программа дополнительного образования 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание материала, тематическое планирование и направлена на развитие культуры речи , умений эмоционально и грамотно высказывать свои мысли, держаться при устных выступлениях перед аудиторией, создавать грамотный устный текст. Программа содержит элементы сценического и театрального искусства, что вызывает мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Отдел образования

Администрации Целинского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа №2  

347763 п.Вороново, Целинский район, Ростовская область, ул. Озерская, 2

Тел. 8(863-71)9-43-33    E–mail: school2@celina.donpac.ru

                                                     

                             

                       «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Кировская СОШ №2 Приказ от _________________ №____

Подпись _____________ Коробкина Е.Г.

М.П.

                                                                                                                                                                                               

                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  курсу внеурочной деятельности

                                                                        (указать учебный предмет, курс)

«Художественное искусство»

Уровень общего образования (класс) 7

                      (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов :67

Педагог дополнительного образования:

Заикина Светлана Николаевна

                                                                        (ФИО)

Направление внеурочной деятельности:

общеинтеллектуальная

       (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Художественное искусство» разработана  на основе  авторской дополнительной образовательной программы Е. Г. Гетманенко  "Рифмоплёт", 2014, (http://sandbox.openclass.ru/node/436701),  программы общеобразовательных учреждений «Театр. 1-11 классы», рекомендованной Главным управлением общего среднего образования Министерства образования и науки РФ; программы Министерства образования РФ «Театральный кружок» Ю.И. Рубина, Т.Ф. Яковлева, Е.П. Перельман (Москва «Просвещение» 1984г).

        Программа рассчитана на 67 часов по 2 часа в неделю.

Цель данного курса: развитие творческой индивидуальности, активности ученика, формирование его художественно-творческих способностей, удовлетворение эстетических потребностей.

Задачи программы

Образовательные:

•        обучить навыкам выразительного чтения, работе на сцене;

•        познакомить детей с лучшими образцами отечественной и зарубежной драматургии, литературы, танцев и музыки;

•        помочь осознать практичность направления актерского и сценического мастерства не только на сценической площадке, но и в жизни;

•        научить наглядно-образному мышлению.

Развивающие:

•        развивать ученика, гармонично владеющего словом и телом;

•        развивать в обучающихся полезные для учебы и жизни психологические качества (внимание, воображение, волю, память, мышление);

•        развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

•        создать условия для творческого развития личности обучающихся;

•        воспитать художественный вкус, любовь к театру;

•        воспитать нравственные качества личности ребенка;

•        воспитать коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру;

•        воспитать ответственность, терпеливость, умение преодолевать трудности;

Результаты освоения курса «Художественное искусство».

        Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Регулятивные:  
  • определять цели учебной деятельности, формулировать и удерживать учебную задачу,
  • соотносить выполненное задание с образцом, построить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон.
  • Коммуникативные:
  • договариваться, находить общее решение,
  • аргументировать свое предположение, убеждать и уступать
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
  • Познавательные:
  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
  • умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты;
  • умение грамотно строить монологические высказывания различных форм;
  • умение создавать творческие исследовательские работы;
  • понимать роль русской литературы в художественной культуре народов                                                                  России и мировой художественной культуре.
  • видеть особенности языка  художественной литературы.
  • знать различия стихотворной и прозаической речи.
  • различать литературные роды и жанры.
  • Личностные:
  • самооценка, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, как поступить.

  • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
  • соблюдать правила игры и дисциплину;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.
  •  быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
  • подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные:

  • знать о ценностном отношении к слову и театру как к  культурному наследию народа.
  • иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
  • договариваться, находить общее решение,
  • аргументировать свое предположение, убеждать и уступать.
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта

Предметные:

  • формирование представления о специфике литературы как искусства слова,
  • развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей.
  • теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней  организацией текста. Особенно сложными для понимания являются поэтические тексты, поэтому данная программа нацелена на обучение анализу поэтических текстов и развитие творческих способностей обучающихся при выразительном чтении и чтении на сцене.

Содержание курса «Художественное искусство»

Содержание курса

Основные виды деятельности

Формы организации занятий

Поняти Понятие  о поэзии, признаки поэтиче слирического текста.

Тема 2.

Анализ любимых стихов, образность поэтической речи.

Круглый стол. Поисковые исследования.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Двусложные и трехсложные размеры.

Составление рифмованных строк на основе  парной рифмы

Проба пера. Мастерская

Понятие рифмы, виды рифм.

Лаборатория.

Тропы. Их виды, роль в поэтическом тексте.

Анализ текста

Круглый стол.

Строфика.

Круглый стол.

Определение жанра  пьесы. Поиск точного решения жанра. Выяснение психологических мотивировок поведения героев. Разработка «неожиданных» психологических мотивировок. Определение предлагаемых и ведущих обстоятельств, исходного события пьесы для правильного выбора темпо-ритма. Определение атмосферы спектакля. Поиск выразительных средств для ее передачи на сцене. Подготовка и показ одноактного спектакля перед зрителем.

 События и событийный ряд в пьесе.

Определение событий, конфликтного факта. Анализ поступков героев, «зерно» спектакля и ролей как почвы для темпо-ритма. Поиск выразительных средств для ее передачи на сцене.

Театральная студия. Театральная мастерская.

Теоретические основы сценической речи.

 Сценическая речь и характеристика стиля актерского исполнения. Разговорность и нормативность сценической речи, ее выразительность и действенность. Речевая характеристика образа.

Анализ драматического текста. Выразительное чтение по ролям.

Игра-импровизация «Создай свой образ».

Словесное действие. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. Общность творческого процесса чтеца и актера. Единый характер словесного действия в общих видах искусства. Сценические особенности искусства художественного слова.

Выразительное чтение. Анализ невербальных способов общения при выразительном чтении.

Урок-игра.

Урок-постановка

Окончания глаголов и прилагательных. Произношение окончаний глаголов, прилагательных и другие сведения по орфоэпии. Правильное произношение окончаний глаголов, прилагательных. Правильное произношение некоторых имен и отчеств, слов иноязычного происхождения.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков. Работа со словарем.

Практикум

Логика сценической речи (20 часов)

 Знаки препинания в речевом действии. Законы интонации в речевом общении. Знаки препинания как вспомогательное средство раскрытия содержания и смысла фразы. Интонационные законы. Случаи несовпадения логической паузы со знаками препинания. Особенности работы над простыми и сложными предложениями.

Свободное звучание. Свобода фонационных путей. Переход к речевому способу произнесения. Собранность звука. Свобода нижней челюсти.

Творческая мастерская

Процесс подготовки литературно-художественного произведения для исполнения. Этапы работы. Критерии выбора художественного материала. Общение, его аспекты, элементы общения. Анализ произведения. Первое восприятие произведения исполнителем. Стиль произведения, как отражение авторского мироощущения. Пересказ текста своими словами как прием проникновения в авторский замысел. События и действия. Сверхзадача и сквозное действие. Конфликт как основа произведения. Композиционное построение; роль кульминации в композиции. Пути воплощения.

Выразительное чтение по ролям. Определение пути развития действия

Творческая мастерская

Выбор художественного материала студийцем. Анализ произведения. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя. Выявление конфликта. Изучение творчества данного автора, его эпохи, а также времени, отраженного в произведении.

Исполнение художественной прозы. Главные и второстепенные события в произведении, Задача произведения. Внутренний монолог. Образ рассказчика и его отношение к происходящим в произведении событиям. Словесное действие.

Подчинение главных и второстепенных событий задаче произведения. Освоение предлагаемых обстоятельств.

Русские народные сказки.

Специфика исполнения русских народных сказок. Местный колорит. Диалект.

Анализ текста

Практикум

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

фактически

1

Что такое поэзия? Можно ли научиться  понимать поэзию? Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе. Являются ли синонимами слова поэзия и стихи?

1

6.09

2

Деление речи на стихи и прозу. Отличия стихотворной и прозаической речи.

1

7.09

3

Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Наши любимые стихи – почему они нам нравятся? Как они «сделаны»?

1

13.09

4

Чтение и обсуждение любимых стихотворений. Понятие «поэтической экономии». Образ как основа поэзии.

1

14.09

5

Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие стопы. Двусложные размеры стиха: хорей и ямб.

1

20.09

6

Понятие спондея и пиррихия. Обучение определению размеров (письменно и на слух).

1

21.09

7

Разбор  удач и неудач первых творческих работ. Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

1

27.09

8

Специфика двусложных и трехсложных размеров в русской поэзии.

1

28.09

9

Понятие рифмы. Классификация рифм. Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

1

4.10

10

Рифмы бедные и богатые. Рифмы точные и неточные. Постановка рифм в стихи. Понятие об игре в буриме.

1

5.10

11

Понятие о художественных средствах.

1

11.10

12

Эпитет как важнейшее из таких средств: «стрела в суть». Наблюдение над ролью эпитета в стихотворении. Подбор эпитетов к предложенным словам. Понятие гиперболы и литоты.

1

12.10

13-14

Другие художественные средства поэзии: сравнение, метафора, олицетворение. Анализ художественных средств в стихах настоящих поэтов. Разнообразие метафор. Конструирование собственных метафор на предложенную тему.

2

18.10

19.10

15

Понятие строфы как формы организации стихотворной речи.

1

25.10

16

Некоторые виды строф: двустишия, катрены, шестистишия, октавы. Регулярные и нерегулярные строфы. Разнообразие видов строф.

1

26.10

17-18

Канонические (традиционные) формы стиха, так называемые «твердые формы».

2

8.11

9.11

19-20

Английские лимерики и японские хокку (хайку). История, принципы построения, тематика.

2

15.11

16.11

21-22

Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия. Основные законы названных жанров. Наблюдения над стихами классиков.

2

22.11

23.11

23-24

Понятие лирического героя.

2

29.11

30.11

25-26

Оригинальные формы поэзии. Поэзия «для глаза» и поэзия «для слуха»: акростих, палиндром, фигурные стихи, центон, тавтограмма, брахиколон.  Видеомы как жанр поэзии.

2

6.12

7.12

27-30

Определение жанра  пьесы. Поиск точного решения жанра.

4

13.12

14.12

20.12

21.12

31-32

Подготовка и показ одноактного спектакля перед зрителем.

2

27.12

28.12

33-34

События и событийный ряд в пьесе. Постановка.

4

10.01

11.01

17.01

18.01

35-37

Теоретические основы сценической речи.

 Сценическая речь и характеристика стиля актерского исполнения.

3

24.01

25.01

31.01

38-40

Разговорность и нормативность сценической речи, ее выразительность и действенность. Речевая характеристика образа.

3

1.02

7.02

8.02

41-43

Словесное действие. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова

3

14.02

15.02

21.02

44-45

Общность творческого процесса чтеца и актера. Единый характер словесного действия в общих видах искусства. Сценические особенности искусства художественного слова.

2

22.02

28.02

46

Окончания глаголов и прилагательных. Произношение окончаний глаголов, прилагательных и другие сведения по орфоэпии. Правильное произношение окончаний глаголов, прилагательных. Правильное произношение некоторых имен и отчеств, слов иноязычного происхождения.

1

1.03

47-48

Логика сценической речи

 Знаки препинания в речевом действии. Законы интонации в речевом общении

2

7.03

14.03

49-50

Знаки препинания как вспомогательное средство раскрытия содержания и смысла фразы. Интонационные законы. Случаи несовпадения логической паузы со знаками препинания. Особенности работы над простыми и сложными предложениями.

2

15.03

28.03

51-52

Процесс подготовки литературно-художественного произведения для исполнения. Этапы работы. Критерии выбора художественного материала.

2

29.03

4.04

53-54

Общение, его аспекты, элементы общения. Первое восприятие произведения исполнителем. Стиль произведения, как отражение авторского мироощущения. Пересказ текста своими словами как прием проникновения в авторский замысел.

2

5.04

11.04

55-56

События и действия. Сверхзадача и сквозное действие. Конфликт как основа произведения. Композиционное построение; роль кульминации в композиции. Пути воплощения.

2

12.04

18.04

57-58

Выбор художественного материала студийцем. Анализ произведения. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя. Выявление конфликта

2

19.04

25.04

59-60

Изучение творчества данного автора, его эпохи, а также времени, отраженного в произведении. Исполнение художественной прозы. Главные и второстепенные события в произведении. Задача произведения.

2

26.04

3.05

61-62

Внутренний монолог. Образ рассказчика и его отношение к происходящим в произведении событиям. Словесное действие.

2

10.05

16.05

63-64

Подчинение главных и второстепенных событий задаче произведения. Освоение предлагаемых обстоятельств.

Русские народные сказки.

2

17.05

23.05

65-66

Специфика исполнения русских народных сказок. Местный колорит. Диалект.

2

24.05

30.05

67

Защита творческих проектов

1

31.05

РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей

______________________________

Протокол №       от                              

____________    __________________

Подпись руководителя МО

ФИО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МС МБОУ Кировская СОШ №2

от_____________________№_____________

___________________________________________

Подпись руководителя  МС            Дерлыш С.Н.

Список ключевых слов

А

Авансцена

Агиттеатр

Акробатика

Актер

Актерское мастерство

Амплуа

Амфитеатр

Анализ действенный

Античный театр

Антракт

Ансамбль

Артикуляция

Ассоциация

Атмосфера

Б

Бессловесное действие

Борьба

Бой сценический

Бутафория

В

Вес тела

Видение

Внимание сценическое

Внутренний монолог

«Второй план»

Г

Генеральная репетиция

Грим

Д

Действие

Действие речевое

Действенный анализ

Действенный факт

Действующие лица

Декорация

Диапазон

Диалог

Дикция

Динамичность

Драма

Е

«Если бы»

Ж

Жанр

Жест

З

Задача

Завязка

Замысел

Звуковой ряд

Звукообразование

Звуковыведение

«Зерно образа»

Зритель

Зрительный ряд

И

Идея

Импровизация

Инсценировка

Искусство

Искусство переживания

Искусство представления

К

Комедия

Композиция

Конфликт

Конфликтный факт

Культура общения

Культура речи

Культура сценическая

Л

Лейтмотив

Лейттема

Литературный театр

М

Макет

Манера

Материал

Маска

Массовка

Массовые праздники

Мельпомена

Мизансцена

Мимика

Мобилизация

Монолог

Монтаж

Музыкальное оформление

Мышечная свобода

О

Образ актерский

Образ спектакля

Образное решение

Общение речевое

Общение сценическое

Орфоэпия

Оценка

П

Падение сценическое

Пантомима

Партер

Партнер

Персонаж

Предлагаемые обстоятельства

Пластика

Пластичность

Площадной театр

Подтекст

Поза

По-правде

Пристройка (сверху, снизу)

Психофизика

Р

Развязка

Рампа

Реалистическое искусство

Режиссура

Режиссер

Режиссерский замысел

Резонатор

Резонирование

Реквизит

Ремарка

Репертуар

Репетиция

Ритмичность

Роль

С

Сверхзадача

Система Станиславского

Сквозное действие

Словесное действие

Событие

Событийный ряд

Спектакль

Средневековый театр

Статичность

Стиль

Сценическое движение

Сценическая задача

Сценическое искусство

Сценическая речь

Сюжет

Т

Творчество

Театр

Театр профессиональный

Театр самодеятельный (любительский)

Театр эпохи Возрождения

Тема

Темпо-ритм

Техника речи

Трагедия

Тренинг

Трюк

У

Условность

Ф

Фабула

Фарс

Фехтование

Х

Характерность

Э

Экспозиция

Эпизод

Эстетика

Эстрада

Этика театральная

Этюд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...