Подготовка к сочинению по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Сабадашева Валентина Александровна

Каким мы видим Пушкина в поэме "Медный всадник"? Что волнует поэта? Чем он восхищается, что осуждает?

Последуем за поэтом в удивительное путешествие по строках поэмы!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каким я вижу А.С.Пушкина в поэме «Медный всадник»?

Слайд 2

Тезис За поэтической строкой, литературным образом, описанием событий жизни героя, его чувств и мыслей мы всегда видим автора – его душу, переживания и идеалы. Каким человеком предстает перед нами Александр Сергеевич Пушкин в самом загадочном, запрещенном при его жизни произведении, поэме Медный всадник»?

Слайд 3

Запрет на издание поэмы Несравненно значительнее и глубже был моральный удар, нанесенный Пушкину запрещением его поэмы. Дело в том, что за два последних года (1832 и 1833) он почти не печатал новых произведений — лирических стихотворений или поэм значительного содержания. Третья часть его «Стихотворений», вышедшая в феврале 1832 г., заканчивая хронологический ряд, начатый первыми двумя частями, подвела итог лирическому творчеству поэта за 1829—1831 гг., но не содержала почти ничего нового.

Слайд 4

Впервые были опубликованы здесь лишь стихотворение «Узник» (1822, среди стихотворений «разных годов») и «Сказка о царе Салтане ». В том же 1832 г. была напечатана « Осьмая и последняя глава» «Евгения Онегина», в 1833 г. — «Домик в Коломне» (в сборнике Смирдина «Новоселье»). Этих немногих вещей (и даже первого полного издания «Евгения Онегина» в 1833 г.) 4 было явно недостаточно для того, чтобы разрушить существовавшее в публике и раздувавшееся в журналах представление о «падении» таланта Пушкина, о том, что время его славы прошло, что он утратил свое былое значение и место главы романтической поэзии в русской литературе.

Слайд 5

Тяжесть удара, нанесенного Пушкину запрещением его самого значительного произведения 30-х годов, каким был «Медный Всадник», еще усугублялась тем, что оно почти совпало во времени с «пожалованием» поэта в камер-юнкеры двора, что глубоко его оскорбило. Недаром в цитированном выше письме к Нащокину Пушкин упоминает рядом эти две «новости», прибавляя к ним, правда, для самоутешения и третью: «зато Пугачев (т. е. «История Пугачева», — Н. И. ) пропущен, и я печатаю его на счет государя. Это совершенно меня утешило; тем более, что, конечно, сделав меня камер-юнкером, государь думал о моем чине, а не о моих летах — и верно не думал уж меня кольнуть» ( Акад. , XV, 118). Но, несмотря на эти самоутешения, невозможность опубликовать произведение, в которое он вложил, как поэт и мыслитель, так много творческих сил, глубоких размышлений и чувств, должна была угнетать его несравненно более, чем «утешала» возможность печатать исторический труд на казенный счет.

Слайд 6

После публикации Вступления «Медного Всадника» в «Библиотеке для чтения» (с автоцензурным изъятием) Пушкин, понимая невозможность полного ее опубликования, надолго отложил свою поэму.

Слайд 7

Тогда же, 13 марта, молодой поэт из дружественной к Пушкину семьи, Александр Карамзин, сообщал подобные же мысли своему брату Андрею в Париж: «После смерти Пушкина Жуковский принял, по воле государя, все его бумаги. Говорили, что Пушкин умер уже давно для поэзии. Однако же нашлись у него многие поэмы и мелкие стихотворения. Я читал некоторые, прекрасные донельзя. Вообще в его поэзии сделалась большая перемена, прежде главные достоинства его были удивительная легкость, воображение, роскошь выражений et une grâce infinie jointe à beaucoup de sentiment et de chaleur; 4 в последних же произведениях его поражает особенно могучая зрелость таланта; сила выражений и обилие великих, глубоких мыслей, высказанных с прекрасной, свойственной ему простотою; читая их, поневоле дрожь пробегает и на каждом стихе задумываешься и чуешь гения. В целой поэме не встречается ни одного лишнего, малоговорящего стиха! .. ».

Слайд 8

Вступление Отношение Пушкина к Городу. Чем любуется поэт? Что вызывает в нем улыбку? В каких строках мы видим юмор, радость поэта? Что он любит в Петербурге? Каким человеком А.С.Пушкин предстает перед нами?

Слайд 9

Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; …ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся;

Слайд 10

В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова,

Слайд 11

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса 2 .

Слайд 12

Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует.

Слайд 13

В каких словах Поэта мы слышим любовь и гордость за Россию, веру в ее будущее? Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия;

Слайд 14

Как изображен Петр I ? На берегу пустынных волн Стоял он , дум великих полн , И вдаль глядел. … Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!

Слайд 15

Кем восхищен Поэт? Рассмотрите два образа Петра I . Что ближе Пушкину? И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.

Слайд 16

Какие чувства к Петру I возникают у вас при чтении? Как Поэт относится к нему? Почему судьба царя так важна для Пушкина? Как это соотносится с судьбой России? Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? 5

Слайд 17

Почему не волны Невы, а угроза Евгения заставила «сойти» с постамента всадника и более нет ему покоя? Какая стихия победила Всадника? Бежать пустился. Показалось Ему, что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря , Лицо тихонько обращалось... И он по площади пустой Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье — Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне; И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.

Слайд 18

Что более всего волнует Пушкина в поэме : чья судьба? Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье... Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ. В волненье разных размышлений. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег. Евгений тут вздохнул сердечно И размечтался, как поэт:

Слайд 19

Чем в своем герое Поэт восхищен? Может ли противостоять стихии человек? На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился, бедный, Не за себя. Он не слыхал, Как подымался жадный вал, Ему подошвы подмывая, Как дождь ему в лицо хлестал, Как ветер, буйно завывая, С него и шляпу вдруг сорвал.

Слайд 20

Как и почему меняется лексика при описании героя? Какие чувства поэт испытывает к Евгению? Стеснилась грудь его. Чело К решетке хладной прилегло, Глаза подернулись туманом, По сердцу пламень пробежал, Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..»

Слайд 21

В каких словах мы видим поэта – философа? Что бы ответили на этот вопрос Пушкина? Вдова и дочь, его Параша, Его мечта... Или во сне Он это видит? иль вся наша И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей?

Слайд 22

С какими чувствами Пушкин изображает наводнение? Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь , На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен.

Слайд 23

Что возмущает Поэта? Что задевает нравственное чувство Пушкина? Каким человеком видится он в этих строках? Утра луч Из-за усталых, бледных туч Блеснул над тихою столицей И не нашел уже следов Беды вчерашней; багряницей Уже прикрыто было зло. В порядок прежний всё вошло. Уже по улицам свободным С своим бесчувствием холодным Ходил народ. Чиновный люд, Покинув свой ночной приют, На службу шел. Торгаш отважный, Не унывая, открывал Невой ограбленный подвал, Сбираясь свой убыток важный На ближнем выместить. С дворов Свозили лодки.

Слайд 24

Что более всего потрясает Пушкина? На каких словах вам хотелось бы сделать акцент? Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А спал на пристани; питался В окошко поданным куском. Одежда ветхая на нем Рвалась и тлела. Злые дети Бросали камни вслед ему. Нередко кучерские плети Его стегали, потому Что он не разбирал дороги Уж никогда; казалось — он Не примечал. Он оглушен Был шумом внутренней тревоги. И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни сё, ни житель света, Ни призрак мертвый...

Слайд 25

О чем это произведение заставило подумать?

Слайд 26

УСПЕХА! Запишите свои размышления над темой. Цитаты помещайте посередине листа. Постарайтесь сделать свое сочинение эмоциональным. Высказывайте свои впечатления и мысли, выдерживая стиль речи. Что вам дала работа над поэмой? Что нового для себя вы узнали? Если работа не вызвала у вас интереса, найдите свою тему для сочинения по поэме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

Планы сочинений по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Презентацию можно использовать при подготовке к сочинению по поэме "Мцыри" ( Темы:"Какие стороны личности Мцыри, его характера близки Лермонтову"; "Романтизм  поэмы  М.Ю.Лермонтова «Мцыри»"...

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

Презентация "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "

Презентация "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "...

Лермонтов М.Ю. Поэма "Мцыри". Обучающее сочинение по поэме. Урок РР в 8 классе.

Рабочие материалы к уроку  РР по литературе в 8 классе в форме презентации....

Аттестационное сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В 2014 -- 2015 учебном году впервые до ЕГЭ учащиеся 11 классов должны были писать аттестационное сочинение. Учителя Московской области в Сергиевом Посаде проходили специальные курсы и сами писали экза...