Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Казюлина Ольга Владимировна

            Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного образования в 8 классе  – 70 часов.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. 

Учебник-хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_dlya_8_klassa.docx83.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

 Первомайского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению  методическим  советом школы

Протокол № 1 от 31.08.2017г.                                                  

                                                       Утверждаю

                                                           Директор    МБОУ "Первомайская  средняя общеобразовательная  

                                                            школа"

                                                            __________________   А.Ю.Самохвалов

                                                            Приказ  №133/5 от 31.08.2017г.  

Рабочая программа

по литературе

для  8  класса

на 2017-2018 учебный год

                                                                                                                 Составитель: Казюлина Ольга Владимировна

                                                                                                                                       учитель высшей квалификационной категории

                                                                                                                                       Согласовано  :                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                       Заместитель директора по УВР

                                                                                                                                        Подпись __________   (М. С. Габуева)

                                                                                         Дата  31.08.2017г.                                                                

п. Первомайский

 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);                                      

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного  и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

          Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

               Воспитательные задачи:

  • формировать эстетические идеалы, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
  • воспитывать доброту, сердечность сострадание как важнейшие качества развитой личности.

    Образовательные задачи:

  • формировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; осваивать предлагаемые произведения как искусство слова;
  • формировать речевые умения – умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.  

Основным принципом обучения является разноуровневый подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.

Основной формой организации образовательного процесса при обучении литературе в 8 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-проект.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • ИКТ;
  • метод проектов;
  • исследовательские работы обучающихся;
  • технологии творческих мастерских;
  • игровые технологии

               

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.

Виды контроля

Выходной контроль:

  • - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

 Промежуточный:

  • - устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  • - выразительное чтение текста художественного произведения;
  • - заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • - устный или письменный ответ на вопрос;
  • - устное словесное рисование;
  • - комментированное чтение;
  • - характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  • - установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • -  анализ  (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • -  выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • -  подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
  • -  работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
  • - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • - создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
  • -  участие в дискуссии, заседании круглого стола,  утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

 

Формы и средства контроля

        В 2015-2016 учебном году плановых контрольных работ:  4

Классное сочинение – 2

Домашнее сочинение – 2

Планируемый уровень подготовки 

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать/понимать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

         наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

         основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

         основные теоретико-литературные понятия;

         уметь:

         работать с книгой

         определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

         выявлять авторскую позицию;

         выражать свое отношение к прочитанному;

         выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

         владеть различными видами пересказа;

         строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

         участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

         

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач с различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Личностные результаты изучения литературы:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности
    и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-
    временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
    отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм со-
    циальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и
    сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процес се образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
    деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
    способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и но аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально ив группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументи ровать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мислей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них заложенных вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения(элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ «Первомайская СОШ». 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе основного образования в 8 классе  – 70 часов.

       

Используемый УМК:

  Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия  для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Меркин Г.С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012    

  Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев,  5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;

   Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2009

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы и темы

Содержание учебного материала

Всего часов

Теория

Практика

Контрольные работы

Домашнее сочинение

Классное сочинение

Введение

1

1

2.

Устное народное творчество

Былины

Русские народные песни

3

1

2

3.

Из древнерусской литературы.

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

3

3

0

4

Из литературы XVIII века.

М.В.Ломоносов

Г.Р.Державин

Д.И.Фонвизин

4

2

2

5

Из литературы XIX века.

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Н.А.Некрасов

И.С.Тургенев

Л.Н.Толстой

М.Е.Салтыков-Щедрин

А.А.Фет

Н.С.Лесков

А.П.Чехов

33

13

20

2

1

6

Из литературы XX века.

М.Горький

И.А.Бунин

А.И.Куприн

В.В.Маяковский

С.А.Есенин

И.С.Шмелев

М.М.Пришвин

К.Г.Паустовский

Н.А.Заболоцкий

А.Т.Твардовский

Б.Васильев

В.Шукшин

19

9

10

0

1

7

Из зарубежной литературы

У.Шекспир

Р.Бёрнс

Р.Л.Стивенсон

Мацуо Басё

А.де Сент-Экзюпери

Я.Купала

7

2

5

Итого

70

31

39

2

2

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Из литературы ХVIII века (4 ч.)

.Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа»  (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

 Из литературы ХIХ века (33ч)

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка».  Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. 

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов  XIX века

А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.

А.Н.Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»  (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Из литературы ХХ века (19 ч)

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Теория литературы: романтическое движение в повести.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:  А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.      

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Из зарубежной литературы (7 ч.)                                                              

  У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы ХХ века 

М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»;  В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».  

КОНТРОЛЬ

Уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Тема

Вид контроля

№ урока

Дата проведения

по плану

Фактич

1

А.С.Пушкин

Классное сочинение

23

2

Н.В.Гоголь

Домашнее сочинение

33

3

Л.Н.Толстой

Домашнее сочинение

44

4

Литература 20 века

Промежуточная аттестация

Классное сочинение

63

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

-образную природу словесного искусства;                                                                                                           - содержание изученных литературных произведений;                                                                                                            - основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;                                                                                                         - изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;                                                                                                     - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;                                   - определять род и жанр литературного произведения;                                                                                                            - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;                                                              - давать характеристику героев;                                                                                                                                                   - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;                                       - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;                                                                     - выявлять авторскую позицию;                                                                                                                                                        - выражать свое отношение к прочитанному;                                                                                                                            - выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;                                                                           - владеть различными видами пересказа;                                                                                                                                 - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;                                                                                                                                             - участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;                                                                                                                                             - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для

- создания связного текста;                                                                                                                                                      - определения своего круга чтения;                                                                                                                                          - поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.

Календарно-тематическое планирование 

урока

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Содержание урока

Виды,

формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

плану по

фактич ески

  1. Введение (1 ч)

1

Художественная литература и история

1

Урок теоретических знаний

Выявление значения художественного произведения в культурном наследии страны. Знакомство с учебником.

 Составление вопросов к статье, беседа, письменный ответ на вопрос

Стр.5-10,вопросы

Индивидуальные задания

Устное народное творчество (3ч)

2

Исторические песни16 века. «Иван Грозный молится по сыне»

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности исторической песни16века, своеобразие песни «Иван Грозный молится по сыне»

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.

Стр.10-11,14-15,индивидуальные задания

3

Исторические песни 17 века

 «Плач Ксении»

«Возвращение Филарета»

1

Синтетический урок, включающий слово учителя и беседу по содержанию.

Особенности исторической песни 17 века, художественные идеи «Плача Ксении», жанровые особенности песни «Возвращение Филарета»

Работа с учебником, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом

Стр.12-13,

15-18, выразительное чтение

4

Песни о Степане Разине,  20-е годы 17 века - начало 18 века, солдатские песни18- 19 веков

1

Урок чтения и изучения произведений

Выявление исторической основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенностей их поэтики

Работа со статьями учебника, беседа по вопросам

Стр.19-21,

22-27 (пересказ),

Из древнерусской литературы (3 ч)

5

«Житие Сергия Радонежского»

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление исторической основы фрагментов «Сергия Радонежского»,художественных особенностей произведения, роли подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России

Составление цитатного плана статьи учебника, исследовательская работа с текстом, худ. пересказ

Стр.30-31, вопросы на стр.31-32, индивидуальные задания

6

«Слово о погибели Русской земли…»

1

Урок усвоения новых знаний

Художественная идея произведения, особенности поэтики «Слова…»

Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом

Стр.32-38,вопросы на стр.39

7

«Житие Александра Невского»

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление стилистических особенностей «Жития…», авторской позиции к А.Невскому, преклонении перед его ратной и государственной деятельностью

Художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьёй учебника

Стр.41-45,

Ода «Вельможа» Державина

Из литературы 18 века (4ч)

8

Г.Р.Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа». Державин и Тамбовский край.

1

Синтетический урок

Выявление авторской позиции, традиций и новаторства в произведении

Работа по вопросам и заданиям учебника

Стр.45-47 ,

Вопросы, индивидуальные задания

9

Г.Р.Державин «Памятник»

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление темы индивидуальной поэтической славы в стихотворении поэта

.Выразительное чтение «Памятника»,переводов из Горация, Ломоносова

Стр.48-51, индивидуальные задания,

Стр.68-71

10

Краткие сведения о Н.М.Карамзине. Карамзин и Пушкин

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с некоторыми фактами биографии Карамзина, выявление значения творчества

Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы

Стр.51-65, вопросы на стр.65,индивидуальное задание

11

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление особенностей сентименталистской концепции личности, развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся

Исследовательская работа с текстом и оформление результатов в виде таблицы

Стр.71,

стр.72-79,

индивидуальные задания

Из литературы 19 века (29+3 ч)

12

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм.                        Е.А. Баратынский и Тамбовский край. 

1

Урок усвоения новых знаний

Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века, явлений общественной и литературной жизни, особенностей романтизма как литературного направления

Сообщения учащихся,

Работа со статьями учебника

Стр.80-84,

85-89, выразительное чтение

13

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое»

1

Синтетический урок

Биография поэта.  Анализ перевода баллады Гёте

Беседа по вопросам, выразительное чтение.

Стр.86-89, отрывок наизусть

14

К.Ф.Рылеев

 «Иван Сусанин»

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, выявление особенностей взгляда Рылеева на историю, жанр дума

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Стр.100 -103,103-107-пересказ,

109-118

15

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина.

 «19 октября» (1825). Тамбовские корни рода Пушкиных.

1

Урок усвоения новых знаний

Актуализация полученных знаний, выявление художественной идеи стихотворения. Особенности композиции, своеобразие языка.

Ответы на вопросы, выразительное чтение

Наизусть стихотворение, посвящённое теме лицейской дружбы

16

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

«Песни о Стеньке Разине»

1

Отработка навыков выразительного чтения

Отработка навыка выразительного чтения, выявление художественной идеи «Песен о Стеньке Разине»

Выразительное чтение наизусть, самостоятельная работа

Стр.119-127,прочитать 1-2 главы, вопросы на стр.229

17

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Историческая основа романа. Тема семейной чести в романе (анализ 1-2глав)

1

Урок усвоения новых знаний

Творческая история произведения, анализ 1-2глав.

Пересказ статьи учебника, выразительное чтение фрагментов, ответы на вопросы

Прочитать

3-5главы, вопросы на стр.230-231

18

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой»

(анализ 3-5глав)

1

Урок чтения и изучения произведения

Знакомство с порядками Белогорской крепости, образы главных героев, смысл противостояния Гринёва и Швабрина

Сообщения обучающихся, исследовательская работа с текстом

Прочитать 6-9 главы, вопросы на стр.231-233

19

Падение Белогорской крепости. Отношения Гринева и Пугачева (анализ 6-7 глав)

1

Урок усвоения новых знаний

 Выявление художественной идеи романа

Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение по ролям

Прочитать  10-12 главы

Вопросы на стр.233

20

Изображение народной войны и ее вождя (главы 8-12)

1

Урок чтения и изучения произведения

Анализ произведения

Индивидуальные задания, беседа по вопросам, тест

Прочитать 13-14 главы

21

Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ произведения

Индивидуальные задания, беседа по вопросам

Перечитать главы романа, систематизировать материал о главных героях

22

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок развития речи

Работа над темами сочинения

Развитие письменной речи, отработка умения правильно и логично излагать свои мысли на письме

Стр.234, готовиться к сочинению

23

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок контроля знаний

Характеристика главных героев романа

Сочинение

Стр.237-243, перспективное задание наизусть: отрывок из поэмы «Мцыри»

24

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Лермонтов и Тамбовский край.

1

Урок усвоения новых знаний

Прослушивание поэмы «Мцыри», выявление смысла эпиграфа к поэме

Выразительное чтение фрагментов поэмы, беседа по вопросам

Стр.243-266, вопросы на стр.269-270

25

Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца

Ответы на вопросы,

тест

Наизусть отрывок из поэмы на выбор

26

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри»

1

Урок чтения произведений

Формирование навыка выразительного чтения

Выразительное чтение наизусть

Стр.275-276,279-280

27

Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

1

Синтетический урок

Слово о писателе. История создания пьесы. Знакомство с афишей произведения

Сообщения обучающихся, толкование «говорящих» фамилий

Прочитать 1д., подготов. по ролям явл.1,3,6

28

«Сборный город всей тёмной стороны». Анализ 1 действия

1

Синтетический урок

Выявление авторской позиции, цитирование фрагментов

Исследовательская работа с текстом, сообщения обучающихся

Прочитать 2д.,состав. цитатный план рассказа о Хлестакове (2д.,явл.1-7)

29

Хлестаков и городничий.

Анализ 2 действия.

1

Урок чтения и изучения

пьесы

Выявление общей логики        поведения и речи городничего и Хлестакова

Выразительное чтение по ролям, составление цитат. плана-характеристики

Прочитать 3д.,индивидуальное задание (пересказ явл.1-3), групп-чтение по ролям явл.5-7

30

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».

Анализ 3 действия

1

Урок чтения и изучения пьесы

Выявление особенностей механизма превращения ничтожества в «вельможу» и «значительное лицо»

Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, исследовательская работа

Прочитать 4д., индивидуальные и групповые  задания

31

Хлестаков – ревизор.

Анализ 4 действия

1

Урок чтения и изучения пьесы

 Выявление особенностей мира чиновников города, процесса превращения ничтожества во взяточника

Художественный пересказ сцен, чтение по ролям

Прочитать 5д.,индивидуальные и групповые задания

32

Художественная идея комедии. Анализ 5 действия

1

Урок чтения и изучения пьесы

Соотнесение смысла эпиграфа и заключительной сцены

Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ

Стр.370-378, составить рассказ о героях

33

Речь как средство создания образов героев комедии. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Особенности речевой манеры героев, определение сущности понятия «хлестаковщина», реалистическая направленность комедии

Исследовательская работа с текстом,

тест

Написать сочинение,

Стр.3-4,прочитать 1-7главы

«Аси»

34

Краткие сведения о

И.С.Тургеневе. Повесть «Ася». Господин Н.Н. и Гагин

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе, внутреннее сходство господина Н.Н. и Гагина

Сообщения обучающихся, выразительное чтение фрагментов повести

Прочитать 8-14главы, подготов. рассказ о героях

35

Композиция повести. Образ Аси

1

Урок чтения и изучения повести

Выявление особенностей композиции повести, причин, обусловивших противоречивость поступков героини

Исследовательская работа с текстом, составление цитатного портрета героини(2гл)

Прочитать 15-22главы

Стр.49-57, вопросы

36

Образ природы. Тема рока в повести

1

Урок чтения и изучения повести

Выявление смысла роковых предзнаменований, художественной идеи произведения

Дискуссия,

тест

Письменный ответ на вопрос№2 на стр.57,стр.59-63

37

Краткие сведения о Н.А.Некрасове.

«Внимая ужасам войны»

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о поэте. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

Художественная идея стихотворения.

 Ответы на вопросы, выразительное чтение.

Стр.65-67, вопросы

38

Н.А.Некрасов. «Зелёный шум». Картина А.А.Рылова «Зелёный шум»

1

Синтетический урок

Выявление гуманистической идеи стихотворения, подготовка к сочинению по картине

Сочинение по картине А.А.Рылова

Стр.69-75,вопросы

39

Краткие сведения об

А.А.Фете.  «Целый мир от красоты», «Учись у них – у дуба и берёзы…»

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о поэте, выявление художественной идеи стихотворений

Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение

Стр.76-82

40

Краткие сведения об

А.Н.Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета  

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о драматурге. Особенности сюжета сказки.

Чтение сказки по ролям, обсуждение

Стр.83-105, вопросы,

индивидуальные задания

41

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе

1

Урок чтения и изучения пьесы

Особенности конфликта сказки, формирование навыка составления литературного  комментария

 Составление  комментариев

образов героев сказки

Стр.105-106, 107-116, вопросы

42

Краткие сведения о Л.Н.Толстом. «Отрочество»

1

Синтетический урок

Слово о писателе, выявление особенностей мировосприятия Николеньки Иртеньева

Пересказ, ответы на вопросы

Стр.117-123,вопросы

43

Л.Н.Толстой  

«После бала». История создания. Анализ 1части.

1

Урок чтения и изучения произведения

История создания рассказа,

Выявление исторической и философской основы произведения

Исследовательская работа с текстом

Стр.123-126, вопросы

44

Л.Н.Толстой

«После бала». Анализ 2части

Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок чтения и изучения произведения

Выявление художественной идеи рассказа

Выразительное чтение, дискуссия,

тест

Сочинение.

Стр.131-136(индивид.задания),

138-152

Из литературы 20 века (18ч+1ч)

45

М.Горький. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности

1

Синтетический урок

Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького

Исследовательская работа с текстом

Стр.153-179,

вопросы

46

М.Горький. «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика

1

Урок усвоения новых знаний

Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал

Пересказ, составление сравнительной характеристики героев

Стр.182-188,

вопросы

47

Краткие  сведения о В.В.Маяковском 

1

Урок усвоения новых знаний

Актуализация знаний, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта

Самостоятельная работа по вопросам на стр.188

Стр.188-190, вопросы

48

Поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям»

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление художественной идеи стихотворения, два взгляда на мир

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Стр.191-197,

вопросы

49

Краткие сведения о

Н.А.Тэффи.

 «Свои и чужие»

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с фактами биографии ,выявление особенностей построения сюжета и композиции лирической сатиры Тэффи

Исследовательская работа с текстом

Стр.198-205,

вопросы

50

 М.М.Зощенко.

«Обезьяний язык»

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление особенностей языка и стиля рассказов

Пересказ,

ответы на вопросы

Стр.206-213, вопросы

51

Н.А.Заболоцкий.

«Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка»

1

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о поэте,

Выявление художественной идеи стихотворений

Пересказ, выразительное чтение

Выучить наизусть стихотворение на выбор

52

Выразительное чтение стихотворений Н.А.Заболоцкого

1

Урок усвоения новых знаний

Формирование навыка выразительного чтения

Выразительное чтение наизусть

Подобрать пословицы, афоризмы о красоте

53

Развернутый ответ на проблемный вопрос «Что есть красота?»

1

Урок развития речи

Рассуждение на данную тему

Развернутый ответ на проблемный вопос

Стр.214-223, вопросы,

Индивидуальные задания

54

М.В.Исаковский

«Катюша». Стихотворения Тамбовских поэтов о Великой Отечественной войне

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, выявление особенностей поэтики песни, художественной  идеи произведения

Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение

Стр.223-230, наизусть, индивидуальные задания

55

М.В.Исаковский

«Враги сожгли родную хату»

1

Урок усвоения новых знаний

Выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине

Выразительное чтение наизусть, сообщения обучающихся

Стр.231-236, вопросы, 237-241

56

А.Т.Твардовский

Краткие сведения о биографии. «За далью – даль». История создания поэмы. Анализ 1главы.

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о поэте, история создания поэмы, смысл названия, художественная идея 1главы

Выразительное чтение, сообщения обучающихся, исследовательская работа

Стр.242-251, вопросы, индивидуальные задания

57

А.Т.Твардовский «За далью – даль».

Анализ главы «Огни Сибири»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Выявление художественной идеи главы, проявляющейся в глубокой вере автора в русский народ

Сообщения обучающихся, выразительное чтение

Стр.252 -254, вопросы,

презентация

58

В.П.Астафьев. Краткие сведения о биографии. «Фотография, на которой меня нет»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Слово о писателе, формирование навыка выразительного чтения прозы

Презентация

Пересказ, обсуждение

Стр.254-270, вопросы

59

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Образ рассказчика.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Выявление художественной идеи рассказа, особенности образов героев, авторская позиция

Аналитическое прочтение, ответы на проблемные вопросы

Стр.273-276,

276-285,

презентация

60

В.Г.Распутин.

Краткие сведения о биографии. «Уроки французского»

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе. Тематика произведений, выявление гражданской позиции писателя

Презентация

Ответы на вопросы

Стр.285-301, вопросы

61

Нравственная проблематика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Урок чтения и обсуждения

Выявление художественной идеи рассказа, развитие коммуникативных умений учащихся

Выразительное чтение и его анализ

Подготовиться к итоговому уроку по русской литературе 19-20 веков

62

Итоговый урок по русской литературе 19-20 веков.

1

Урок контроля

Произведения литературы XIX –ХХ веков, теория литературы, связанная с изучением данных произведений.

тестирование

Подготовиться к сочинению по курсу литературы 8 класса

63

Промежуточная аттестация. Сочинение

1

Урок контроля

Сочинение по курсу литературы 8  класса

Сочинение

Стр.303 вопросы

Стр.304-305

Из зарубежной литературы (7ч)

64

Эпоха Возрождения.

У.Шекспир. Краткие сведения о биографии. История сюжета и прототипы трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Урок усвоения новых знаний

Воссоздание эпохи Возрождения, знакомство с некоторыми фактами биографии Шекспира, прототипами героев трагедии.

Слайдовая презентация, чтение трагедии по ролям

Стр.306-308, прочитать 2акт трагедии «Ромео и Джульетта

65

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Синтетический урок

Выявление проблематики трагедии, художественной идеи, проявляющейся в утверждении идеалов эпохи Возрождения

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы

Прочитать

3,5акты трагедии, стр.340-344, вопросы

66

Мигель де Сервантес Сааведра. Краткие сведения о биографии. Роман «Дон Кихот»

1

Синтетический урок

Слово о писателе. Проблематика произведения.

Презентация

Обсуждение проблемных вопросов

Стр.346-358, вопросы, презентация

67

Мигель де Сервантес Сааведра. Обзор романа «Дон Кихот»

3

Синтетический урок

Выявление художественной идеи романа

Обсуждение проблемных вопросов

Стр.359-360

68

Итоговый урок.

1

Урок-беседа

Подведение итогов

Рекомендации летнего чтения

69-70

Резерв

2

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебно – методический комплект

Учебник-хрестоматия по литературе для 7-го класса, автор-составитель Г.С.Меркин,  наиболее полно соответствуют разработанной рабочей программе, предусматривающей изучение фольклорных произведений, произведения классиков ХVIII, ХIХ  и ХХ веков.

В учебнике-хрестоматии помещены статьи, позволяющие учащимся знакомиться с фактами жизни и творчества писателей и поэтов, тексты произведений.

Предложенная система вопросов и заданий при изучении художественных произведений позволяет учащимся лучше воспринимать и анализировать художественные тексты, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств  и т. д.

  1.Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев,  5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;

 2.Г.С. Меркин. Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: Русское слово, 2012.

3.Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2008.

4. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2008

2. Для учителя

  1. Беленький Г.И., О.М. Хренова. Читаем, думаем, спорим... 8 класс. М.: «Просвещение», 2000-2003.
  2. Журнал «Литература в школе»
  3. Каштан И.Е., Пустовойт П.Г. Русская литература XIX века. I половина. Хрестоматия литературно-критических мемуарных и эпистолярных материалов. М.: «Просвещение», 1987.
  4. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе. -М: Просвещение, 1985.
  5. Литература. Приложение к газете «Первое сентября»
  6. Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2008
  7.  Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс. М., 1997.
  8. Прыгунова Е.Н., Разумова И.А.. Преподавание фольклора. Полный курс. Методическое пособие. СПб.
  9.  Сушилин  И.П.. Русская литература Х1Х-ХХ веков: конспективное изложение программных тем. М.: Изд. МГПУ, 2000.
  10. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2006 г.
  11. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы.8 класс. Методическое пособие. М, «Русское слово», 2010

Для учащихся

1.Акимов В.М. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы XX века. Санкт-Петербург, 1994.

2.Библиотека русского фольклора: частушки. М., 1990.

3.Большая школьная энциклопедия. Т. 1. М.: «Олма-Пресс», 2000.

4. В поисках золотого руна: мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах: Книга для учащихся. - М: Просвещение, 1994. 

5.Демиденко Е. Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы // Литература. 1999. № 43.

6.Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2 ч. -М.: Просвещение, 1997.

7.Рогачевская Е. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5-9 классы. М.: «Школа-ПРЕСС», 1993.

5.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература, ч. 2. XX век. /Гл. редактор М.Д. Аксенова. М.: Аванта плюс, 2000.

6.Энциклопедия литературных героев. - М.: АГРЛФ, 199')

7.Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература ХУШ-Х1Х веков. - М.: АСТ Олимп, 1997.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988.

9.Г. С. Меркин Литература. 7 класс. Учебник – хрестоматия. – М.: Русское слово, 2012.

10.Анализ художественного текст/ О.В. Касперская – Волгоград: Учитель, 2011

11.Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.

12.Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин)

Интернет  - ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы.  

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://moshkow.tomsk.ru/win/ - библиотека Максима Мошкова

http://profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе

http://edu.tsu.ru/ -Образовательный портал ТГУ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.auditorium.ru/aud/index.php -социально-гуманитарное и политологическое образование

Иван Сергеевич Тургенев http://www.turgenev.org.ru/

Искусство метафоры http://metaphor.narod.ru/

К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала ХХ вв на уроках литературы http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/3/

Кафедра русской литературы Тартуского университета http://www.ruthenia.ru/

Мир слова русского http://www.rusword.com.ua/rus/index.php

Платоновская энциклопедия http://students.washington.edu/krylovd/APindex.html

Словарь литературоведческих терминов http://slovar.by.ru/dict.htm

Стихи.ру http://www.stihi.ru/

Вавилон (Современная русская литература) http://www.vavilon.ru/

Владимир Маяковский http://mayakovsky.narod.ru/

История литературы Древней Руси http://ppf.asf.ru/drl/

Электронная библиотека Александра Белоусенко http://belousenkolib.narod.ru

Марина Цветаева. Жизнь в искусстве http://www.mtu-net.ru/rayner/

Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.pushkin.ru/

Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/

Словесность http://www.litera.ru/slova/

Русский фольклор в современных записях http://www.folk.ru/

Жемчужины английской поэзии http://members.tripod.com/~poetry_pearls/

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» http://www.cl.ru/education/lib/data/r00104.htm

Иосиф Бродский. Полное собрание сочинений http://www.geocities.com/Athens/8926/Brodsky/

Каталог. Историко-литературное издание http://litcatalog.al.ru/

Макондо – мир Габриэля Гарсиа Маркеса http://macondo.h1.ru/index.php

Заветный список http://zs.phil.pfu.edu.ru/

Русский переплет http://www.pereplet.ru/

Классика.Ru http://www.klassika.ru/

М.А. Булгаков http://www.bulgakov.km.ru/

Литература в 10-м классе http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html

Русская поэзия 60-х годов http://www.ruthenia.ru/60s/

Древнерусская литература http://old-russian.chat.ru/

Русский фольклор http://rusfolk.chat.ru/ 

С пятиклассниками о понятии композиции http://www.sch57.msk.ru/collect/vlkcomp.htm

Приют спокойствия, трудов и вдохновения http://www.libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

Рисунок акварелью http://risunok.da.ru/

Роль портрета в художественном произведении http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm

Технические средства обучения.

  • Компьютер
  • Проектор      
  • Принтер

Программные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2017-2018 учебный год

Программа составлена к учебнику Т.Ф.Курдюмовой 6 класс 105 часов...

Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочие программы по химии на 2017-2018 учебный год

Рабочие программы учителя по учебному курсу "Химия" 8-11 классы. УМК Габриелян О.С.. 2 часа в неделю. 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год

Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....

Рабочая программа по математике на 2017-2018 учебный год ( 8 класс, на дому, VIIII вид)

Рабочая программа и КТП по математике 8 класс ( VIII вид)...

рабочая программа по английскому языку 2017-2018 учебный год

рабочая программа по английскому языку 2017-2018 учебный год...