Театр и школа
статья по литературе на тему

Шустова Наталья Владимировна

Помощь театра на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_i_shkola.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Театр и школа

Бесчисленные экранизации, театральные и телеспектакли эксплуатировали лишь общий мотив классического произведения. Обострились отношения старших и младших – и ставят «Отцы и дети» И.С Тургенева. Заел «вещизм» и ставят М. Горького «Мещане». При этом на сцене часто актеры без грима. Переселение в другое время было затруднительным. Театр на Таганке поставил «Гамлета», давая прямые проекции Шекспира. А. Демидова играла современную женщину, завороженную стать кинозвездой. И что бы ни происходили в трагедии, королева Демидова поправляла складки на платье, словно проверяя, элегантно ли оно выглядит. В. Смехов, игравший Клавдия, ходил по сцене в свитере и был нынешним карьеристом, из средних. Один Владимир Высоцкий оставался на уровне героев Шекспира. Его темперамент взрывался в монологах. Он играл трагическое прозрение человека, жившего беспечно, как и все, и ужаснувшегося скотоподобию века. И лучше всего свое понимание героя в пьесе выразил в стихотворении «Мой Гамлет». Был страстен, глубок, благороден, умен, что любому из актеров нашего века рядом с ним в этой роли соперничать трудно. Постановка «Дракон» Шварца в Театре четырех окошек (Ленинград) был прослоен песнями Окуджавы и Высоцкого. Но скрещение времени не получилось. Это были голоса другого времени. Они мешали интонации пьесы. В московском театре-студии на Юго-Западе в постановке того же «Дракона» был мотив хамелеонства толпы. «Женитьба» Н.В. Гоголя, поставленная А. Эфросом в Театре на Малой Бронной, была не только театральным, но и филологическим открытием. Эфрос строил свой спектакль на столкновении комедийного действия и свадебных напевов, зовущих в «прекрасное далеко». Жизнь реальная была нелепа, смешна, абсурдна, но внутренний голос человека звал его к красоте живых чувств. Все действие подталкивалось надеждой, что настоящая жизнь рядом, до нее можно дотянуться. Режиссер осуществлял это в духе современной драмы: мысли оживали, и своеобразный балет, подсказанный потоком сознания героя, сопровождал монологи. Из скучного говорения они превратились в захватывающее действие. Это был романтический Гоголь. Конфликт внутренний и внешний здесь обнажался. Герои были представлены сложно, объемно. Подколесин в исполнении Н. Волкова был философ. М. Козаков играл Кочкарева как прямую противоположность Подколесину: там вялость – здесь бесконечная энергия, там  серьезность – здесь балаганное зубоскальство. Но это был трагический шут. Агафья Тихоновна тоже трактована О. Яковлевой не просто. Это не купеческая дочь, томящаяся от плоти, а девушка не без утонченности. Она в самом деле никак не может влюбиться, а тут печаль Тургенева. Она выбор сделать не может. Грустно и простодушно. Наделение героев психологизмом оказалось необходимым ключом к пьесе, которую считали социально-бытовой. Обытовление классики – один из характерных грехов уроков литературы и современного сознания в целом. Герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» в основном люди добрые и не желают зла друг другу. Но они не спасают положения: Лопахин, любя Раневскую и пытаясь ей помочь, наносит ей удар, ласковая Любовь Андреевна грабит дочь и эксплуатируют Варю, Фарса все забывают в заколоченном доме. Тревога Чехова – о том, что при всех человеческих достоинствах героев пьесы никто из них красоты и поэзии жизни защитить не может: ни господа, ни Петя Трофимов. Нравственные уроки пьесы Чехова неизмеримо шире морали. Обращение к классике объединяет время. Эта связь времен, эта способность нынешнего читателя погружаться в давно написанные вещи, чувствовать их себе близкими обостряется тем, что театр трактует произведение в перспективе дальнейшего движения искусства. Пример тому – постановка «Муму» И.С. Тургенева в Малом драматическом театре Сантк-Петербурга. Как поставить на сцене повесть, в которой главный герой – глухонемой. И при помощи актера душу свою излить? Сценические композиции В. и Ф. Фильштинских ожидали трудности. В спектакль включены эпизоды из «Записок охотника», стихотворений И.С. Тургенева, и это создает широкую картину отношения писателя к народу, добро и зло, свобода и рабство. Тургенев прочитан глазами потомков и современников. Спектакль начинается в полутемноте «Притынного кабака», описанного Тургеневым в «Певцах». Актеры застыли в думе. Долгая тишина. Вот один мужик подносит чарку другому и просит спеть. К нему присоединяются все во время пения. Это многоголосие так чисто и душевно, что разрывает скудную серость кабака, сцена полнится светом. И вот проснулась душа и хочет победить мрак. Песня сменяется плясовой. И вдруг на пороге кабака появляется фигура Герасима. Он проходит через всю сцену, садится и решительно развязывает мешок. Музыка обрывается, звучит только балалайка. Отвечая на вопрос барина, мужики начинают представлять историю Герасима. Охотник барин начинает писать, из жизненной истории творить литературу. Мы не замечаем глухоты и немоты Герасима. Герасим в исполнении С.В. Козырева прекрасен. Поэтичность души Герасима, огромная внутренняя сила и чувство человеческого достоинства возвышают Герасима над дворовыми. Что победит в герое: сила чувств, свобода, богатырство или рабская привычка подчинения барыне, безгласная покорность? Татьяна в исполнении Л.Г. Кузьминой застенчива, печальна. Татьяна с испугом принимает от немого леденцового петушка. Но так счастливо озаряется ее лицо от алой ленты, подаренной Герасимом, так свободными делаются движения, что оправданной становится сцена, когда Герасим сажает ее на качели. Барыня вовсе не грубая крепостница. Она озабочена созданием идиллии всеобщей любви. Но это ласковость Иудушки Головлева. Она не терпит настоящих чувств и все разрушает. Дворовые люди не просто свидетели обмана, но и пособники. Они исполняют волю барыни и по рабству, и по своей воле. А Герасим опустошен. Людям он больше не верит, и лишь природа дарит ему минуты радости. Пейзажи разрывают круг одиночества героя. Мы слышим шелест деревьев. Всплески рек. Привязанность к Муму вернула Герасиму одушевление и нежность. Он снова деятелен, добр. Сцена ночного дозора – это нежность без сантиментов. Зрителей это трогает. Волнует. Очищает. Муму огрызается на притворные ласки барыни и отсюда приговор. Дворовые снова предают Герасима, хотя любили Муму. Эпизоды похищения собаки Степаном и его пьяные раскаяния замечательны остротой и пластикой режиссера. Каждая значительная театральная постановка обогащает школу в искусстве художественной интерпретации текста. А. Эфрос поставил на сцене театра на Таганке «Вишневый сад» А.П. Чехова. Центральный мотив пьесы – оформление сцены. И музыка. Изящно-элегантные серые стены по бокам сцены прорублены высокими, стройными окнами, анфилада которых уходит в прежние века. От прежней жизни остался лишь островок посредине сцены. Это нелепая клумба. На ней три могильных памятника. Хрупкие ветки цветущей вишни. Кресло. Каменные ступени. Свалка или островок среди наводнения? Это движение от былой красоты и изящества, от прежнего простора к тесноте, неразберихе, свалке трагично и смешно одновременно. Это изобразительный символ спектакля. Есть и музыкальный. В начале действия Епиходов и Дуняша гнусавыми голосами поют романс, в котором и мелодия пародийная. Эти куплены пошлые. Но то, что происходит на сцене убеждает нас в главной причине катастрофы: все заняты своими сердечными делами, и никому нет дела до общего состояния жизни, страны, природы. Даже Петя Трофимов влюблен в Аню, бегает за ней и не делают свою революцию. Лопахин влюбляется в Раневскую. Покупает у нее сад, нанося самый большой удар. И для Лопахина карман оказывается выше общих соображений о богатырстве русской природы, а бумажник ближе к сердцу, чем поля цветущих маков и любовь к Раневской. Театр на Таганке открыто публицистичен, он возвращает древнему искусству представления его первозданную природу. Важно создавать ситуации на уроке, чтобы реплика героя зазвучала на весь мир. В душе каждого ученика. Что для этого нужно? Выразительное чтение по ролям, мизансценирование отдельных явлений пьесы мало дает эффекта. Современный театр последовательно ведет борьбу за оживление классики в сознании зрителя. Этого надо добиваться и на уроках. Театр с его способностью делать далекое близким, дела давно минувших дней ощущать как происходящее сегодня, здесь, сейчас, становится неизменным помощником учителя литературы в оживлении классики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр в школе

Влияние внеклассной работы на мотивацию изучения иностранного языка является актуальным на сегодняшний день. В соответствии с программой средней школы внеклассная работа преследует те же цели, что и р...

Театр в школе

Внеклассная работа является составной частью всего учебно-воспитательного процесса. Она способствует более глубокому овладе­нию языком. Развитие личности невозможно без развития его творче­ского потен...

"Семейный театр в школе"

Семейное образование: школа - ребёнок-педагог-родитель....

Театр и школа. Статья по проблеме эффективного преподавания иностранного языка в школе

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной.  Ниже представлен и обобщен педагогический опыт по улучшению преподавания иностранного языка.  Д...

Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре"

  Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре" участника муниципального этапа конкурса "Учитель года России - 2019" учителя русского языка и литературы Олейни...

Эссе "Театр в школе,школа в театре"

Эссе "Театр в школе,школа в театре"...

Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре"

Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре" написано для участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года России-2019"...