Урок внеклассного чтения в 5 классе на тему: "Пою мой край родной" по творчеству С.П. Данилова якутского поэта
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Урок внеклассного чтения посвящен творчеству С.П.Данилова якутского поэта. В ходе урока учащиеся познакомятся познакомятся с его биографией, творчеством. Услышат чтение стихотворения "Снег" в исполнении автора. Сделают иллюстрации, проведут сравнение с произведениями Паустовского, выразительно будут читать стихи Данилова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie_v_5_klasse.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение в 5 классе.

Тема: «Пою мой край родной» (по лирике С.П. Данилова, поэта Якутии)

Цель урока: показать талант С.П. Данилова; определить  особенности лирики поэта.

Задачи:

- личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; воспитание нравственных качеств; воспитание любви к природе как выражение чувства любви к родному краю.

- метапредметные: обучить отбирать материал текста для работы над темой; развить навыки сравнительного анализа; развить навыки групповой работы и работы со словарем; развитие монологической речи;

- предметные: познакомить с биографией С.П. Данилова, его творчеством.

Ожидаемые результаты:

- личностные: обучающиеся смогут оценить поэтический  талант С.П. Данилова на примере его стихов и смогут уяснить для себя  уроки любви к Родине.

- метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать выразительное чтение и культуру речи;

- предметные: обучающиеся смогут объяснить значение слов олонхо, алас, улус, яранга, изучат биографию С.П. Данилова.

  Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма работы обучающихся: индивидуальная,  в парах.

Межпредметные связи:

1.С русским языком

2.С музыкой

3.С изобразительным искусством.

Оборудование:

Портрет поэта, газета на тему, выставка рисунков учащихся, выставка книг Данилова, грамзапись «Снег» в чтении автора, презентация.

Ход.

1. На фоне звучания якутской музыки:

  1. Какая звучит мелодия? Какому народу она принадлежит? О чем пойдет речь на уроке? Какая тема урока? Какие цели и задачи урока?

 Сегодня мы познакомимся со стихами современного якутского поэта С.П. Данилова, в которых он выспел свой край родной – Якутию. К этому уроки вы готовились: учили стихи, иллюстрировали их, побывали на экскурсии, написали сочинение. Теперь ваша задача – выразительно прочитать выбранное вами стихотворение, проанализировать его.

Эпиграфом стали слова С.П. Данилова

«Люблю тебя, Якутия моя,

отчизна; занесенная снегами»

вы должны сделать вывод, почему именно его взяли. В течение урока вам встретятся слова: олонхо, алас, улус, яранга. Кто их может объяснить?

2.Словарная работа.

Алас – круглое поле или круглый лес в лесу, поляна окруженная лесом. До революции якуты жили в 1 аласе одна семья.

Олонхо – якутский эпос.

Улус – улусный – административная единица в Якутии до районирования. Улус мы сейчас называемся районом. Например: Ботурууский улус – ныне Алексеевский район.

Яранга – конусообразный шатер, палатка, крытая шкурами.

3.Вступительное слово учителя.

Якутия – одна из автономных республик великой Родины, которая зовется Советской страной. Это край несметных богатств, полноводных, глубоких рек, безбрежных просторов. Край выносливых и трудолюбивих людей.

Якутия. Какой ты была тогда, в начале  века? Мрак и холод, насилие и произвол царили на безбрежных просторах этой отдалённейшей окраины России. Царское правительство не хотело и не могло развивать экономику и культуру далекого края и превратило его  в суровую, безжалостную «страну ссылок». Народ жил в темноте, в горестном, суеверном страхе, не имея своей письменности, художественной литературы. Посетив музей, вы убедились в том, какими были условия жизни якутского народа. Вы поразились видам юрты, цифрами, говорящими о тяжелой жизни дореволюционной Якутии.

Вася пишет в своем сочинении: «Даже не верится, что такое могло быть! В Таттинском улусу в 1917 году на 12 142 жителя было 5 школ и только 8 учителей. Зато церквей и часовен – 11, попов – 4, шаманов – 20, ссыльных – 146, грамотных – 1,6%. Только после Великой социалистической революции неузнаваемо изменился этот край».

Недели сливаются в годы,

Годов нескончаем поток,

Под солнцем свободы раскрылась

Якутия, словно цветок.

Народ мой; плечом касаясь

Русского брата плеча,

Широко, и смело, твердо

Шагает путем Ильича

        Элляй.

И нам кажется невероятным цветение яблонь в районах вечной мерзлоты, с удовлетворением смотрим мы спектакли якутских актеров, узнаем о ценных открытиях якутских ученых, с восторгом читаем произведения якутских писателей и поэтов и гордимся тем, что

Живем теперь мы ярко и светло

ушли в былое муки и невзгоды,

и солнце долгожданное свободно

над нашими жилищами взошло

таким словами выразил гордость своей Родиной С.П. Данилов, с биографией которого вас познакомят.

4.Сообщение учащихся о жизни и творчестве С.П. Данилова.

5.Сообщение ученика о стихах Данилова С.П. для детей.

6. Чтение стихотворения «Снег» автором (на пластинке).

Задание: Послушайте стихотворение и подумайте, каким чувством проникнуто оно (поэт передает красоту, чистоту зимней природы, чувство своей связи с этой природой. Холодный лишь с виду жжет, стоит лишь к нему прикоснуться. И от этого снежного огня пламенеет сердце.

Словарная работа: снег поет, пламенеет сердце.

7. Чтение и анализ стихов, выученных учащимися.

7.1.Чтение и анализ стихотворения «Май»

План

А) Главная мысль стихотворения.

Б) Чем оно понравилось вам?

В) Какие изобразительные средства языка использовал автор (обратить внимание на выразительное чтение. Рисунки учащихся к стихотворению)

Учитель:

- Не правда ли славное стихотворение? Живописна каждая строка. И такое светлое оно, такая в нем жизнь!

- Анализ иллюстрации «Подснежники». Чем привлекла нас она?

- Прослушайте стихотворение «Подснежники».

 - Что общего между иллюстрацией и стихом?

 - Можно ли взять её в стихотворению?

- Почему?

(подснежники, не боясь непогоды, стужи, храбро распахивают лепестки свои, украшая «суровый край»).

7.2.Чтение стихотворения «Жаворонок» по ролям.

Задание: - кто вам из чтецов больше всего понравился?

- чем именно понравился?

7.3.Чтение стихотворения «Ливень». Класс задает вопросы чтецу.

Учитель:

Стихотворение заставляет ощутить в себе самом радостный поток жизни, когда все в полной мере – полно – весны капли дождя, земля напилась досыта, ребятишки бегают оравой.

7.4. Коллективная работа нал стихотворением «Первый снег».

Каждому карточка-задание.

1.Прочитать стихотворение. Определить основную мысль.

2.Почему поэт о первом снеге говорит, что пляшет «пляску белых журавлей» как называется этот прием?

3.Какие картины, изображенные поэтом, можно нарисовать?

4.Каким настроением проникнуто стихотворение?

7.5.С каким произведением русского писателя созвучно это стихотворение? Паустовский «Первый снег»

- что общего в них? (земля в снегу, как невеста)

7.6. Обобщение

- снег белый, легкий, чистый – это одна из прелестей родного края поэта. Теперь вы, наверно, сможете ответить, почему мы взяли эпиграф к уроку ….?

7. Якутия. Отчизна. Родина. Что вкладывает поэт в это понятие?

- ответ на этот вопрос найден в стихотворении «Родина» (тихо звучит мелодия «Родина»)

7.8. Чтение наизусть «Родина».

7.9. Заключительное слово учителя.

Да, поэзия Данилова рождена любовью к родной природе, её земле, людям, живущим на ней. Только здесь могли родиться такие стихи! Недаром, покидая свои родные места, поэт тосковал по ним.

И тогда я тоскую сильнее

По земле, где живу и тружусь,

И горжусь я по-своему ею,

И якутским народом горжусь.

8. Подведение итогов.

Задание на дом: прочитать стихотворения других якутских поэтов, воспевающих свой родной край, иллюстрации к стихотворениям С.П. Данилова (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Встреча с И.А. Крыловым и его баснями". 5 класс

Данная методическая разработка может быть использована в 5 классе на уроках литературы после изучения творчества Ивана Андреевича Крылова с целью: 1) обощить и расширить знания по творчеству И.А.Крыло...