Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по литературе
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 6 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по литературе

  1. Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 6 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература».

  1. Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Литература» разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  2.       учебно-методический комплекс по литературе

     Коровина В.Я., М., «Просвещение» 2006.

  1. Содержание работы

               На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Литература» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

        В работе представлены задания базового и повышенного уровня.

Распределение заданий по основным разделам  

Раздел курса

Число заданий

Устное народное творчество

1

 Русская литература 19 в.

3

 Русская  литература 20 в.

4

 Зарубежная литература

1

Развитие речи

1

Итого:

10

  1. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1-2  минуты;

  1. для заданий повышенной сложности –  5-10 минут;

На выполнение всей работы отводится 45 минут.  

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.

  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.

2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.

3. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с кратким ответом оцениваются  1, 6, 8 или 0 баллов. Максимальный балл за задание зависит от трудности задания. Задания с развернутым ответом оцениваются  1 или 0 баллов.

При оценивании работы в целом необходимо исходить из соотношения балла, полученного учеником за выполнение работы и максимального балла за работу. При этом за основу взято положение о необходимости набрать 60% от максимального балла для вывода о том, что учащийся справился с работой.

Критерии оценивания отзыва о произведении

Критерии оценивания отзыва о произведении

Баллы

К1

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

Содержание работы соответствует  данной теме, тема раскрыта

1

Содержание работы  не соответствует  данной теме, тема не раскрыта

0

К2

Уровень владения теоретико-литературными понятиями.

В работе уместно и правильно используются теоретико-литературные понятия, отсутствуют фактические ошибки

1

В работе не используются теоретико-литературные понятия или  используются неосмысленно, присутствуют фактические ошибки

0

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

изложения

Работа  характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

1

Работа  характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена 1 логическая ошибка, и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе  просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более 1 логической ошибки, и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

К4

Композиционная цельность и логичность  работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена 1ошибка в построении текста.

В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста.

0

К5

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

1

Допущено более 2-х речевых ошибок.

0

Максимальное количество баллов за задание Части 3

5

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение  работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0- 14

15-20

21-25

26

  1. План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО-развернутым ответом

Блок содержания

Объект оценивания

Код проверяемых умений

Тип задания

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение

1

Устное народное творчество

 Умение находить художественно-изобразительные средства языка в тексте, устанавливать аналогии, сравнивать понятия.

1.1., 1.2.

ВО

Б

1

2

Русская литература 19 в.

Умение узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (стихотворные размеры).

2.1.

ВО

Б

1

3

Русская  литература 20 в.

Умение воспринимать и анализировать художественный текст.

3.4.

ВО

Б

1

4

Русская  литература 20 в.

Умение определять   жанр литературного произведения.

3.2.

ВО

Б

1

5

Русская  литература 20 в.

Умение узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (авторы, названия произведений).

3.1.

ВО

Б

1

6

Зарубежная литература

Умение узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (авторы, названия произведений), устанавливать аналогии, сравнивать понятия.

4.1., 4.2.

ВО

Б

1

7

Русская  литература 20 в.

Умение узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (герои - по их описанию)

3.3.

КО

П

1

8

Русская литература 19 в.

Умение узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (стихотворные размеры)

2.1.

КО

П

6

9

Русская литература 19 в.

Умение узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (авторы, названия произведений).

3.1.

КО

Б

8

10

Развитие речи

Умение формулировать тему и идею текста

писать отзыв о  прочитанном произведении, выражать свое отношение к прочитанному, давать характеристику героев, владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,

формулировать собственное мнение и свою позицию,

анализировать  прочитанное,  произведение,

эмоционально оценивать личное  восприятие произведения, впечатления о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.

5.1.- 5.9.

РО

П

5

ИТОГО

26 баллов

КОДИФИКАТОР

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по литературе

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по литературе

КОД

Проверяемые умения

1. РАЗДЕЛ «Устное народное творчество»

1.1.

находить художественно-изобразительные средства языка в тексте

1.2

 устанавливать аналогии, сравнивать понятия

  1. РАЗДЕЛ «Русская литература 19 в.»

2.1.

 узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (стихотворные размеры)

2.2.

воспринимать и анализировать художественный текст

2.3.

определять   жанр литературного произведения

  1. РАЗДЕЛ «Русская литература 20 в.»

3.1.

 узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (авторы, названия произведений)

3.2.

определять   жанр литературного произведения

3.3.

узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (герои - по их описанию)

3.4.

воспринимать и анализировать художественный текст

  1. РАЗДЕЛ «Зарубежная литература»

4.1.

узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (авторы, названия произведений)

4.2.

устанавливать аналогии, сравнивать понятия

  1. РАЗДЕЛ «Развитие речи»

5.1.

формулировать тему и идею текста

5.2.

писать отзыв о  прочитанном произведении

5.3.

выражать свое отношение к прочитанному

5.4.

давать характеристику героев

5.5.

владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

5.6.

формулировать собственное мнение и свою позицию

5.7.

анализировать  прочитанное произведение

5.8.

эмоционально оценивать личное  восприятие произведения, впечатления о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

5.9.

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.

Итоговая работа

по литературе

для обучающихся 6 класса

Инструкция для обучающихся по выполнению работы

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из трёх частей и включает в себя 10 заданий.

Часть 1 включает 6 заданий (1-6). К каждому из них даны 3-4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Часть 2 состоит из 3 заданий (7-9), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно и записать словами.

Часть 3 состоит из 1 творческого задания (10), требующего  развернутого ответа.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

        Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.  

          Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.         

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

1. Эпитет – это …

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве;

2)     художественное определение;

3)     сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4)     перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

2.  Трехсложный  размер стиха с ударением на первом слоге:

1) ямб;

2) дактиль;

3) анапест;

4) амфибрахий

3. Слепая елань (топкое место в болоте) в произведении «Кладовая солнца» называлась так, потому что:

1)     Люди, попав в нее, теряли зрение

2)     Здесь росли цветы, которые народ зовет «куриная слепота»

3)     Внешне она никак не отличалась от остального болота

4.  Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

1)     Повесть

2)     Сказка

3)     Сказка-быль

5. Кто написал рассказ «Конь с розовой гривой»?

1) В.П.Астафьев

2) Н.В. Гоголь

3) А.С. Пушкин

4) М.Ю.Лермонтов

6. О.Генри – автор произведения:

1) «Любовь к жизни»

2) «Вождь Краснокожих»

3) «Снегурочка»

4) «Соловей»

Часть 2

7. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1).«…был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет

с  хвостиком.  Он  был  коротенький,  но  очень плотный,  лобастый,  затылок

широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

     "Мужичок в  мешочке",  -  улыбаясь,  называли его между собой учителя в

школе.»

2). «Она падала, вновь приподымалась и наконец направилась нетвёрдыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него…»

3). « Девка на поре семнадцатой весны, на шее у неё красовалось красное монисто…»

8. Определите стихотворный размер:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит - 
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.

9. Напишите авторов к произведениям:

1) Баллада «Светлана» -

2) Роман «Дубровский» -

3) Рассказы «Певцы», «Бирюк» -

4) Повесть «Детство»-

5) Рассказ «В дурном обществе»-

6) Рассказ «Конь с розовой гривой» -

7) Рассказ «Вождь краснокожих» -

8) Рассказ «Любовь к жизни» -

Часть 3

10. Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году(8-10 предложений)

В работе над отзывом вам могут  помочь такие вопросы:

1.      Какова тема и основная мысль произведения?

2.      Где и когда происходят изображённые в нём события?

3.      Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

4.      Кто из героев особенно понравился? Почему?

5.      Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)?

6.      Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

7.      Помогли ли вам лучше понять книгу иллюстрации; предисловие, послесловие?

Вариант 2

Часть 1

  1.  Миф – это:

1) произведение, созданное народной фантазией, о происхождении мира, природных явлений, о подвигах богов и героев

2 ) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле

3) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи

4) короткий рассказ с нравоучительным выводом, часто стихотворного вида.

2. Двухсложный размер стиха с ударением на первом слоге:

1) ямб;

2) дактиль;

3) хорей;

4) амфибрахий.

3. Повествование в «Кладовой солнца» ведется от лица:

1)     Митраши и Насти

2)     Геологов

3)     Жителей деревни

4.  Укажите жанр произведения В. Распутина «Уроки французского»:

1)     Повесть

2)     Рассказ

3)     Сказка-быль

5. Кто автор повести «В дурном обществе»?

1) Н. С. Лесков;

2) А. С. Пушкин;

3) Н. В. Гоголь;

4) В.Г. Короленко

6.  Рассказ «Любовь к жизни» написал:

1) Марк Твен;

2) Сетон- Томпсон;

3) Астрид Линдгрен;

4) Джек Лондон.

Часть 2

7.Определите стихотворный размер.

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

8. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «...воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости...»

2) «Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

3) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

9. Напишите каждому автору свое произведение:

1) А.С.Пушкин –

2) Н.В.Гоголь –

3) И.С.Тургенев –

4) А.П.Чехов –

5) В.Г.Короленко –

6) М.М.Пришвин –

7) В.К.Железников –

8) В.П.Астафьев –

Часть 3

10. Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.

В работе над отзывом вам могут  помочь такие вопросы:

1.      Какова тема и основная мысль произведения?

2.      Где и когда происходят изображённые в нём события?

3.      Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

4.      Кто из героев особенно понравился? Почему?

5.      Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)?

6.      Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

7.      Помогли ли вам лучше понять книгу иллюстрации; предисловие, послесловие?

Вариант 2

Часть 1

1.В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?

  1. Стеклянная  (ваза) - относительное прилагательное.
  2. Неряха - существительное общего рода.
  3. Второй (раз) - порядковое числительное.
  4. У нее - возвратное местоимение.

2. В каком случае в форме слова допущена ОШИБКА?

  1. с пятьюстами рублями        3) более мощный
  2. быстрое кенгуру        4) в две тысячи первом году

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. за..грал на скрипке, безынициативный юноша
  2. бе..покойный, во..гордился
  3. пр..открыть, пр..соединить
  4. под..брать, нез..долго

4.В каком ряду во всех словах пропущена О?

1) туш…нка, снеж..к, ш…пот

2) коробч…нка, быч…к, мяч…м

3) стереж…т, ключ…м, собач…нка

4) реч…нка, ш…рты, печ…шь

5.В каком ряду в обоих словах пропущен Ь?

  1. схватиш..ся, зачин..щик        3) бубен..чик, шест..сот
  2. обознач..те, молодёж..        4) (дуб) могуч.., (конская) упряж..

6.В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?

  1. песча..ый берег, были..ый богатырь
  2. румя..ые щёки, болезне..ые ощущения
  3. отечестве..ые товары, безукоризне..ое произношение

4)организацио..ые меры, серебря..ый браслет

7. В каком ряду оба слова пишутся слитно?

1)(ни)кем, (что)то  3) (не)чего, кто(то)

2)(ни)кому, (не)кто 4) (ни)чем, не(в)чем

8. В каком ряду во всех словах НЕ пишется слитно?

1) (не)удача, (не)большой

2) (не)сколько, (не)умный, а глупый

3) (не)знал, (не)зима

4) (не)нависть, (не)с(кем),

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)совет.. вать, проигр ..вать....

2)рад..вать, отпляс... вать..

3)отсвеч..вать, ноч..вать

4)расклад..вать, распут..вать


                      10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в          предложении должны стоят запятые?

                   Дождь долго не начинался (1) а молнии в потёмках казались белее (2) и ослепительнее      (3) так что глазам было больно.

                   1) 1,2,3                 2) 1,3                           3) 1,2                  4) 2,4

Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 11-15.

ГАЕЧКИ

                                  1) Мне попала соринка в глаз.  2) Пока я ее вынимал, в другой глаз еще попала соринка.3) Тогда я  заметил,  что ветер несет на меня опилки и  они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра.4) Значит,  в  той  стороне,  откуда был ветер,  кто-то  работал над сухим деревом. 5) Я  пошел на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел,  что это две  самые  маленькие синицы,  гайки,                                                         сизые  с  черными полосками на  белых пухленьких щеках, работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в  гнилой древесине.  6) Работа шла  так бойко,  что птички на  моих глазах все глубже и глубже уходили в дерево. 7) Я терпеливо смотрел на них в бинокль, пока наконец от  одной гаечки на  виду  остался лишь хвостик.  8) Тогда я  тихонечко зашел с  другой стороны,  подкрался и то место,  где торчит хвостик,  покрыл ладонью.  9) Птичка в  дупле не  сделала ни  одного движения и  сразу как будто умерла.  10) Я принял ладонь,  потрогал пальцем хвостик -  лежит,  не шевелится; погладил пальцем вдоль спинки - лежит, как убитая. 11) А другая гаечка сидела на ветке в  двух-трех  шагах и  попискивала.  12) Можно было  догадаться,  что  она уговаривала подругу лежать как можно смирнее.  13) "Ты,  -  говорила она, - лежи и молчи,  а  я буду около него пищать,  он погонится за мной,  я полечу,  и ты тогда не зевай".

М.Пришвин

 

11. Сколько грамматических основ в предложении 3?

12.В предложениях 6-7 найдите слово, являющееся синонимом к слову АКТИВНО. Напишите это слово.

13. Среди предложений 11-13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми.

14. Среди предложений 1-7 найдите предложение с вводным словом.

15. Из предложений 5-6 выпишите притяжательное местоимение.

                                     Часть 3 Выполните  задания 16-20 на основе текста, записанного выше.

16. Определи тему текста.

17. Сформулируй основную мысль текста.

18. К какому стилю литературного языка относится данный текст?

19. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в данном тексте?

20. Какое средство выразительности использовано в предложениях 7-9?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по русскому языку

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 6 класса в образовательном учреждении по предмету «Русский язык»....

итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по русскому языку

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Русский язык»....

итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по литературе

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»....

Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации по истории в 10 классе.

Итоговая контрольная работа для проведения   промежуточной аттестации по истории в 10 классе.Работа состоит из трёх частей. В первой части При выполнении заданий этой части работы из че...

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с ОВЗ (УО) за курс 5 класса по математике

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по математике за курс 5 класса для обучающегося с ОВЗ (УО) составлены в соответствии с требованиями ФГОС ООО, примерной основ...

Контрольно - измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по физической культуре. 9 класс

Контрольно - измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по физической культуре. 9 класс...