Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Кавылина Надежда Васильевна

Учебник «Литература» (в 2-х частях), автор Т.Ф. Курдюмова. Дрофа  2010.

 

Цели:

Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_6_klass.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО                              

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель Директора по УР

Директор

___________ .          

__________Баканова Т.Л.

_______  Буянова Г.В.

Протокол №____    

от  « ___ » _____  2017 года          

« __ »_________2017 года

«__»__________2017года

Приказ № ___ от «__»________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

Образовательная область: филология.            

Ступень обучения: начальная школа, 6 класс.

Срок реализации: 2017-2018 учебный год.

Разработчик программы: Кавылина Надежда Васильевна, учитель.

Новообинцево 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (базовый уровень)» в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Она включает три раздела: пояснительную записку; цели обучения, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам. Учебник «Литература» (в 2-х частях), автор Т.Ф. Курдюмова. Дрофа  2010.

Цели:

Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Количество часов

Количество часов в год – 102 часов.

Количество часов в неделю – 3 часа.

Критерии оценивания знаний и умений учащихся

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения. 

Оценка «4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний. 

Оценка «3» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть. 

Оценка «2» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы. 

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы. 

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения. 

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа. 

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа. 

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений. 

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь. 


Основное содержание (102 часа)

Герой художественного произведения (2 часа). Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. Подросток – герой художественного произведения.

История человечества в произведениях литературы (7 часов). Герои мифов, былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской». Портрет былинного героя. А.Н.Островский «Снегурочка».

Литература XIX века. Незабываемый мир детства и отрочества (42 часа). В.А.Жуковский. «Кубок», «Лесной царь». Незабываемый мир детства и отрочества. С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Фрагмент. Герой литературного произведения как читатель. С.Т.Аксаков «Буран». Пейзаж. Мир природы вокруг нас. И.А.Крылов «Два мальчика», «Волк и Ягненок». В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Портрет героя художественного произведения. А.С.Пушкин «К сестре», «К Пущину (4 мая)», «Послание к Юдину», «Товарищам». Гимн. М.Ю.Лермонтов «Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Три пальмы». «Панорама Москвы». И.С.Тургенев «Бежин луг». Речевая характеристика литературных героев. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» «Школьник». Герой художественного произведения и его имя. Л.Н.Толстой «Отрочество». Главы из повести. Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы». Фрагменты. А.П.Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Герой и сюжет. Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство». Темы. Фрагменты. Поступок героя и характер.

Еще немного приключений (13 часов). Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Теренс Хэнбери Уайт «Свеча на ветру». Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Жюль Верн «Таинственный остров». Оскар Уайльд «Кентервильское привидение».

Литература XX века. Читателям XXI века (16 часов). 20 век и культура чтения. М.Эндэ «Бесконечная книга». Т.Аверченко «Смерть африканского охотника». М.Горький «Детство». А.С.Грин «Гнев отца». К.Г.Паустовский «Повесть о жизни». Фрагменты. Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения — читателе. Ф.А.Искандер «Детство Чика».

Немного о школьных инсценировках (3 часа). Б.Таркинтон «Приключения Пенрода».

Родная природа в стихах русских поэтов(7 часов). И.А.Бунин «Детство», «Первый соловей». А.А.Блок «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом...». К.Д.Бальмонт «Золотая рыбка». Б.Л.Пастернак «Июль».

Великая Отечественная война в литературе (5 часов). К.М.Симонов «Сын артиллериста». Песни о Великой Отечественной войне. М.Лисянский «Моя Москва».

Национальный компонент (5 часов). Встреча с песней. Н.М.Ибрагимов «Во поле березонька стояла». Счастливая собачья жизнь в рассказе М.Валеевой «Щенки в чемодане».

Итоги (2 часа). Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе. Игра «Что? Где? Когда?». Читательская конференция. Обобщение изученного.


Календарно-тематическое планирование по литературе

№ п/п

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема урока

1

Введение в литературу. По страницам любимых книг.

2

Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе.

3

Былины - богатырский эпос русского народа. Чтение и пересказа былины «На заставе богатырской»

4, 5

Р/р. Былина «На заставе богатырской». Пересказ содержания (повествование). Пересказ описания окрестностей заставы (описание). Особенности повествования и описания в былине.

6

А.Н.Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах.

7

Снегурочка в пьесе А.Н.Островского.

8

Герои сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

9

Р/р. Сочинение (устное) «История Берендеева царства».

10, 11

Введение. В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Выразительное чтение стихотворного текста, выборочный пересказ.

12

Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь». Жанр баллады. Сюжет и герои баллады.

13, 14

С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».

15

Герой литературного произведения как читатель. Герой повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

16, 17

Очерк С.Т. Аксакова «Буран». Пересказ отрывка с сохранением стиля.

18

Пейзаж в произведениях русской литературы. Нахождение в тексте описания пейзажа, характеристика средств выразительности.

19

И.А.Крылов. Басни. «Два мальчика».«Волк и ягненок». Выразительное чтение басни. Определение морали.

20, 21

В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши».

22

В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Характер героини повести.

23

Портрет героя художественного произведения.

24, 25

Р/р. Творческая работа «Страницы из дневника…». Создание портретной зарисовки, пейзажа или отрывка из дневника.

26

А.С.Пушкин. Лирика дружбы .Анализ работы

27

А.С.Пушкин. Послания близким, друзьям и родным. «К сестре». «К Пущину». «Послание к Юдину». «Товарищам».

28

Р/р. Сочинение на тему «Пушкин-лицеист».

29

Гимн. Анализ сочинения

30

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Утес». «На севере диком».

31

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Эпиграмма. Средства художественной выразительности.

32

М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы».

33, 34

И.С.Тургенев «Бежин луг». Содержание очерка, выборочное чтение.

35

Пейзаж в очерке И.С.Тургенева «Бежин луг».

36

Герои рассказа «Бежин луг».

37, 38

Р/р. Речевая характеристика литературного героя. Сочинение монолога.

39, 40

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ работы

41

Н.А.Некрасов. «Школьник». Герой художественного произведения и его имя.

42, 43

Л.Н.Толстой. Факты биографии писателя. «Отрочество».

44

 Творческой работе по творчеству Л.Н.Толстого

45

Герой автобиографической повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Анализ работы

46

Ф.М.Достоевский. «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы».

47

Сатирический рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».

48

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Герой и сюжет.

49

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Глава «Экзамены». Поступок героя и характер.

50

Р/р. Творческая работа по описанию природного явления.

51

Проверочная работа по произведениям писателей 19 века о подростках

52, 53

Т.Х.Уайт «Свеча на ветру» Анализ работы

54, 55

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

56

Сюжет романа Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна»

57

Сопоставительная характеристика героев романа «Приключения Гекельберри Финна»

58

М.Твен и приключения Гека Финна.

59

Приключенческие произведения Ж. Верна.

60

Ж.Верн. Герои романа «Таинственный остров»

61

О.Уайльд «Кентервильское привидение».

62

О.Уайльд. Герои рассказа «Кентервильское привидение».

63

Особенности жанра рассказа «Кентервильское привидение».

64

Герой среди героев. Урок-практикум.

65

Роль книги в 21 веке

66

М. Эндэ «Бесконечная книга»

67

А.Т.Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника».

68

Автор и его герой в рассказе «Смерть африканского охотника».

69

М.Горький. «Детство».

70

Жизнь как «суровая сказка» в повести «Детство»

71, 72, 73

А.С.Грин. «Гнев отца».

74

К.Г.Паустовский. «Повесть о жизни».

75

Главы из «Повести о жизни» К.Г.Паустовского.

76, 77

Читатель-подросток и мир вокруг. Закрепление изученного, актуализация знаний.

78, 79

Ф. Искандер. Рассказ «Чик и Пушкин».

80

Р/р. Герой и автор. Сочинение.

81, 82

Немного о школьных инсценировках. Анализ сочинения

83,

84

Б. Таркинтон «Приключения Пенрода»

85,

86

Родная природа в стихах русских поэтов. И.А.Бунин.

87

Стихи А.А.Блока о родной природе.

88

Стихи К.Д.Бальмонта о родной природе.

89

Б.Л.Пастернак. «Июль».

90

Р/р. «Красота Земли – вещь священная».

91, 92, 93

Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы.

94

К.Симонов «Сын артиллериста».

95

М.Лисянский «Моя Москва»

96

Герой художественного произведения и автор.

97,

98

Встреча с песней. Н.М.Ибрагимов «Во поле березонька стояла»

99, 100

Счастливая собачья жизнь в рассказе М.Валеевой «Щенки в чемодане»

101

Игра «Что? Где? Когда?»

102

Читательская конференция. Обобщение изученного.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник «Литература. 6 класс. В 2 частях. /Т.Ф.Курдюмова. Москва: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература: «Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. / Б.А.Макарова, Н.В.Егорова. Москва: ВАКО, 2009.

Рабочая тетрадь. В 2 частях. Т.Ф.Курдюмова. Москва: Дрофа, 2008-2013

Практикум по литературе. Черных О.Г. Москва: ВАКО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по СБО 6класс школы 8вида

Предлагаю для ознакомления рабочую программу по СБО 6 класс школы 8 вида. Данная рабочая программа соответствует используемой в школах 8 вида Программы специалных (коррекционных) школ 8 вида: 5 - 9 кл...

рабочая программа по географии 6класс

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008 35 часов – 1 час в неделю федеральный компонент 35 часов...

Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....

Рабочая программа по обществознанию 6класс

6класс Рабочая программа по обществознанию...

Рабочая программа по ИЗО, 6класс

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерально...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературе 6класс

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена на основ - Протокола ПМПК № 92, коллегиального заключения  ПМПК,  рекомендаций ПМПК,  - Федерального компон...