«Методическая мастерская»: педагогическая разработка по теме: «Научить человека мыслить!»
учебно-методический материал

Асауленко Елена Анатольевна

«Методическая мастерская»: педагогическая разработка по теме: «Научить человека мыслить!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_asaulenko.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.1

«Методическая мастерская»: педагогическая разработка по теме: «Научить человека мыслить!»

Асауленко Е.А., учитель истории

МОУ «Лингвистическая школа» г.о. Люберцы,

высшая категория, РФ, г.Люберцы,

e-mail: elena-asaulenk@rambler.ru

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальному вопросу – использование технологии развития критического мышления на уроках. Этот проблема представляет большой интерес в современном мире прогресса и искусственного интеллекта, так как позволяет быть человеку более эффективным в век информационного изобилия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технология развития критического мышления, урок, приемы, методы, результаты, практическое значение.  

ABSTRACT. The article is devoted to an urgent issue – the use of technology for the development of critical thinking in the classroom. This problem is of great interest in the modern world of progress and artificial intelligence, as it allows a person to be more efficient in the age of information abundance.

KEYWORDS: technology of critical thinking development, lesson, techniques, methods, results, practical significance.

Обучение без мысли – это потерянный труд; мысль без обучения опасна

Конфуций.

Учительская профессия – это человекознание, постоянное проникновение в сложный духовный мир человека, которое никогда не приостанавливается.

В.А. Сухомлинский

Здравствуйте, меня зовут Асауленко Елена Анатольевна, я учитель истории в МОУ «Лингвистическая школа» г.о. Люберцы (Слайд 1). Тема моей методическое мастерской «Научить человека мыслить!» На экране мы видим некоторые слова. Какие ассоциации у Вас возникают? Поразмыслив, проанализировав и приняв взвешенное решение мы можем сказать, что объединяющим звеном являются слова? (Слайд 2)

Участники: - «СЕМЬЯ и ЗДОРОВЬЕ».

Посмотрите внимательно на «Ассоциативный круг» на этом слайде (Слайд 3)

Чёткость, Синтез, Анализ, Сомнения, Сравнение, Проблема, Информация, Выбор, Самостоятельность.

Какая логическая цепочка выстраивается? Как Вы думаете, какой педагогический метод необходимо вписать в центре кластера?  

Участники: - «Критическое мышление».

Ставя перед собой проблему формирования личности, которая способна не только развивать человеческие отношения, но и реализовывать свой творческий потенциал, я обратилась к программе «Развитие критического мышления».

Что такое критическое мышление — простыми словами?

Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы.

Актуальность: Проблема критического мышления представляет большой интерес в современном мире прогресса и искусственного интеллекта, так как позволяет быть человеку более эффективным в век информационного изобилия.

История технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? (Слайд 4)

Сам термин «критическое мышление» (critical thinking) или «рефлективное мышление» введен американским философом и педагогом Дж. Дьюи (1910). Термин определялся им как «активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете различных оснований…» [5].

В России ТРКМ стала распространяться только с 1997 году благодаря таким ученым, как Д. Эльконин, А. Аматюшкин, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, М. Кларин, С. Заир-Бек, И. Загашев, И. Муштавинская и другие [1], [4], [7]. (Слайд 5)

Совместная плодотворная работа ее идеологов и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики.

Данная модель предлагает целый спектр конкретных методических приемов, которые могут быть использованы в различных предметных областях для разновозрастных групп обучающихся. Это универсальная технология современности, которая, являясь личностно-ориентированной, открыта для взаимодействия с другими педагогическими подходами и технологиями, если последние ориентированы на решение актуальных образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. Ее цель – развитие мыслительных навыков обучающихся [7].

Мною применяются некоторые методы технологии критического мышления не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (на консультациях при подготовке к экзаменам, при создании проектов в научно-исследовательской деятельности, на классных часах, подготовке к олимпиадам).  (Слайд 6)

Технология развития критического мышления включает три фазы:

Фаза вызова. 1 Актуализация имеющихся знаний и пробуждение интереса к получению новой информации.  Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы.

Фаза осмысления содержания. 2 Непосредственная работа с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает или слушает текст, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Фаза рефлексии. 3 Возвращение к первоначальным записям, внесение изменений, дополнений, дача творческих, исследовательских или практических заданий на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления [2].

Примеры использования критического мышления на уроках истории.

Многие присутствующие, конечно, знакомы с различными приемами и методами ТРКМ:

Кластеры (графические изображения, используем на любой стадии урока), корзина идей, дерево предсказаний (аргументы, предположения),

Чтение с остановками (Друг детства-рассказ Драгунского), фишнбоун или рыбий скелет (голова – вопрос темы, верхние косточки- основные понятия, нижние – суть понятий, хвост – ответ на вопрос) – всё ясно и лаконично.

Эти приемы можно использовать и на фазе вызова и во втором этапе осмысления постепенно дополняя и делая новые вводные

А вот интересный этап рефлексии, когда ученики приняли вызов, опираясь на уже полученные знания и приняв ещё неизвестную им информацию, делают для себя выводы, часто меняя точку зрения, взглянув на проблему совершенно под другим углом.

Например, на слайде представлены уроки в форме диспута, дебатов, «батлл» – так называют эту форму дети. Темы проблемные: «Споры о Петре I», «Иван Грозный – тиран или царь-самодержец?». (Слайд 7)

Так вот на последней заключительной фазе урока дети пишут свою точку зрения, обязательно аргументируя и подкрепляя фактами.

Многим сложно дается шаг - заявить высказать своё отношение

Эссе – это долго!

Синквейн – это с условиями и по форме!

Шесть шляп – интересно, но не всегда на уроке достаточно времени, а высказаться хочется всем и чтобы именно его выслушали.

На помощь приходит бортовой журнал (в своем конспекте делаем таблицу – две графы: что я знаю, что нового узнал, в конце суммируем), и прием РАФТ (Роль, аудитория, форма, тема).

От чьего имени я пишу, для кого эта информация, в какой форме (рассказ, эссе, мнение), какая основная идея.

Эта структура помогает осмысленнее написать текст, для кого-то снять лишнее напряжение – боязнь оценки.

В конце урока, когда все высказались, зачитываем аргументы «ЗА» и контраргументы «ПРОТИВ». Оставляем право выбора. Разные углы взгляда, дают спектр для размышлений.

В помощь интегрированные уроки история и обществознание «Деньги в нашей жизни», история и литература (на слайде представлен фрагмент урока «Пугачев – историческая личность и литературный персонаж», история и география «Великие географические открытия». (Слайд 8)

Дети задумываются, а особенно перед проверочными работами, пытаются при подготовке тщательнее прорабатывать материал, обращать внимание на детали.

Наконец, главное. Человек может в теории отлично анализировать информацию (показываю на работу с источниками), находить логические ошибки в упражнениях в учебнике по логике, выстраивать аргументы в искусственном формате «дебаты», но это ничего не стоит, если он не может перевести все эти знания и умения на практику и решать реальные практические задачи [6]. (Слайд 9)

Именно поэтому четвертая составляющая критического мышления — применение результатов к решению проблем.

Позвольте продемонстрировать результативность моего педагогического опыта. На слайде представлена сравнительная диаграмма, которая наглядно демонстрирует средний балл по предмету история среди учащихся параллели с 5-го по 8-ой класс за три учебных года (2021-2022; 2022-2023; 2023-2024 уч. г. и 1-ый триместр 2024-2025 уч. г.). (Слайд 10)

Средний балл варьируется от 3,96 до 4,47. Уровень обученности за 3 года по предмету стабилен – 100%. Качество знаний по истории в некоторых учебных годах понижается. Объясняется это количеством прибывших и выбывших учащихся.

Выводы: наблюдается рост индивидуальных образовательных достижений обучающихся в течении трёх лет.

Это были мои предметные результаты. На этом слайде (Слайд 11) продемонстрированы метапредметные результаты – участия моих учеников в конкурсах, олимпиадах, в разных видах внеурочной деятельности. Это и рисунки, и стихотворения, и проектные работы, и видеоролики. Конкурсы духовно-нравственной культуры им. Кирилла и Мефодия «Христианская семья её культура и традиции», краеведческие проекты конкурс «Отечество», исследовательские работы по гениалогии «Родословное древо», конкурс в г. Казани популяризаторов науки - исследовательский проект «Историк Костомаров Николай Иванович», творческие конкурсы «Расскажи миру о своей Родине», «Ф.Ф. Ушаков моими глазами» и другие.

А сейчас на экране мои личностные результаты. (Слайд 12), благодаря которым, стоит продолжать свою деятельность, продолжать самой учиться, узнавать новое, чтобы не прерывать ту ниточку, которая меня связывает с моими активными и эрудированными учениками, которые меня видят своим новым современным взглядом.

Целью своего выступления я определила формирование личности способной осмыслить и освоить опыт, затем активно и творчески применять знания и умения на практике. (Слайд 13)

Развивать критическое мышление можно и нужно. Это навык, который требует постоянной работы. Критическое мышление — это не про критику. Важно перепроверять информацию и не бояться искать первоисточники, сравнивать несколько источников. Безапелляционно верить ничему нельзя, не исключая моё выступление.

Всё это помогает быть: открытым к новым идеям, знаниям и мнениям (даже противоречащим его личным убеждениям): креативным, то есть легко создавать новое; устойчивым в кризисной ситуации; устойчивым к манипуляции и обману; убедительным, ведь человек с развитым критическим мышлением умеет ясно выражаться, оперировать фактами и обрабатывать информацию.

Развитое критическое мышление — это нечто большее, чем просто умение решать проблемы. С его помощью формируется ваше мышление и способность справляться с вызовами жизни. Обладая навыками критического мышления, вам намного проще фильтровать информацию, выделяя ключевые моменты, ведь наш мир сильно перегружен данными. Умение обосновывать свою точку зрения, то есть возможность четко выражать и аргументировать свои взгляды, также один из показателей вашей способности мыслить критически.

Научиться критическому мышлению сразу не получится. Это как изучение иностранного языка — сначала все кажется сложным и непонятным, но, когда понимаешь логику, становится проще.

Как научиться мыслить критически?

Вот человек читает какую-то статью, в которой раскрываются новые сенсационные результаты исследований британских ученых или аналитическую статью новомодного делового портала, или смотрит новости по федеральному каналу, где ведущий обосновывает необходимость принятия нового законопроекта, или присутствует на переговорах и слушает доводы своего оппонента. Так что же нужно делать для того, чтобы критически мыслить?

Для начала необходимо проанализировать информацию, интерпретировать данные, если необходимо, оценить вводные. Это важнейшая компетенция, которая связана с навыком работы с информацией. Что первично, а что вторично? Что главное, а что второстепенное? Где причина, а где следствие? Как одно взаимосвязано с другим?

Критически мыслящего человека сложно обвести вокруг пальца, потому что он легко может обнаружить все логические ошибки и любые несоответствия в рассуждениях. Воспользуйтесь простым алгоритмом критических вопросов. Понятен ли предмет обсуждения? Нет ли подмены темы или умышленных переключений? Не сужается или не расширяется ли тема? Все ли аргументы можно назвать правдивыми? Все ли доводы раскрыты и доказаны? Нет ли противоречий? Есть ли четкая причинно-следственная связь?

Одно дело — найти логические ошибки, другое дело — их объяснить и обосновать своему оппоненту. Навык аргументации и убедительного обоснования — ключевая компетенция критического мышления. Убеждать должна не красивая подача или форма, а всесторонне доказанные и раскрытые доводы.

Наконец, главное. Человек может в теории отлично анализировать информацию, находить логические ошибки в упражнениях в учебнике по логике, выстраивать аргументы в искусственном формате «дебаты», но это ничего не стоит, если он не может перевести все эти знания и умения в бизнес-практику и решать реальные практические кейсы. Именно поэтому четвертая составляющая критического мышления — применение результатов к решению проблем.

Список использованных источников

1.Амонашвили Ш.А. (Шалва Александрович) Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

2.Андерсон, Джил. Думай, пытайся, развивайся. — Перевод с англ. / Общ. редакция и перевод А.Л. Шлионский, Л.М. Шлионский, Н.В. Никифорова. — Санкт-Петербург: Азбука, 1996. — 92 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4.Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., 1999.

5.Дьюи Дж. Психология и педагогика / Пер. с англ. Н.М. Никольской. — М.: Совершенство, 1997. — 208 с. [Электронный ресурс]. – URL. https://pedlib.ru/Books/2/0136/2_0136-1.shtml?

6. Рожкова, А. В. Обзор научных теорий формирования критического мышления в исследованиях российских и западных учёных / А. В. Рожкова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 5. [Электронный ресурс]. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PSMN523.pdf

7. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя И. В. Муштавинская — «КАРО», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)

Данная методическая разработка  содержит презентацию, технологическую карту  и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением ...

Педагогическая мастерская "Влияние дыхательных упражнений на здоровье человека"

Педагогическая мастерская "Влияние дыхательных упражнений на здоровье человека" - это урок изучения нового материала, проведенный с использованием технологии проблемного обучения, исследовательского о...

Как научить учеников мыслить шире?

Как научить учеников мыслить шире?Хотите научить школьников находить нестандартные методы решения в разных ситуациях? Наша статья поможет вам в этом....

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка классного часа тема: "Научите своё сердце доброте"

Добиваться умения размышлять о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора....

Методическая мастерская «От слова к мысли, от мысли к идее, от идеи к творчеству» (или развитие творческой личности обучающихся)

Методическая мастерская«От слова к мысли, от мысли к идее, от идеи к творчеству»(или развитие творческой личности обучающихся)...