Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе на тему

Серегина Ольга Егоровна

Задания по литературе предназначены для школьного тура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature_shkolnyy_tur.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе

Школьный этап

5-6 класс

Время выполнения – не более двух астрономических часов.

Прочитайте текст и выполните задания:

Степан Писахов

САХАРНА РЕДЬКА

Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись её ись.

Ели редьку кусками,

редьку ломтями,

редьку с солью,

редьку голью,

редьку с квасом,

редьку с маслом,

редьку мочёну,

редьку сушёну,

редьку с хлебом,

редьку с кашей,

редьку с блинами,

редьку терту,

редьку маком, редьку так!

Из редьки кисель варили,

с редькой чай пили.

Вот приехала к нам городска кума Рукавичка, она привередлива была, важничала: чаю не пила, только кофей, и первы восемнадцать чашек без сахару! А как редьку попробовала, дак и первы восемнадцать, и вторы восемнадцать, и дальше – все с редькой.

Я не оговариваю, пускай её пьёт в полну сытость, этим хозяев славит. А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели, и так заболели, что свету невзвидел!

По людскому совету на стену лез, вызнялся до второго этажа, в горнице по полу катался. Не помогло.

Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с  конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному.

Хотел привязаться к последнему вагону, да там кондухтор стоял. Поезд все свистки проделал и пошёл. И я пошёл. Поезд шибче, я – бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало!

«Ох, –думаю, –оштрафуют, да ещё засудят». В старо-то время нашему брату хошь прав, хоть неправ – плати.

Я разбежался, в вагоны толконулся да так поддал, что вагоны догонили-таки поезд, и у той самой станции, где им отцепляться надобно. Покеда бегал, вагоны толкал, зубна боль у меня из ума выпала, зубы болеть перестали.

Домой воротился, а кума Рукавичка с жоной всё ещё кофей с редькой пьют. Держал на уме спросить: «Кольку чашку, кумушка, пьёшь да куды в тебя лезет?» А язык в другу сторону оборотился, я и выговорил:

– Я от конпании не отстатчик, наливай-ко, жона, и мне.

Задание №1

В какой из указанных ниже литературных сборников вы бы поместили прочитанное произведение Степана Писахова?

a) «Сказки и небылицы»

b) «Коллекция фантастических рассказов»

c) «Притчи и другие поучительные истории»

Объясните, почему вы выбрали для произведения С.Писахова тот или иной сборник (укажите 2-3 значимых признака, по которым его можно отнести к выбранной вами группе произведений).

Задание №2

В произведении С.Писахова довольно много слов, которые в литературном языке пишутся и произносятся иначе. «Переведите» некоторые такие слова на современный литературный язык:

ись

вызнялся

догонили

покеда

отстатчик

Перепишите финальную фразу произведения, используя слова и формы только литературного языка. Что изменится в ее содержании для читателя?

Задание №3

Изложите историю, рассказанную героем С.Писахова, с точки зрения одного из других персонажей: либо кондуктора, либо кумы Рукавички. Придумывать новые события не нужно – опирайтесь на те, что известны из приведенного текста. Объясните, какие события не попадут в рассказ кондуктора или кумы? Почему? Какое объяснение происходящему они могли бы предложить?

Комментарии и критерии оценивания:

Задание ориентировано как на проверку знаний участников олимпиады (представления о литературном жанре, об особенностях языка художественной литературы), так и на выявление творческого потенциала (необходимо сочинить собственную историю на основе предложенного сюжета).

Задание №1: произведения С.Писахова (в том числе и «Сахарна редька») публиковались в сборниках под названием «Сказки» (хотя во многих его произведениях есть черты и иных фольклорных жанров – и небылиц, и бывальщин).

Участники олимпиады могут указать на элементы вымысла и фантастики в сюжете, на гиперболизацию как один из основных художественных приемов, на «устность» изложения и обращенность повествования к слушателю («И знаешь что?»).

Количество баллов –10 (учитывается правильное определение жанра и убедительное обоснование жанровых черт)

Задание №2: среди легко узнаваемых просторечных форм затруднения может вызвать лишь слово «вызнялся» (поднялся). Более сложным заданием является переложение сказовой формулы С.Писахова на современный литературный язык (вследствие чего она неизбежно утратит языковую индивидуальность и выразительность, нейтрализуется стилистически).

Количество баллов – 8 (5 за разъяснение значений слов и 3 за «перевод» финальной фразы и анализ результатов эксперимента).

Задание №3: основная цель задания – проверить умение понимать причинно- следственные связи между событиями сюжета и соотносить их с точкой зрения повествователя. Очевидно, что и у кондуктора, и у кумы знание о событиях, происшедших с главным героем, ограничено: кондуктор либо не видел ничего (герой не хотел, чтобы тот его заметил), либо видел, как два вагона после приближения к ним человека с веревкой сначала оторвались, а потом вернулись на свое место в

движущемся составе. Кума могла видеть страдания героя от зубной боли, затем его уход из дома – и счастливое возвращение в кофейную компанию.

Количество баллов – 12 (учитывается точность построения событийного ряда и умение объяснить принцип отбора событий).

Итоговое количество баллов за три задания – 30.

7-8 класс

Школьный тур

 Время выполнения – не более трёх астрономических часов.

 

Прочитайте стихотворения Давида Самойлова и Бориса Рыжего и выполните предложенные задания:

Давид Самойлов

Из детства

Я – маленький, горло в ангине.

За окнами падает снег.

И папа поёт мне: «Как ныне

Сбирается вещий Олег...»

Я слушаю песню и плачу,

Рыданье в подушке душу,

И слёзы постыдные прячу,

И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира

Дремотно жужжит за стеной.

И плачу над бренностью мира

Я, маленький, глупый, больной.

1956 

Борис Рыжий

Два ангела

…Мне нравятся детские сказки,

фонарики, горки, салазки,

значки, золотинки, хлопушки,

баранки, конфеты, игрушки,

…больные ангиной недели

чтоб кто-то сидел на постели

и не отпускал мою руку

– навеки – на адскую муку.

1996

1.1. В чем состоит сходство изображенных в стихотворениях ситуаций (участники, детали, обстоятельства)? Как передается настроение героя-ребенка в каждом произведении?

1.2. Какую бы «детскую сказку» вы подобрали для героя стихотворения Бориса Рыжего, сообразуясь с тем настроением, в котором он пребывает? Объясните свой выбор.

Критерии оценки и комментарии

Задание требует некоторых навыков аналитической работы с текстом. Однако основная его цель – проверка умения понимать текст и это понимание обосновывать.

Рекомендуемое количество баллов – 20 (по 10 за ответ на каждый вопрос).

При оценке ответа на вопрос 1.1. учитывается степень детализации ответа: умение увидеть перекликающиеся подробности в двух поэтических текстах и обосновать их роль в поэтическом сюжете, охарактеризовать настроение лирического героя в каждом стихотворении.

Вопрос 1.2 требует самостоятельного поиска нужного произведения, причем выбор может быть сделан по разным основаниям – можно подбирать сказку, соответствующую настроению героя – горестному, почти на грани отчаяния, а можно – по контрасту: это будет сказка, которая утешит, развеет грустные мысли, даст пример стойкости в трудной ситуации. Наибольший вес будет иметь в ответе четкое обоснование выбора.

9-11 класс

Школьный тур

  1. Аналитическое задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Аркадий Аверченко

(1881 – 1925)

Вечером

Посвящаю Лиде Терентьевой

Подперев руками голову, я углубился в «Историю французской революции» и забыл всё на свете. Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:

– Дядя!

– Что тебе, Лидочка?

– Что ты делаешь?

С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.

– Я читаю, дитя моё, о тактике жирондистов.

Она долго смотрит на меня.

– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней

конъюнктуры.

– А зачем?

– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.

– Серым?

– Да. Это патологический термин.

– А зачем?

У нее дьявольское терпение. Свое «а зачем» она может задавать тысячу раз.

– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.

Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:

– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.

– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.

– И потом, я хочу сказку.

Около её голубых глаз и светлых волос «История революции» бледнеет.

–У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше

ты мне.

Она карабкается на колени и целует меня в шею.

–Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?

Я делаю изумлённое лицо:

–Первый раз слышу.

–Ну, слушай… Жила-была Красная Шапочка…

– Виноват… Не можешь ли ты указать точно её местожительство? Для уяснения, при развитии фабулы.

– А зачем?

– Где она жила?!

Лида задумывается и указывает единственный город, который она знает.

– В этом… В Симферополе.

– Прекрасно! Я сгораю от любопытства слушать дальше.

– …Взяла она маслецо и лепёшечку и пошла через лес к бабушке…

– Состоял ли лес в частном владении или составлял казённую собственность?

Чтобы отвязаться, она сухо бросает:

– Казённая. Шла, шла, вдруг из лесу волк!

– По-латыни – lupus.

– Что?

– Я спрашиваю: большой волк?

– Вот такой. И говорит ей…

Она морщит нос и рычит:

– Кррасная Шапочка… Куда ты идёшь?

– Лида! Это неправда! Волки не говорят. Ты обманываешь своего старого, жалкого дядьку.

Она страдальчески закусывает губу:

– Я больше не буду рассказывать сказки. Мне стыдно.

– Ну, я тебе расскажу. Жил-был мальчик…

– А где он жил? – ехидно спрашивает она.

– Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понёс в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»

Рассказ идиотский, нелепый, подслушанный мною однажды у полупьяной няньки. Но на Лиду он производит потрясающее впечатление.

– Ай! Съел жабу?

– Представь себе. Очевидно, притупление вкусовых сосочков. А теперь ступай. Я буду читать.

Минут через двадцать знакомое дёргание за пиджак, лёгкое царапание ногтем – и шепотом:

– Дядя! Я знаю сказку.

Отказать ей трудно. Глаза сияют, как звёздочки, и губки топырятся так смешно…

– Ну, ладно. Излей свою наболевшую душу.

– Сказка! Жила-была девочка. Взяла её мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»

– Лидка! Да ведь это моя сказка!

Дрожа от восторга, она машет на меня руками и кричит:

– Нет, моя, моя, моя! У тебя другая.

– Лида! Знаешь ты, что это – плагиат? Стыдись!

Чтобы замять разговор, она просит:

– Покажи картинки.

– Ладно. Хочешь, я найду в журнале твоего жениха?

– Найди.

Я беру старый журнал, отыскиваю чудовище, изображающее гоголевского Вия, и язвительно преподношу его девочке:

– Вот твой жених.

В ужасе она смотрит на страшилище, а затем, скрыв горькую обиду, говорит с притворной лаской:

– Хорошо-о… Теперь дай ты мне книгу – я твоего жениха найду.

– Ты хочешь сказать: невесту?

– Ну, невесту.

Опять тишина. Влезши на диван, Лида тяжело дышит и всё перелистывает книгу, перелистывает…

– Пойди сюда, дядя, – неуверенно подзывает она. – Вот твоя невеста…

Палец её робко ложится на корявый ствол старой, растрепанной ивы.

– Э, нет, милая. Какая же это невеста? Это дерево. Ты поищи женщину пострашнее.

Опять тишина и частый шорох переворачиваемых листов. Потом тихий, тонкий плач.

– Лида, Лидочка… Что с тобой?

Едва выговаривая от обильных слёз, она бросается ничком на книгу и горестно кричит:

– Я не могу… найти… для тебя… страшную… невесту.

Пожав плечами, сажусь за революцию; углубляюсь в чтение. Тишина… Оглядываюсь.

С непросохшими глазами, Лида держит перед собой дверной ключ и смотрит на меня в его отверстие. Её удивляет, что если ключ держать к глазу близко, то я виден весь, а если отодвинуть, то только кусок меня. Кряхтя, она сползает с дивана, приближается ко мне и смотрит в ключ на расстоянии вершка от моей спины. И в глазах её сияет неподдельное изумление и любопытство перед неразрешимой загадкой природы…

Опорные вопросы:

1. Какие открытия успевает Лидочка сделать за вечер? Какие новые загадки появляются на этом пути открытий?

2. Как соотнесены в рассказе обыденная реальность и сказочная фантастика? Чему отдает предпочтение каждый из героев?

3. Чем, на ваш взгляд, обусловлены композиционные «отражения» эпизодов (сказка про жабу и сказка про курицу, поиск «жениха» и «невесты» на картинках)? Что они позволяют узнать о героях и их отношениях?

4. Каково назначение посвящения в этом рассказе? Как оно характеризует авторскую позицию?

2.Творческое задание

1.«Идеальный роман» Макса Фрая составлен из вымышленных концовок ненаписанных книг.

Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения (выберите нужное жанровое определение из «Справочных материалов»), обоснуйте свое решение.

2.Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.

3.Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).

4.Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение, которым она будет открываться.

Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала.

1) С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника. А если одна из куриц забредала во двор, Туська, жалобно мяукая, скрывалась в доме, всем своим видом показывая, что ее это не касается.

2) Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри. Он похож на моего брата Боба, несмотря на свои 7/8 кваризанской крови. Кау-Ри услышал мои мысли о нем и обернулся. Малыш пока не понимает, почему я не могу заглянуть в его мысли и, кажется, жалеет своего немощного деда, как когда-то пожалела меня его прабабка. Что ж, мне-то жалеть не о чем. Я сделал свой выбор много лет назад. Через несколько лет Кау-Ри подключится к всеобщему полю информации и с удивлением узнает, что когда-то его «глухой» дедуля спас его тихую планету от других, еще более «глухих» землян...

Справочные материалы: русская народная сказка, советская приключенческая повесть, авантюрный роман, рассказы для детей, литературная сказка, женский роман, исторический роман, притча, американский детектив, триллер, фэнтези, научно- фантастический роман.

Критерии оценивания аналитического задания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

Рекомендуемый максимальный балл – 30 (по 15 за работу с каждым произведением).

1. Верное определение жанровой принадлежности текста, подробное и убедительное обоснование своего выбора – до 3 баллов.

В книге М.Фрая приведенные тексты отнесены к следующим жанрам: 1) С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника... – «рассказы про животных» (в справочных материалах – рассказы для детей).

2) Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри… – «фантастический роман» (в справочных материалах – научно-фантастический роман).

2. Выстраивание потенциального литературного контекста (верные примеры произведений сходной жанровой принадлежности), точность и убедительность пояснений и комментариев – до 3 баллов.

3. Уместность предложенных дополнительных персонажей, их адекватная характеристика – до 4 баллов.

4. Уместность, соответствие жанровым и сюжетным особенностям «идеального» текста придуманного заглавия – 2 балла

5. Стилистическая выверенность, нешаблонность, точность интонации и смысла придуманной начальной фразы произведения – до 3 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...