Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре"
материал

Олейник Людмила Владимировна

    Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре" участника муниципального этапа конкурса "Учитель года России - 2019" учителя русского языка и литературы Олейник Людмилы Владимировны

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –

ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЗАРОВСКАЯ  ШКОЛА»        

Сочинение-рассуждение

«Театр в школе и школа в театре»

участника муниципального этапа конкурса

«Учитель года России – 2019»,

учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Назаровская школа»

Олейник Людмилы Владимировны

Театр в школе и школа в театре.

      Театр… Что для меня значит это слово? Талантливые люди, искренность чувств, любовь к живому слову, любовь к человеку... Какие при этом картины рисует моё воображение? Фойе. Звонок. Взрослые и дети спешат занять свои места. Глубокий вдох, улыбка  и... вот они, зрители, нет, актёры моей классной сцены – ученики.

     Кто-то скажет: «Причём здесь класс и ученики? Ведь речь идёт о театре, а не о школе». Но я думаю, что эти два понятия невозможно разделить. Театр в школе и школа в театре… Обратите внимание, что сочетания данных слов  связывает союз «и». Соединительный союз! Противительный «но» или разделительный «либо» здесь будут неуместны. Потому что театр и школа не могут существовать друг без друга. Прежде всего,  их объединяет общая  идея: духовное, эмоциональное, интеллектуальное воздействие на человека.        Кроме того, в современной школе, согласно новым образовательным стандартам, большое значение уделяется раскрытию творческого потенциала личности, способной к саморазвитию. В то время как театр также является  мощнейшим инструментом становления и социализации такой личности.

       Нельзя не согласиться с мнением известной драматической актрисы 19 века Марии Николаевны Ермоловой о том, что актёра невозможно воспитать и обучить, если не воспитать в нём человека.  И здесь, конечно, важнейшую роль играет школа, где формируются такие моральные ценности, как отзывчивость и доброта, дружба и преданность, честность и справедливость…  

     Некогда великий Шекспир сказал: «Весь мир - театр». Я считаю, что школьная жизнь – это тоже театр, начинающийся каждый день с первым звонком,  и главное в нём – человеческие души, восприимчивые ко всему,  чрезвычайно ранимые. И очень важно, чтобы этот театр не стал «театром одного актёра», поэтому надо дать роль каждому, тогда жизнь засверкает незабываемыми красками!

     Какая же роль отводится здесь мне – учителю русского языка и литературы? Ведь именно на учителя словесности возложена миссия строительства самого хрупкого и самого высокого храма в мире – человеческой души. Сразу вспоминаются мудрые слова Василия Александровича Сухомлинского: «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».

      Вот уже 21 год, заходя каждый день со звонком в класс, я начинаю новое действие спектакля под названием «Урок». И какое счастье испытываю, когда после него получаю «целый букет роз с дрожащими капельками росы»! Добиться успеха помогает долгий,  кропотливый труд, и  не только в качестве актёра, но и в качестве режиссёра, сценариста, иногда просто зрителя… Как же это происходит?

       Итак, в первую очередь я – сценарист.  Эта деятельность увлекала меня ещё много лет назад. Сквозь годы в моей   памяти часто всплывает одна и та же картина из детства.

     Ночь. В окно светит полная луна. На ней  видны странные рисунки, которые  не дают уснуть маленькой девочке.  Воображая сказочных героев, она начинает придумывать пьесу, чтобы показать её завтра соседским малышам в своём «кукольном театре».

      Прошло более 30 лет. И вот снова ночь. Также в окно светит полная луна. Но вместо маленькой девочки уже мудрая женщина. И ей снова не спится.  Завтра у неё урок литературы в 10 классе. Тема -  роман Гончарова «Обломов». Раздумья не дают уснуть: «Как сделать урок нестандартным?  Как заинтересовать ребят, чтобы они вдумчиво читали, чтобы захотели поделиться своими впечатлениями? Ведь современные школьники относятся поверхностно к учёбе. Им легче открыть страничку в интернете, чем сформировать собственное мнение о прочитанном.  А может, предложить ребятам создать киносценарий -  «Один день из жизни Обломова»? А может…»  Она берет в руки карандаш и начинает писать очередную «пьесу» своего урока… Сценарий готов.

       И вот я уже режиссёр-постановщик – должна в каждом актёре увидеть талант, помочь ему раскрыться, чтобы сыгранная им роль стала успешной! Вновь воспоминания переносят меня в недалекое прошлое на несколько лет назад.

      1 сентября. Новый класс, новые ученики.  На одном из уроков предлагаю ребятам написать мини-сочинение на тему «Моя любимая книга». Проверяю их работы, и меня охватывает ужас. Ошибки  одна за другой беспорядочно мелькают между строк: речевые, грамматические, орфографические… Мысли  вереницей проносятся в голове: «Какой слабый класс! Что делать? С чего начинать? Как правильно организовать учебный процесс, чтобы подготовить ребят к успешной сдаче ОГЭ!» В такие моменты всегда вспоминаю народную мудрость: «Глаза боятся, а руки делают».

       И начинается работа, основанная на совместной деятельности учителя и учеников, на привитии детям навыков самоанализа и самосовершенствования. Чтобы заинтересовать ребят, вовлечь в этот процесс, пришлось сыграть на их же ошибках. Читаю очередное сочинение. Сколько смешных и нелепых фраз! Вдруг кто-то из учеников предлагает  создать юмористический сборник «Из школьных сочинений». Работая над  ним, мы вместе смеёмся,  и в то же время вместе учимся исправлять ошибки, анализировать и оценивать свои творческие работы, вместе ставим перед собой новые цели и достигаем их, вместе радуемся удачам. Ведь современному ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать.

       Результат превосходит мои ожидания.  Все ребята удачно преодолевают экзамен, большинство из них получают «5» и «4». Наш долголетний «спектакль» сыгран! Звучат аплодисменты зрителей – администрации и родителей,  и радостной улыбкой сверкают лица детей.

      Не это ли счастье для учителя, когда тебе удаётся   спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение к вершинам!

      Сегодня мои ребята  могут дискутировать, свободно выражая свои мысли. Значит, они думают, творят, познают мир во всем его многообразии.  И я открываю неизвестные горизонты вместе с ними,  ежедневно создавая новые сценарии, в которых каждый играет свою роль.

 Школа… Что для меня значит это слово? Талантливые люди, искренность чувств, любовь к живому слову, любовь к человеку и…ВСЯ МОЯ  ЖИЗНЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре"

Сочинение-рассуждение "Театр в школе и школа в театре" написано для участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года России-2019"...

Сочинение "театр в школе и школа в театре"

Сочинение написано на конкурс "Учитель года 2019"....

Социально-образовательный проект ГБОУ Школы №417 «Открытая сцена. Театр пользы и дела»

Театральная деятельность, органично включенная в образовательный и воспитательный процесс, станет универсальным средством развития личностных качеств обучающихся, их творческих способностей и будет сп...

Конспект по истории "В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса"

Цели:обучающие:-  сформировать у учащихся общее представление о школах, палестрах и гимнасиях Древних Афин; - знакомство учащихся с культурными достижениями Древней Греции.• разви...