Труд и нравственность
статья по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Тема труда в прозе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_truda_v_sovremennoy_proze.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема труда в современной прозе

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота!

Незадолго до Великого Октября В.Я. Брюсов определил в стихотворении «Работа» одну из важнейших тем. Пройдет время. И другой поэт Э. Межелайтес в поэме «Человек» скажет:

Подчинилась земля мне, и я

Одарил ее красотой.

Произошли и происходят значительные перемены в нашей жизни, в нашем труде. Буранный Едигей у Ч. Айтматова не только в производстве, но и в жизни. Роман «И дольше века длится день» не подпадает под рубрику труда. Сама рубрика «Труд» становится все более условной. Меняется мир вокруг нас – меняется и человек в мире. Завершая романом «Дом» свою эпопею народной жизни  «Братья и сестры», Ф. А. Абрамов размышляет об этих изменениях. Михаил Пряслин своим трудом обустраивает дом. Истовое отношение к труду, его непреложность в жизни впитаны Михаилом в плоть и кровь вместе с материнским молоком. Традиционное крестьянское и колхозное слились воедино. «Надо» - закон социального бытия. Он предельно суров – война, после – военное трудное время. Разные труды и дни выпадают на долю пекашенцев. Вспомним два эпизода. Праздничны, эмоциональны эти страницы, описывающие тяжелый, маетный труд заготовки сена. Пряслинскаяя бригада на покосе. Позавидуешь такому труду. Это в романе «Две зимы и три лета». Пройдет время, и вромане «Дом» все будет иначе. Изменившееся отношение к труду, о котором с болью говорит Ф. Абрамов – следствие многих сложных процессов, происходивших в деревне. И об этом главном в народной жизни – о нравственном отношении к труду – думает Пряслин. Если в романе «две зимы и три лета» разное отношение к колхозному труду воплощалось в конфликте, связанном с образами Михаила и Егорши. Почти до последних страниц романа Михаил Пряслин противостоит двум героям – директору совхоза Таборскому и трактористу Виктору Нетесову. Таборский – демагог, прикрывающий свою демагогию и общими недостатками, и временными трудностями, и беспринципностью некоторых руководителей. Он – «Егорша» новейшей формации. Другое дело Виктор Нетесов. Это деловой человек современной деревни. Он все делает, как надо, работает по часам, техника у него в порядке, нормы выполняет. Он рационалист. Таборский его не волнует. Но он объясняет начальству нерентабельность. Трактор Нетесова и коса Михаила вступили в своеобразный конфликт. Первый прав, хотя это вызывает у автора грусть. Роман Плетнева А. «Шахта» несет в себе все приметы «поэтики» производственного романа. Он открывается конфликтом. Шахтер Михаил Свешнев считает, что лаву, где ему работать, надо приостановить для ремонта, привести в безопасное для людей состояние, а начальник участка Василий Матвеевич Головкин требует плановой нормы угля за смену. Суть конфликта – производственная. Но автор не ограничивается ею. С образом Михаила Свешнева связана основная идея романа. Будет в его трудовой жизни эпизод, несколько перекликающийся с героическим поступком Сергея петрова из романа В. Титова «Всем смертям назло». Михаил, рискуя жизнью, спасает Азоркина.  На него же пытаются свалить вину, что Азоркин стал инвалидом. Роман О. Куваева «Территория» о труде геологов. Роман о поисках золота. Роман о Чукотке. Герой романа инженер геологоразведочного управления Поселка Илья Николаевич Чинков по прозвищу Будда. Под его руководством идут поиски олова. Но Чинков считает, что тут есть и золото. На первом плане в романе столкновение человека с обстоятельствами дела, труда. Литература последних лет часто приводит нас в кабинеты и лаборатории ученых. Проблема нравственного поступка в науке, важная и в современных условиях. Например, роман И. Герасимова «Пробел в календаре».  Повесть Д. Гранина «Однофамилец». В повести нравственность поступка в решении научных споров для героя повести П.В. Кузьмина заключается в том, чтобы не броситься в погоню за славой. Герою романа Д. Гранина «Картина» во имя Нравственности надо не остаться, а уйти. Это переход от одних ценностных ориентиров к другим. Председатель горисполкома маленького русского городка Лыкова Сергей Лосев – деловой, энергичный, исполненный забот о благосостоянии города и его обитателей человек. Он погружен в гущу дел. В трудовую атмосферу жизни. И вдруг – картина. Лосев  начала романа – «делец поневоле». Труд души Сергея Лосева, сначала незаметный для него самого, связанный с борьбой за сохранение дома у Жмуркиной заводи, дома, запечатленного на картине художника Астахова, приведет Лосева к конфликту с принятым порядком вещей, с самим собой. Кульминация произведения – эпизод в кабинете Уварова. Чувства Лосева оказываются сильнее разума. Так из делового человека, измеряющего жизнь, дела и поступки людей рублями, тоннами и километрами, Лосев превращается в человека, чувствующего красоту, понимающего важность таких ценностей, как совесть, сохранение памяти о прошлом, связь времен и даже любовь. Главный конфликт романа в столкновении Лосева с Поливановым, в прошлом разрушителем старины, а ныне ее собирателем, и не с прагматиком Уваровым в разговоре о сохранении примечательного дома, изображенного на картине художника Астахова, а с самим собой. Лосев обретает новые жизненные ценности. Прагматик и рационалист в нем терпит поражение, уступая место эмоционально-эстетическому взгляду на жизнь. Но такой человек, по мысли Гранина, не может занимать руководящее место. Поэтому Сергей Лосев в конце романа уходит.  Растворяется в гуще жизни до лучших времен. И это грустно, если обретенные Лосевым ценности «мешают» сегодня в управленческой деятельности. Книги о людях труда обогащают духовно-нравственный мир нашего современника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой , тема "Плод добрых трудов славен"

Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...

Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...

«Личностное и духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках обществознания в рамках изучения темы «Труд».

Сегодня, когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом...

Доклад «Нравственное воспитание в труде»

Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы Российской Федерации, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных и общетехнических знаний, умен...

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе творческого труда

Формирование у воспитанников доброжелательного  отношения к труду с учетом особенностей трудовой деятельности, в сравнении с игрой  и на основе возрастных возможностей ребенка......