Система уроков по рассказу А.П.Чехова "Каштанка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Голубева Анастасия Владимировна

Опорный конспект 3 (4) уроков по рассказу А.П.Чехова "Каштанка" для 5 класса.

Включает в себя опрос по содержанию текста;

очень краткую биографию автора;

анализ композиции (все термины даны простым языком);

мини-словарик (таких слов как "дебют" и тд);

анализ образа Каштанки;

темы и план сочинений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_po_kashtanke.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»

ЛР5 «Каштанка». Слово об авторе. Построение рассказа: принцип событийности как основа разделения на главы. События в рассказе.

Опрос по содержанию.

Какая порода Каштанки?

Какая профессия у ее нового знакомого (человека)?

Как она у него оказалась?

Что новый хозяин называл «египетской пирамидой»?

Почему последняя глава называется «Неудачный дебют»?

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное: самый известный русский писатель за рубежом.
Родился в Таганроге, в семье купца. Учился в греческой гимназии. Затем поступает в Московский Университет на медицинский факультет.

В 1890г едет на Сахалин: путешествие заняло полгода.

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю. Вернулся, купил имение Мелихово – по направлению к Туле. Однако из-за болезни был вынужден уехать в Крым,  в Ялту. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.

 В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.

  У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

Самый известный псевдоним – Антоша Чехонте.

«Кашта́нка» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Опубликован в газете «Новое время» на Рождество 1887 года под заглавием «В учёном обществе».

Источником сюжета послужила история, произошедшая с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым, о чём он написал в начале своего рассказа «Каштанка, Бишка и Запятайка»:

Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать. А я вам расскажу про Бишку.

— В. Л. Дуров. Каштанка, Бишка и Запятайка // Мои звери. — М.: Стрекоза-пресс, 2002. — С. 82. 

О чем рассказ? (о собаке) – Тема: собака Каштанка

Это один сплошной рассказ или поделен на части (7 глав)

Откройте оглавление, как они называются?

Можно ли предположить по названию главы, какое событие в ней произойдет? (Да, примерно)

Следовательно, деление на главы – событийное. А раз есть событие – значит, есть сюжет.

Термин! Сюжет – все события в тексте.

Что же это за событие? КРАТКИЙ пересказ по главам, можно 2-3 предложения от каждого человека.

Все ли события связаны с главным героем – Каштанкой? (да) Значит, всего одна сюжетная линия.

Термин! Сюжетная линия – цепь взаимосвязанных событий, относящихся к одному герою или вопросу.

Мы всё говорим «рассказ-рассказ», а правильно ли?

Термин! Рассказ – прозаическое (нет рифмы и ритма) произведение небольшого размера, с малым количеством героев, одной сюжетной линией.

Проверили – правильно – записали в словарь терминов.

Сегодня у нас «технический урок», мы как литературоведы разбираемся с тем, как «сделан» этот рассказ, из каких частей собран.

Термин! Композиция – расположение частей произведения.

Части произведения = элементы композиции

Завязка

Кульминация

Развязка

Интересно: сразу завязка, быстрое начало действия. С первых же строк узнаем, что собака потерялась. Уже потом, по воспоминаниям Каштанки, мы понимаем, что к этому привело.

Кстати, глава 1 называется «Дурное поведение». В чем это выражается? Сама Каштанка так оценила себя? Откуда она взяла «критерии оценки»?

Поставьте на полях НБ (нота бене = «заметь хорошо» или внимание!) Каштанка усвоила мнение о правилах приличия от окружающих.

Кстати, почему же Каштанка потерялась? (Испугалась оркестра) Музыка сбила Каштанку с толку. Нота бене на полях!

Дальше идет развитие действия: мы наблюдаем за жизнью Каштанки у нового знакомца, ее учебой… А какой момент кажется вам самым «острым», таким, что мурашки забегали?

«Во время исполнения одной очень высокой ноты где-то наверху среди публики кто-то громко ахнул.— Тятька! — крикнул детский голос. — А ведь это Каштанка!»

Термин! Это – момент наивысшего напряжения. Кульминация.

А на чем всё закончилось? (Последний абзац) Это – развязка, конец сюжетной линии.

Мы с вами сегодня хорошо поработали, многое записали, сделали несколько заметок на будущее.

И сейчас нарисуем таблицу, которая понадобится вам при выполнении ДЗ:

Делаем шапку: «Два дома Каштанки» Делим страницу на 2 колонки. В левой пишем «У столяра», в правой «У циркача».

ДЗ – 1) Выучить все записанные термины к опросу;

2) составить «словарь».

Дебют -

Столяр –

Плотник –

Геенна огненная –

Игра слов «столяр был пьян, как сапожник» -  что означает этот фразеологизм?

3) Заполнить одну из колонок: кто живет, как выглядит дом, какие отношения у домочадцев.

ЛР 6-7 Описание внутреннего мира собаки – «очеловечивание» Каштанки.

Проверка ДЗ – устный опрос.

Сегодня мы разговариваем о главной героине – Каштанке.

Мы уже знаем, что для полной характеристики персонажа нам нужно определить

Внешность

Возраст

Отношение к жизни (Мнения и поступки)

Отношение с окружающими

Идем по тексту:

Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу. Тощая, кожа да кости

Радуется, что взяли гулять. Лает, бросается на вагоны и гоняется за собаками.

Боится музыки. Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части:  на  хозяев  и  на заказчиков; между теми и другими была  существенная  разница:  первые  имели право бить ее, а вторых она сама имела право  хватать  за  икры.

Чем кончается 1ая глава и начинается 2ая:

Если  бы  она  была человеком, то, наверное, подумала бы:      "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!" // Но она ни о чем не думала и просто плакала.

(где мы уже видели сопоставление собаки и человека? «Сапсан» Куприна, конечно. Вывод: все рассказы о животных действительно о животных только в биологических журналах, во всех остальных случаях эти рассказы на самом деле о людях)

она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит  утро. 

Проверка домашней таблицы: Два дома собаки

Вот как сама Каштанка размышляет на эту тему:

   Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела  от  еды.  После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем  теле приятную истому, завиляла хвостом. Пока  ее  новый  хозяин,  развалившись  в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала  вопрос:  где  лучше  -  у

незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть  стол,  верстак, куча стружек,  рубанки,  стамески,  пилы,  клетка  с  чижиком,  лохань...  У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире  всегда  стоит  туман  и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато  у  незнакомца  есть  одно очень важное преимущество - он дает много есть, и, надо  отдать  ему  полную справедливость, когда Каштанка сидела перед  столом  и  умильно  глядела  на

него, он ни разу не ударил ее, не затопал  ногами  и  ни  разу  не  крикнул: "По-ошла вон, треклятая!"

У столяра

У циркача

Лука Александрыч

Федюшка

Спала под верстаком на стружках

Лука Александрыч выпивает. Перепады настроений.

Федюшка обыкновенно играл с нею... Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку... Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка.

«Незнакомец»

Гусь Иван Иваныч

Кот Фёдор Тимофеич

Большая светлая комната

Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей

Матрасик в углу около дивана

Маленькая комнатка с грязными обоями

ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой


Проснувшись, Каштанка начинала ходить по комнатам и обнюхивать углы. Только ей и коту позволялось ходить по всей квартире


Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. Обыкновенно вечерами хозяин уезжал куда-то и увозил с собою гуся и кота. Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить... 

 из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса

В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде». Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Федоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение

И Тетка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой.

раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило.

Вы скажите, если рассуждать логически, то у кого дома лучше? (у Незнакомца)

Почему же Каштанка была рада вернуться к прежним хозяевам? (дискуссия с опорой на текст)

Вывод: любовь – иррациональное чувство, его нельзя объяснить логикой.

ДЗ

  1. Кто «страшный» был в темной комнате в главе «Беспокойная ночь»? Ответить устно, подтвердить свои размышления текстом.
  2. Толкователи снов: какие сны видела Каштанка? (пересказать, объяснить)
  3. Перечитать записи, подготовиться к творческой работе.

Другие герои рассказа – их краткие, выразительные характеристики.

ЛР 8

Проговорить ДЗ.

Записать план сочинений. Можно пользоваться книгой! Размер цитаты – не больше 3х предложений. Если хочется больше – пересказывать своими словами.

"Собака в рассказе А.И.Куприна (А.П.Чехова)" –

Вступление:

Главный герой рассказа А.П.Чехова «Каштанка» - это собака.

Основная часть: очень подробная характеристика одной собаки.

Внешность, возраст и тд.

Заключение: Я считаю, что эта собака не/достойна быть главной героиней рассказа, потому что…

"Две собаки".

Вступление:  И в рассказе А.И.Куприна «Сапсан», и в рассказе А.П.Чехова «Каштанка» главными героями являются собаки. Они очень похожи / разные.

Внешность (С/К)

Возраст (С/К)

Дом (С/К)

Мнение о жизни (С/К)

Заключение: Более симпатичной собакой мне показалась/лся К/С, потому что…

Объем – не меньше 70 слов.

ДЗ Прочитать и принести П.Гэллико «Томасина», подготовиться к опросу по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина

Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Система уроков по теме «Хронотоп. Специфика пространственно-временной организации рассказов

Система уроков по русской словеснсти (литературе) для 9 класса...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Система вопросов к рассказу Ивана Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Вопросы настроят на внимательное отношение к тексту и помогут настроиться на глубокое понимание замысла автора...