"Театр глазами детей". Интегрированный урок литературы и истории.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Глушинская Елена Николаевна

Интегрированный урок литературы и истории, проведённый в 5 классе,  на тему "Театр глазами детей". На данном  уроке используются АМО. Через активные методы обучения обучающиеся знакомятся с происхождением театра,находят различия между современным и древнегреческим театром, а также работают в группах, учатся сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Подробный конспект интегрированного урока литературы- истории по теме «Театр глазами детей».

Организационная информация

Автор занятия (ФИО)

Глушинская Елена Николаевна и Вишнякова Наталья Валерьевна.

Должность

Учитель русского языка и литературы, учитель истории и общества.

Образовательное учреждение

КСОШИ №4 Куандинская  средняя общеобразовательная школа – интернат №4

Республика/край

Забайкальский край

Город/поселение

Каларский  район посёлок Куанда

Предмет

Русский язык и литература, история и общество

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

Класс 18 человек

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

«Театр глазами детей»

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Открытый интегрированный урок.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

 Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Тема нашего урока «Театр глазами детей»

Технология  активного  обучения включает в себя методы, приёмы, способы и средства, которые  стимулируют познавательную деятельность обучающихся, вовлекают каждого из них  в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.

Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.

Сегодня  на уроке мы предложили несколько приёмов  и способов работы, которыми  мы пользуемся,  и которые, на наш взгляд,   эффективны на данном уроке.

    Переход образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.  

     Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Познакомить с происхождением театра.

 Показать различие между современным и древнегреческим театром.

УУД

Познавательные: Самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные: Умение поставить перед собой задачу на урок; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; умение видеть результат своей работы.

Личностные: Умение высказывать свою позицию, своё мнение; понимание обучающимися цели выполняемых ими заданий;  знание этических норм поведения.

Коммуникативные: Умение сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группах.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Познакомить с происхождением театра как с древнейшим видом искусства.

Развивать умение выделять нужную информацию.

Воспитывать любовь к искусству, к театру.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Познакомятся с происхождением древнегреческого театра.

Закрепят знания о современном театре.

Найдут различие между современным и древнегреческим театром.

Научатся играть роли театральных героев.

Выберут те методы, которые нужны будут для урока

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет).

Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что
для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.
 


Активные методы обучения
 – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Заранее готовятся : афиша, занавес, ключи, замки, фишки с масками, древнегреческие маски на сценку, 2 плаката, маркеры, билеты, весёлая, грустная маска, театральные куклы


Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

1-2 минуты

«Поздоровайся глазами»

заимстованный

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Дорогие ребята, давайте мы тоже начнём наш урок с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Лучше всего, чтобы в кабинете не было стульев и столов, потому что они мешают сближению обучающихся  урока

Коммуникативные

коммуникативная

Вхождение или погружение в тему

5 – 7 мин

«Театральные куклы»

«Ассоциации»

«Видимо-невидимо»

 Цель: создание атмосферы открытости,  создание позитивного настроя класса на урок и творческой атмосферы. Время: 3 мин Проведение: Учитель просит  обучающихся ответить какая куколка ему нравится и почему. Что их объединяет. Презентация проходит в течение 1-1,5 мин. Итог: создание дружеских отношений в классе и коммуникации.

Ребята должны привести ассоциации  к слову «театр»

Каждой команде предлагается плакат с маркерами. Даётся задание: написать всю информацию, которую они знают о театре. Учитель подводит итог.

Обучающиеся работают дружно.

Формирование ожиданий обучающихся

4-5 минут

«Маски»

Заимствованный

Оборудование: заранее готовятся две маски: одна- весёлая, вторая – грустная. Ребятам предлагается записать свои ожидания от урока и свои опасения на стикерах . Прикрепить к маскам. Ожидание к весёлой маске, опасения к грустной.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

Постановка задач урока.

Ребята, как вы думаете какой теме сегодня будет посвящён урок? (о театре).

Чего бы вам ещё хотелось узнать о театре? Давно ли существует театр? Интересно ли вам, откуда появился театр?

Какая цель стоит сегодня на уроке перед вами? (узнать, откуда пришёл театр, попробовать себя в роли актёра, сравнить сегодняшний театр с древним)

Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
       Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Личностные

Социальная

Фаза 2 «Работа над темой»

Просмотр видеоролика

5 минут

Просмотр видеоролика

 Обучающиеся смотрят видеоролик о древнегреческом театре.

.

Познавательные

Учебно-познавательная

Проработка содержания темы

5 мин

«Ключи»

Заимствованный

Оборудование: на доске висят ключи и замки.

Обучающиеся берут первый ключ и замок. На ключе написан вопрос, ответ они пишут на замок и прикрепляют на доску, берут следующий ключ и замок и т. д., пока не ответят на три вопроса, затем каждая группа зачитывает свои ответы. Учитель подводит итог.

Учитель: Ребята, скажите, а зачем людям нужен театр? А зачем нам с вами знать о театре?  Может кто – то из вас вырастет и станет актёром. А мы прямо сейчас попробуем оказаться в театре. Для этого вам нужно приобрести билеты.

Метод может быть использован на  разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Использование данного метода помогает детям систематизировать информацию,  полученную с видеоролика  и является планом ответа.

Познавательные

Информационная

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

3-4 минуты

Игра  «Билетик»

На билете изображён сказочный герой. Кто желает, может изобразить его или сказать его голосом. А мы угадаем.

Обучающиеся ставят перед собой цель, делают выбор.

Регулятивные

Коммуникативная

Проработка содержания темы

5 мин

5 мин мин

Метод «Инсценировка»

Метод «Кто больше?»

Ребята с масками проигрывают сценку из пьесы «12 месяцев», заранее подготовленную.

Учитель : Понравилась ли вам играть в древнегреческом театре? А можете ли вы сказать , чем наш современный театр отличается от древнегреческого. Давайте поиграем. Каждая команда приводит одно отличие и получает фишку. Играть будем 3 мин.

Метод настраивает на позитивную обстановку. Позволяет обучающимся развиваться творчески.

Учитель подводит итог, с помощь таблицы на слайде.

Регулятивная

Коммуникативная

Подведение итогов

1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Метод «Пожелание»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Учитель : Ребята, сбылись ли ваши ожидания, не подтвердились опасения, давайте посмотрим.
Материал: Театральная кукла.

Проведение:
Учитель предлагает ученикам рассказать кукле, что они сегодня узнали, нужен ли театр в жизни человека, что понравилось больше всего, что хотели бы повторить. Что бы изменили в современном театре. Хотели бы попасть в древнегреческий театр.

 Ученики отвечают на вопросы и хлопают себе

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от участников урока позволяет учителю скорректировать занятие.

Учитель возвращается к ожиданиям и опасениям .

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова участникам.

Желательно, чтобы проговорил каждый.

Аналитическая  информация

Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: 

- интеракции участников группового процесса и их коммуникации,

- визуализации хода и результатов образовательного процесса,

- мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),

- мотивации всех участников образовательного процесса,

- рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,

- анализа и оценки деятельности обучающихся.

Активные методы, используемые на уроке, составляют систему, так как обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учеников на всех его этапах, приводя к полному усвоению материала. Возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, значительная доля самостоятельности, ответственность за правильность представления материала и усвоение его другими – все вызывает развитие высокой мотивированности участников, желание заниматься. Результаты урока отражены в раздаточных материалах для урока (плакат, ключи, замки). В фазе подведения итогов учащиеся дают самооценку работе.

Визуализация материала /наглядный материал, на разных этапах урока обеспечивает наглядность и понимание.

Таким образом, АМО позволяет эффективно осуществлять и воспитательный процесс на уроке. Работа в группе, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры участников. Эти навыки в современной жизни играют ключевую роль  для достижения успеха в учебной и внеучебной деятельности.

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО и модерации  для:

 а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);

 

b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология

 

Использование технологии АМО на уроке – путь, который поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворение и успех на уроке.

Это урок. Речевая компетентность участников формируется через:

 - обучению содержания предмета

 - развитие социально-коммуникативных умений

 - личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

Урок  соответствует требованиям ФГОС.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Можно выделить следующие преимущества АМО:

            -в процессе речи развиваются  навыки мыследеятельности,

                      включается работа памяти, идет мобилизация и активизация

                      предшествующего опыта и знаний

                      -каждый чувствует себя раскованно,

                      работает в индивидуальном темпе

                      -повышается ответственность не только за свои успехи,

                       но и за результаты коллективного труда

                      -формируется адекватная самооценка личности,

                       возможностей и способностей, достоинств и ограничений

 

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Работа в группе, взаимоконтроль, индивидуальный контроль со стороны учителя-модератора. помощь друг другу в процессе общения, рациональное использование времени. Здоровьесберегающий эффект происходит за счет подвижных физминуток.

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации   (если апробация состоялась)

(Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты за счет использования технологии АМО и модерации).

Урок проведен в 5 классе. Соблюдены основные принципы модерации:

1.Структурированность (все содержание делится на четко определенные части)

2.Систематичность (части взаимосвязаны и логически следуют одна за другой)

3.Прозрачность (работа каждого участника видна учителю, видны промежуточные и итоговые результаты)

Все участники вовлечены в образовательный процесс. Их активность высокая.

Для применения АМО выбрана групповая форма работы с учениками. Роль учителя из наставника превращается в советника, равноправного участника. Участники стали более общительными, спокойнее, увереннее в себе.

Методическая ценность  урока/занятия/мероприятия

Запланированные цели и  задачи урока выполнены.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".

Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

интегрированный урок литературы и истории "Ошибка Наполеона"

Данный интегрированный урок посвящен Отечественной войне 1812 года. Урок разработан учителем истории Ярошевич О.Ю. и учителем русского языка илитературы Гостеевой Т.Н....

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Разработка урока "Стертая прелесть старины" (интегрированный урок литературы и истории)

На данном уроке мы познакомимся с некоторыми страницами нашей истории – строительство храмов, соборов, чтоб увековечить славу русского народа, и отражение подвигов и красоты творчества в литерату...

Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого  , смелого руководителя  крестьянского восстания,  подчёркивает его ум , сметливость, храбрость , гуманность,  связь с народом. Все...