рукой моей -- абрикосы,

     Виновник страстной моей судьбы,

     Курчавый и горбоносый.

     И было всe ему нипочем, --

     Как снег прошлогодний -- летом!

     Таким мой предок был скрипачом.

     Я стала -- таким поэтом

Мизансцена 5

 

Чтец 2

Как в поэзии ,так и в жизни, Марина Цветаева ставила своих героев  в такие ситуации , когда

любящие разъединены и не могут сойтись. Но так возможна их встреча

«Свидание»

Он открывает дверь, за которой стоит Она

 Засыпет снег дороги,

 Завалит скаты крыш.

 Пойду размять я ноги:

 За дверью ты стоишь.

 Одна, в пальто осеннем,

 Без шляпы, без калош,

 Ты борешься с волненьем

 И мокрый снег жуешь.

 Деревья и ограды

 Уходят вдаль, во мглу.

 Одна средь снегопада

 Стоишь ты на углу.

 Течет вода с косынки

 По рукаву в обшлаг,

 И каплями росинки

 Сверкают в волосах.

 И прядью белокурой

 Озарены: лицо,

 Косынка, и фигура,

 И это пальтецо.

 Снег на ресницах влажен,

 В твоих глазах тоска,

 И весь твой облик слажен

 Из одного куска.

 Как будто бы железом,

 Обмокнутым в сурьму,

 Тебя вели нарезом

 По сердцу моему.

 И в нем навек засело

 Смиренье этих черт,

 И оттого нет дела,

 Что свет жестокосерд.

 И оттого двоится

 Вся эта ночь в снегу,

 И провести границы

 Меж нас я не могу.

 Но кто мы и откуда,

 Когда от всех тех лет

 Остались пересуды,

 А нас на свете нет?

Романс на стихи Б.Пастернака

Мизансцена 6

Чтец 2

 Цветаева чувствовала Пастернака , он как будто рядом с ней

Цветаева

( Цветаева  пишет письмо и запечатывает конверт)

 О, Борис ,Борис , я вечно думаю о тебе , физически оборачиваюсь твою сторону за помощью! Закончила поэму ,читаю одним, читаю другим –полное, ни слова –молчание, по-моему  ,неприличное …

Пастернак отвечает:

“Марина, золотой  мой друг , изумленное ,сверхъестественно родное предназначение , утренняя дымящаяся душа, Марина! Я люблю Вас!

Цветаева   Актриса

Дружить со мной нельзя, любить меня -- не можно!

     Прекрасные глаза, глядите осторожно!

     Баркасу должно плыть, а мельнице -- вертеться.

     Тебе ль остановить кружащееся сердце?

     Порукою тетрадь -- не выйдешь господином!

     Пристало ли вздыхать над действом комедийным?

     Любовный крест тяжел -- и мы его не тронем.

     Вчерашний день прошел -- и мы его схороним.

Пастернак отвечает:

Актер

Любить иных - тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это - не большая хитрость.

Мизансцена 7

Танец

Чтец № 1

С марта 1926 года они стали говорить друг другу “ты ” . Пастернак еще больше хочет увидеться с Цветаевой

Чтец 2

Цветаева отказывается от встречи . Она любит его как друга – поэта ,как человека , духовно близкого ,но боится настоящей земной любви.

Исполняется романс  “Мне нравится , Вы больны не мной…”

Пастернак  пишет и читает:

“Ты моя безусловность , сильнейшая любовь  , на которую я способен , только часть моего чувства к тебе ”

Актер

Любимая  -жуть когда любит поэт,

Влюбляется Бог неприкаянный,

И хаос  опять выползет на свет,

Как во времена ископаемых.

Цветаева отвечает:

“Пастернак ,не шутите! Я сея знаю…Я сейчас возвращаюсь черной проселочной дорогой …шла ощупью :грязь , ямы , темные фонарные столбы. Пастернак ,я с такой силой думала о Вас –о себе без Вас . об этих фонарях и дорогах без Вас – ах , Пастернак , ведь наго миллиарды верст пройдут , пока мы встретимся”

Сценка она и он

Она читает стихотворение

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

 

Он

 

Не плачь, не морщь опухших губ,

Не собирай их в складки.

Разбередишь присохший струп

Весенней лихорадки.

Сними ладонь с моей груди,

Мы провода под током.

Друг к другу вновь, того гляди,

Нас бросит ненароком.

Пройдут года, ты вступишь в брак,

Забудешь неустройства.

Быть женщиной — великий шаг,

Сводить с ума — геройство.

А я пред чудом женских рук,

Спины, и плеч, и шеи

И так с привязанностью слуг

Весь век благоговею.

Но, как ни сковывает ночь

Меня кольцом тоскливым,

Сильней на свете тяга прочь

И манит страсть к разрывам.

Мизансцена 8

Сразу после этого танец

(зловещий мотив горда)

Пара  читает стихотворение

Рас-стояние: вёрсты, мили…

 Нас рас-ставили, рас-садили,

 Чтобы тихо себя вели

 По двум разным концам земли.

 Рас-стояние: вёрсты, дали…

 Нас расклеили, распаяли,

 В две руки развели, распяв,

 И не знали, что это — сплав

 Вдохновений и сухожилий…

 Не рассо́рили — рассори́ли,

 Расслоили…

Стена да ров.

 Расселили нас, как орлов-

 Заговорщиков: вёрсты, дали…

 Не расстроили — растеряли.

 По трущобам земных широт

 Рассовали нас, как сирот.

 Который уж, ну который — март?!

 Разбили нас — как колоду карт!

Мизансцена 9

Чтец 1

 Шли годы “Устали”

Пастернаковы письма!

Так писем не ждут,

Так ждут –письма

Тряпичный лоскут ,

Вокруг тесьма

Из клея .Внутри- словцо,

И счастье. И вот –все.

Танец со свечой  

На фоне чтение стихотворения

“Зимняя ночь”

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Свеча гаснет

Мизансцена 10

Чтец 2

Но все же они встретились в 1935 году в Париже. Пастернак был в составе советской делегации литераторов.

Чтец 1

На Международном конгрессе писателей в защиту литературы состоялся триумф Пастернака:

Зал встал и рукоплескал русскому поэту. Цветаева была на конгрессе добровольным зрителем.

Но «не суждено, чтоб сильный с сильным, …»

«А потом будет встреча… Я буду  терпелива, и свидания буду ждать, как смерти…»

Чтец 2

Но это было не то, что так ждали оба 13 лет: встреча обернулась невстречей

    Так встречи ждать, а вышла вдруг невстреча,

    Нежданная, негаданная, так...

    Среди писателей всемирного конгресса

    Мой брат заоблачный, с тобою, Пастернак.

    Ты здесь в чести: великий лирик века -

    В журналах фото и газет хвала...

    А я в сиянье твоего успеха

    Лишь родственницей бедною была.

    О прозе, о поэзии - все мимо -

    Подавленности тягостной печать.

    У всех невстреч закон неумолимый -

    Друг другу людям не дано понять!

Чтец 2

Никто ничего не отнял!

Мне сладостно, что мы врозь.

Целую Вас — через сотни

Разъединяющих верст.

Я знаю, наш дар — неравен,

Мой голос впервые — тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел Вам вслед…

Целую Вас — через сотни

Разъединяющих лет.

Чтец 1

Пастернак пережил Цветаеву почти   на 20…..лет…

О настоящей дружбе, сотрудничестве, любви, остались десятки писем, которые являют собой настежь распахнутую историю отношений, дел, дней писавших Пастернака и Цветаевой.

Чтец № 2

Их эпистолярный роман – автопортрет двух несчастных счастливых людей без прикрас и искажений:

 И я б хотел, чтоб после смерти,

Как мы замкнемся и уйдем,

Тесней, чем сердце и предсердье,

Зарифмовали нас вдвоем…»

Участники кафе гасят свечи и под романс «По улице моей который год…» покидают сцену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...