урок литературы "Г.Тукай научил нас мыслить".
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Бурганова Евдокия Емельяновна

Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Бурганова Е.Е., учитель русского языка и литературы.

Учебный  предмет:  литература

Класс:6 б

Автор  УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2013.

Тема урока: Габдулла Тукай научил меня мыслить

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи: Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности. Целеполагание.

1.Обратите внимание на экран. Мир книг, что несет нам?

«Дивные дивы творят…».

Как вы понимаете эти слова?

Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат.  Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Как думаете, о ком пойдет речь, если видим на экране библиотеку имени Г.Тукая?

Отвечают на вопрос, высказывают своё понимание.

Л- смыслообразование,

П- общеучебные универсальные действия,

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.

 

1.Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве Габдуллы Тукая.

Какие черты  личности проявились у молодого Тукая?

Какое наследие он оставил для татарского народа?

В наши дни имя Г.Тукая не забыто.

Как наш город чтит поэта?

 

По презентации ответы детей. Улица названа именем Тукая,

Центральная библиотека несет его имя. Парк чтения и отдыха знакомит со скульптурами из произведений писателя.

В сквере у памятника проходят праздники, посвященные великому поэту.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

доказательство;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Комплексный анализ текста.

Чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения «Родная деревня»

РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

1909
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Работа в парах. Анализ текста.

 

Высказывают собственное мнение.

Каким настроением проникнуто? Как рисуется Тукаем образ родины?

Какие образы запечатлелись автору?

Чем запомнились ему родные места?

Выпишите лексику, создающую

настроение.

Выписать ключевые слова к стихотворении. «Родная деревня»

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа с тестом стихотворения «Как я горд, народ прекрасный»

Как я горд, народ прекрасный

Как я горд, народ прекрасный,
Что тебе принадлежу!
Быть хочу твоим поэтом,
За тебя стоять стеной.
Близок сердцу дух народный,
Я мечтаю, край родной,
Жить с тобой одной печалью
Или радостью одной
Чувства выше нет на свете,
Чем любовь к тебе народ,
Одержим одной я страстью -
сердцем быть всегда с тобой.

  -внутреннее состояние героя

 -его желание слиться с народом

2. Просмотр мультфильма с авторским чтение сказки «Водяная».

Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте стихотворения.

Какие чувства испытывает автор к народу?

Чем живет поэт, какими мыслями?

Выписывают ключевые слова к тексту.

Как воспринимается сказка?

Чему учит ребенка с малых лет?

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,

К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

5. Включение в систему знаний и повторение

 Предлагаю обратиться к Г.Тукаю в форме письма: «Хочу сказать тебе, Тукай,..»

Фронтальная работа. Учащиеся выражают свое отношение к Тукаю. Эпистолярный жанр.

 

Пишут  небольшое письмо.

П- использование символических средств для решения задач;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Составление синквейна.

Габдулла Тукай
Выдающийся, талантливый.
Радует, воспитывает, восхищает,
Он учит нас мыслить.
Поэт.

2. Предлагает продолжить предложения.

3. Дает дифференцированное домашнее задание.

1- Сравнить стихотворение Г.Тукая и других поэтов о Родине.

2- Ответить на вопросы 3,4, стр. 172

4. Выставляет отметки за урок.

Составляют синквейн,

 

 

1. На уроке я работал …

2. Своей работой на уроке я …

3. Урок для меня показался …

4. За урок я …

5. Мое настроение …

6. Материал урока мне был …

выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание.

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Потребитель, научись защищать свои права"

Урок с преиенением презентации по правам потребителей для старших классов, содержит основные права с разбором по ним из жизни, с вопросами мо теме и заканчивается урок игрой разбором примеров из жизни...

Урок успеха "Знаешь - научи".

Данный урок прошел в рамках всероссийской акции "Знаешь - научи". Классный час проводился для старшеклассников с приглашением выпускника школы 2003 года, который нашел свое призвание в работе с молоде...

Памятка "Садимся за уроки, или как научить ребенка самостоятельно делать уроки"

Памятка   «Садимся за уроки»1.     Садись за уроки всегда в одно и то же время.2.     Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.3....

План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....

Как научить учеников мыслить шире?

Как научить учеников мыслить шире?Хотите научить школьников находить нестандартные методы решения в разных ситуациях? Наша статья поможет вам в этом....

Урок литературы в 10 классе "Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"

Урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий с помощью рабочих листов учащихся; самоконтроль  учащихся с помощью ТОУУ. Дл...

Презентация к уроку в 5 классе "Основная мысль текста"

Презентация содержит основные приёмы развития умения определять основную мысль текста, отличать её от темы текста....